Философия эпохи возрождения
В 14 в.- 17 веках происходит возрождение интереса к античной культуре.
Характерной чертой эпохи Возрождения стало появление гуманизма (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валло, Пико де ла Мирандола, Эразм Роттердамский, Себастиан Бранд, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.).
Гуманизм – образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает интересы личности (ценность человека как личности).
После эпохи средневековья здесь смещаются акценты. Если раньше положение библии о том, что «человек – образ и подобие бога» понималось как то, что человек бледная копия бога, то теперь в этой же самой фразе делался акцент на том, что человек подобен богу в его совершенстве. Поскольку человек является самым совершенным созданием бога, то его предназначение заключается в том, чтобы соучаствовать в творении мира богом, т.е. в усовершенствовании бытия. При этом провозглашалось величие и достоинство человека. Человека называли Титаном, т.е. всемогущим существом, для которого нет ничего невозможного.
Пантеизм. Согласно воззрениям пантеистов, нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога. Законы природы по их пониманию и есть бог. Или же бог – это и есть законы природы.
Так у Джордано Бруно бог понимается как совокупность закономерностей движения и развития, внутренне присущих окружающему нас миру. Механизмы всех процессов и деятельные принципы вещей каким-то образом причастны к существу бога.
Николай Кузанский (1401 —1464)
Кузанский разработал учение о совпадении противоположностей. Он доказывал, что противоположности в каком-то отношении могут быть тождественны. Целью этого являлось обоснование существования бога. Так, бог находится одновременно повсюду, но нигде конкретно, он является всем ,но ничем определённо.
Разрешение противоречия единства бога и его троичности им иллюстрируется на математических примерах. Поскольку бог бесконечен, то для этого им используется тождество трех различных геометрических фигур в бесконечности:
Так, по мере увеличения радиуса окружности (R1 < R2 < R3 < R4) кривизна окружности уменьшается. При радиусе, равном бесконечности, кривизна окружности равна нулю. Следовательно, окружность превращается в прямую линию. При этом в бесконечном круге любая точка будет центром, а дуга, хорда, радиус и диаметр совпадут друг с другом.
При увеличении угла α (α, < α2 < α3) сторона треугольника, лежащая против α, увеличивается. При а = 180° треугольник превращается в прямую линию.
Таким образом, в бесконечности эти 3 фигуры совпадают. А значит, бесконечная сущность бога подобным образом может быть триединой.
Процесс познания состоит в основном в сравнении неизвестного с известным, неопределенного с определенным. Поэтому, когда мы рассуждаем о простых конечных вещах, истину вывести не трудно, но когда предметом исследования становится бесконечное (такое как бог, вселенная), то его нельзя ни с чем сравнить, и потому оно всегда остается для нас неизвестным. Отсюда познание должно развиваться от менее полного к более полному и точному, всё более отражающему истину. Эту познавательную установку он называет «учёным незнанием».
Таблица 2. Этапы познания:
Вид познания |
Выполняемая функция |
1. Чувственное познание |
Воспринимает конечное и единичное |
2. Рассудок |
Разделяет противоположности |
3. Разум |
Соединяет противоположности |
4. Интеллектуальная интуиция |
Непосредственно созерцает совпадение противоположностей |
Как и большинство гуманистов, Николай Кузанский понимал человека как микрокосм (малым миром, подобным большому – космосу).
Макиавелли (1469-1527).
Его учение можно назвать политическим реализмом. Он считает, что управление людьми должно основываться на знании человеческой природы, особенностей человеческого поведения. Умелый политик должен больше принимать в расчет слабости и недостатки людей, чем их положительные качества.
Идеальный государь — это «лисица и лев», он должен быть и обожаемым народом и в тоже время внушающим страх. В случае необходимости правитель может и должен применять крайне жестокие меры, например, иногда необходимо поступить жестоко, чтобы избежать ещё более худшего, пожертвовать меньшим, чтобы достичь большего или принести в жертву настоящее ради будущих перспектив.
Макиавелли считает, что все меры оправданы, когда речь идет о сохранении стабильности и порядка в государстве. Так, если есть хотя бы возможность бунта, то лучше заранее казнить несколько десятков людей, которые могли бы возглавить его, чем допустить сам бунт, в котором наверняка погибнут тысячи или даже миллионы.
