- •1. Система сравнительного правоведения: основы авторского подхода
- •2. Существующие подходы к определению системы сравнительного правоведения и их критическая оценка
- •3. Сравнительное правоведение как срез во всей архитектонике правовой науки (дисциплинарная структура сравнительного правоведения)
- •4. Место сравнительного правоведения в системе юридических наук
- •5. Соотношение сравнительного правоведения с другими компаративистскими социально-гуманитарными дисциплинами
- •Система сравнительного правоведения
- •1. Существующие подходы к определению системы сравнительного правоведения и их критическая оценка
- •2. Система сравнительного правоведения: основы авторского подхода
- •3. Сравнительное правоведение как срез во всей архитектонике правовой науки (дисциплинарная структура сравнительного правоведения)
3. Сравнительное правоведение как срез во всей архитектонике правовой науки (дисциплинарная структура сравнительного правоведения)
Выявление дисциплинарной структуры сравнительною правоведения, как и структуры всякой науки, изучающей определенный системный объект, должно учитывать как объективные характеристики системы, так и субъективные цели исследователя. Объективное начало связано со стремлением к всестороннему изучению предмета сравнительного правоведения как комплексной науки.
Другим исходным моментом при этом является множественность и многоуровневость классификации, т.е. процедуры, с помощью которой осуществляется расчленение дисциплинарной организации сравнительно-правового знания, обусловленное наличием в одном и том же системном объекте большого разнообразия реальных структур, иерархических уровней и возможностью различных исследовательских целей, причем классификация иерархических систем допускает изменение исходного критерия при переходе с одного уровня системы на другой59.
Сравнительное правоведение - наука комплексная, а не комплекс наук. Комплексность его означает, что всестороннее изучение предмета возможно лишь при условии привлечения соответствующего комплекса научных дисциплин к его познанию. Сложность объекта сравнительного правоведения, который в своем составе имеет большое количество компонентов, подсистем, приводит к тому, что он в сравнительном ракурсе изучается не одной, а несколькими научными дисциплинами, научно-исследовательскими направлениями. Иными словами, вопросы, которые включаются в предмет сравнительного правоведения в целом, составляют костяк предмета отдельных сравнительно-правовых научных дисциплин и научно-исследовательских направлений. Таким образом, термин «сравнительное правоведение» охватывает всю матрицу сравнительно-правового знания, являясь собирательным для всех уровней и отраслей сравнительно-правового знания.
59 См.: Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. – М., 1982. – С. 93-94.
Представляется, что основным классификационным критерием для выделения дисциплинарной структуры сравнительно-правовой науки выступает ее объектно-предметная заданность. Сравнительное правоведение имеет выход ко всем правовым системам, существующим в мире, ко всем отраслям права, ко всем правовым явлениям и т.д. Все правовые явления могут иметь сравнительное измерение и в этом смысле входят в объект сравнительного правоведения. Ему приходится изучать все, что входит в сферу правовой науки - от целых правовых семей до конкретных правовых норм, явлений. Явления эти чрезвычайно разнообразны. Соответственно, во-первых, сравнительно-правовая наука слагается из ряда самостоятельных отраслей сравнительно-правового знания, т.е. она - наука многоотраслевая, во-вторых, сравнительное правоведение является, как и его объект, срезом правовым. Поэтому внутреннее структурирование сравнительного правоведения воспринимает систему правоведения в целом, и сравнительно-правовые научные дисциплины и научно-исследовательские направления являются как бы перекрестком сравнительного правоведения и соответствующих фундаментальных правовых наук60.
60 Именно в этом плане можно было согласиться с И. Колером, когда он говорил: «Сравнительное правоведение - это продукт юридических наук в их современном состоянии» (Цит. по: Константинеску Л.-Ж. Развитие сравнительного правоведения // Очерки сравнительного права : сб. / отв. ред. В. А. Туманов. - М., 1981. - С. 104).
В основе деления правоведения на отдельные подсистемы лежат два начала: 1) объективное начало—разнообразие и масштабность явлений, составляющих объект познания, и 2) субъективное начало - различные ракурсы рассмотрения. Согласно первому началу, объектом научного познания может быть право в целом или его отдельные части (отрасли права), а соответственно второму, могут быть выделены общетеоретический, исторический и формально-юридический ракурсы рассмотрения. Эти критерии, взятые в совокупности, позволяют в качестве фундаментальных выделять три блока научно-правовых знаний: 1) общетеоретическое правоведение, 2) историческое правоведение, и 3) отраслевое правоведение.
Поскольку, как уже отмечалось, внутреннее структурирование сравнительного правоведения воспринимает систему правоведения в целом, постольку в системе сравнительно- правовой науки могут быть выделены три блока сравнительно-правового знания, три специализированные его подсистемы: общетеоретическое сравнительное правоведение, историческое сравнительное правоведение и отраслевое сравнительное правоведение.
Внутри выделенных трех блоков - базовых структурных единиц сравнительно-правового научного знания можно выделить конкретные сравнительно-правовые научные дисциплины и научно-исследовательские направления на основе того же классификационного критерия (объект/предмет познания), а также дополнительного набора признаков (масштабность объекта познания, уровень абстрактности (обобщенности) получаемого знания, аспекты и уровни познания, цель исследователя и т.д.), особенно в тех случаях, когда совпадает объект познания.
Так, научной дисциплиной в рамках общетеоретического правоведения является «сравнительно-правовая теория»61, а исторического правоведения - «сравнительная история права». Отраслевое же сравнительное правоведение при этом может быть представлено как совокупность отраслевых сравнительно-правовых научных дисциплин (сравнительное конституционное право, сравнительное административное право, сравнительное уголовное право, сравнительное гражданское право, сравнительное семейное право и т.д.). Объектом познания каждой составляющей такой совокупности в самом общем виде выступают отрасли права.
61 Оставляя пока в стороне научно-теоретическое обоснование, в виде постановки вопроса отмечу возможность такой теории. Однако данное мнение не считается общепризнанным в сравнительно-правовой эпистемологии, потому и требует дополнительной аргументации, что будет дана в ходе дальнейшего изложения.
В рамках обсуждаемого вопроса важно также отметить, что научное познание представляет собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации (исследовательские направления как в структуре сложившихся наук, так и на междисциплинарной основе). Научно-исследовательские направления в дальнейшем, по мере накопления соответствующего материала, при наличии соответствующих атрибутов могут становиться научными дисциплинами.
Примером научного направления, в частности, в рамках общетеоретического сравнительного правоведения является «философско-правовая компаративистика», а в рамках сравнительного конституционного права - «сравнительное парламентское право», «сравнительное избирательное право» и т.д.
В системе сравнительно-правового знания следует выделить также междисциплинарное пространство. При этом, имея в виду, что междисциплинарность как форма взаимоотношений между специализированными отраслями научного знания, как считает Б. Лепти, есть «процесс, с помощью которого различные науки ... заимствуют друг у друга концепции, проблематику и методы „нового прочтения" социальных реалий»62.
В междисциплинарной плоскости научного сравнительно-правового знания можно выделить следующие исследовательские направления: на стыке с историей науки - историю сравнительного правоведения, с методологией науки - методологию сравнительного правоведения и т.д.
Однако возможность выделения отдельных научных дисциплин и научно-исследовательских направлений ни в коем случае не разрушает систему сравнительно-правовой науки. Какие бы структурирования внутри сравнительно-правовой науки ни произошли, она сохраняет за собой свойство научной целостности всей системы сравнительно-правового знания. В системе сравнительного правоведения они объединяются благодаря общей предметно-методологической заданности, единству цели и функциональному назначению. При этом объединяющим началом для составляющих сравнительно-правового знания является, прежде всего, систематическое применение сравнительно-правового подхода. Целостность, комплексность, связь компонента системы с целым обеспечивается, поддерживается по линии общих теоретико-методологических основ. Выведение любой из этих научных дисциплин из системы сравнительного правоведения, иначе говоря, подсистемы из системы целого, не только нарушило бы целостность, завершенность сравнительно-правового знания, но и лишило бы отпочковывающийся компонент теоретико-методологического фундамента. К тому же, разделение сравнительно-правового знания на отдельные блоки и другие более мелкие компоненты не исключает их пересечения.
Поскольку сравнительное правоведение как комплексная наука представляет собой систему научных дисциплин, каждая из которых имеет свою differencia specifica, постольку далее необходимо рассмотреть, конкретизировать объект и предмет отдельных сравнительно-правовых научных дисциплин, их взаимодействие с другими отсеками сравнительно-правового познания, а также с другими смежными разделами.
62 Лепти Б. Некоторые общие вопросы междисциплинарного подхода // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993. - С. 76.
