- •Часть I. Общие вопросы языкознания
- •1. Лингвистика и семиотика
- •1. Язык как знаковая система
- •2. Семиотические системы
- •3. Язык как знаковая система.
- •2. Коммуникация и язык
- •2. Характеристики языкового общения.
- •3. Схема общения в языке.
- •3. Язык, мышление и внеязыковая действительность
- •4. Язык и речь
- •5. Устная и письменная формы языка
- •6. Функции языка
- •Контекст
- •Контакт
- •7. Язык и общество. Социолингвистика.
- •8. Язык и говорящий человек. Психолингвистика.
- •Часть II. Уровни языковой системы Фонетика и фонология
- •Фонология
- •3. Системные отношения в фонологии.
- •Лексикология[2]
- •Грамматика[6]
3. Системные отношения в фонологии.
После того как фонемы данного языка выделены, важной задачей является их классификация, т.е. соединение в группы и системы фонем. Выше мы говорили, что язык представляет собой систему систем, единицы одного уровня которой связаны двумя основными видами отношений – синтагматическими, определяющими сочетаемость единиц и парадигматическими, объединяющие единицы на основании их сходства, причем, как выше уже говорилось, единица обладает значением (ценностью) только в пределах данной системы. Следовательно, системные отношения в фонологии следует искать в синтагматике и парадигматике единиц.
Парадигматические отношения в фонологии. Одна из двух основных функций фонемы в языке – быть смыслоразличительной единицей. Звуки сами по себе ничего не значат, но с их помощью мы различаем оболочки слов и морфем. Каждый звук обладает определенным набором признаков, которые называются конститутивными признаками. Определенный набор конститутивных признаков образует данный конкретный звук, полностью определяя характер его звучания. Любой согласный русского языка может быть охарактеризован набором из четырех признаков: глухой/звонкий, твердый/мягкий, по месту образования, по способу образования. Так, русский [г] – звонкий, твердый, заднеязычный, взрывной. Русский гласный характеризуется по трем признакам: ряд, подъем, огубленность/неогубленность. Звуки могут быть сходны по каким-либо признакам, а могут быть различны. Чтобы выявить сходства и различия звуков необходимо их сопоставить. Любые две фонемы языка, сопоставленные друг с другом, образуют оппозицию фонем. Свести в оппозиции можно любые фонемы языка, например, /а/ и /к/. Однако у этих фонем нет ни одного общего признака, кроме того, что они фонемы данного языка, следовательно, в данной оппозиции нетоснования оппозиции. Основанием оппозиции называются общие признаки фонем, а различные признаки образуют противопоставление. В оппозиции /д/ и /т/ в русском языке общие признаки: 1) взрывной, 2) переднеязычный, 3) твердый, а различные признаки: /д/ - звонкий, /т/ - глухой. По признаку твердости/мягкости /т/ противопоставлен /т’/, по взрывности/плавности - /н/, по месту образования – заднеязычному /к/. (См. [Степанов 1975: 85]).
Рисунок 9.
мягкий /д’/ /т’/ мягкий
т т
в в
е е
р р
д д
ы ы
й й
/г/ переднеязычный звонкий глухой переднеязычный /к/
/д/ /т/
заднеязычный заднеязычный
в в
з з
р р
ы ы
в в
н н
о о
й й
/н/ плавный /н/
Из этой схемы, которую можно продолжить как по вертикальным, так и по горизонтальным линиям, видно, что вся совокупность фонем обнаруживает черты структуры. В этой структуре есть места тесных, напряженных оппозиций, там, где в основании оппозиции совокупность общих черт велика, а противопоставление создается одним признаком, который и несет на себе все нагрузку противопоставления. Это оппозиции привативные. Таковы /д/ ~ /т/, /д/ ~ /д’/, /д’/ ~ /т’/ и т.д. Есть в ней места ненапряженные: /т/ ~ /н/, /д’/ ~ /т/ и др. Эти те места, где общие и различительные признаки оппозиции находятся в равновесии и где фонемы противопоставлены по многом признакам.
Совокупность фонем каждого языка образует структуру. Признаки, по которым одна фонема противопоставлена всем другим фонемам данного языка, называютсядифференциальными признаками фонемы. Совокупность дифференциальных признаков образует фонологическое содержание фонемы. У фонемы /д/ оно таково: переднеязычность, звонкость, твердость, взрывность. Фонема /г/ обладает двумя дифференциальными признаками: звонкостью (противопоставлена /к/) и заднеязычностью (противопоставлена /б/, /д/, /б’/, /д’/). Противопоставление по твердости не использовано, потому что в русском языке нет мягкой фонемы /г’/ (у заднеязычных согласных это противопоставление не играет фонологической роли). Взрывность не использована, потому что нет фонемы щелевого (фрикативного) произношения /γ/. Признаки по которым фонемы сходны называются интегральными признаками фонемы. Без интегральных признаков фонема могла бы существовать как абстрактный знак, но не мог бы существовать звук речи, воплощающий эту фонему. Интегральные признаки не входят в фонологическое содержание фонемы.
Совокупность дифференциальных признаков образует структуру системы, совокупность дифференциальных, интегральных признаков и элементов – систему.
Фонологическое содержание фонемы, ее дифференциальные признаки, предопределяют границы, в которых можно варьировать звуки, составляющие каждую фонему: до тех пор, пока дифференциальные признаки данной фонемы не совпадают со всеми дифференциальными признаками другой фонемы. Кроме того, они объясняют, в каких направлениях может измениться принятое произношение фонемы. Русское /г/ → /γ/, французское /R/ → /r/ или даже /γ/.
Понятие корреляции. Если фонемы в одной оппозиции соотносятся друг с другом так же, как другие фонемы в другой оппозиции, то обе оппозиции образуют корреляцию. Корреляция в фонологии может до известной степени быть уподоблена пропорции в математике. Примером корреляций в русском языке могут служить корреляция по твердости/мягкости и корреляция по глухости/звонкости. /п/ ~ /п’/ = /б/ ~ /б’/ = /т/ ~ /т’/ = /д/ ~ /д’/ = /р/ ~ /р’/ = /н/ ~ /н’/ = /л/ ~ /л’/ и т.д. Есть фонемы, которые не входят в данную корреляцию: например, /ж/, /ш/, /ц/ (только твердые) или /щ/, /j/ (только мягкие).
Синтагматические отношения в фонологии. Синтагматические отношения первичны по отношению к парадигматическим. Группировки и оппозиции (корреляции) строятся на основании наблюдений над реальными звуками в потоке речи. Разговор о фонеме мы начали с вычленения звуков в высказывании, т.е. в синтагматике, а затем перешли к фонемам способам их группировки, их отношениям в системе и структуре языка. Таким образом, синтагматические отношения были частично рассмотрены в разделе, посвященном способам выделения фонемы, а также определению понятия позиции, дистрибуции, вариантов фонемы (см. выше). Здесь еще раз остановимся на понятии сильной и слабой позиции. Наблюдая звучание слов, мы видели, что на некоторых отрезках звучания противопоставление и различение слов достигает полной силы, в то время как на других отрезках, противопоставление сглаживается, а в отдельных случаях может исчезнуть совсем. Ср. Прутик [прут’ик] – прудик [пруд’ик], прут [прут] – пруд [прут] или вал [вал] – вол [вол], валы [валы] – волы [валы]. Отрезки звучания с максимальной различительной силой называются сильной позицией, отрезки с меньшей различительной силой – слабой позицией. В слабой позиции происходит снятие различий между фонемами, то есть теряется часть дифференциальных признаков. Такие позиции называются позицией нейтрализации. Например, в русском языке слабой позицией по признаку глухости/звонкости является позиция конца слова (фонема нейтрализуется): мак – маг, трут – труд, много кос – много коз и т.д. Однако эта же позиция является сильной по признаку твердости/мягкости: мол – моль, кон – конь, бур – бурь и т.д.
