Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия металла.ppt
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.05.2020
Размер:
2.28 Mб
Скачать

Институт фундаментального образования Кафедра философии и межкультурных коммуникаций

Подготовил: студенты гр. MM-151 Фадеев Вадим Сергеевич

Щедрин Иван

Дмитриевич

Игнатьев Кирилл Антонович

Руководитель: к.ф.н. , доцент Угрюмов Владимир Евгеньевич

Содержание

1)Металлургия в мифах

2)Философия металла

3)«Протометаллический» период в Старом Свете

4)На заре века металла

5)Рациональный и иррациональный аспекты металлургии

6)Древнекитайская металлургия

Металлургия в мифах

Гефест — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец.

Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из своего бедра, в отместку Зевсу за рождение Афины.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребёнком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в своё лоно. Приёмной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности.

Словно живые летали изображённые птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и o преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал.

Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на олимп. Будучи в опьянённом состоянии, Гефест освободил свою мать.

Прометей - титан, сын титана Япета (Иапета) и океаниды Климены, подаривший людям огонь и ремесла, вопреки воли богов. Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо.

Тогда миром правили боги, жившие на высоком олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним. И не было у олимпийцев соперников, кроме более древних властителей - титанов, порожденный землей и небом. Посланцем мира между богами и еще не поверженными тогда титанами был юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Япета (Иапета). Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Прометей с жалостью взирал на людей, страдающих от холода, болезней и невежества. И решил облегчить им жизнь, вопреки воле богов.

Как вестник мира Прометей поднимался на олимп с жезлом в руке. Но однажды он пришел с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил в росник тлеющий уголек из очага богов. Он передал огонь людям и научил использовать его: научил готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл.

Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, и жили семьями в хижинах и домах, овладели искусствами, и если бы не смерть, против которой они были бессильны, их можно было принять за богов. В ярость пришел Кронид, вызвал к себе своих слуг силу и власть. Понял он, кто даровал людям огонь и знание против его воли и без его ведома. И велел он приковать Прометея к скале на высокой горе Арарат. Вместе с ними отрядил он бога- кователя Гефеста.

Очень не хотел Гефест выполнять свое поручение, но сила и власть были неумолимы и следили за каждым движением бога-кузнеца. С тяжкими вздохами Гефест приковал цепями к скале своего друга. Но и этого было мало. Зевс приказал пригвоздить Прометея к скале несокрушимым железным колом. Гефест закрыл глаза и не глядя вбил острие в грудь Прометея.

Дрогнул титан, но ни один стон не вырвался из его уст. И только когда удалились мучители он закричал от боли и скорби. Но новые муки ждали гордого Прометея. Зевс послал своего орла, чтобы тот каждый день прилетал на гору к прикованному пленнику и раздирал когтями его тело и клевал печень. Так как Прометей был, как и все титаны, бессмертен, за ночь страшная рана затягивалась и печень отрастала. На заре же над Кавказом вновь слышался шум гигантских крыльев. Орел опускался на Прометея, и его муки возобновлялись.

Веками длились страдания Прометея. Но столь же долгой была людская благодарность. Гончары и люди других огненных профессий почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества.

Философия металла

В ряду открытий, кардинально изменивших мир тысячелетия назад, одну из решающих позиций, без сомнения, занимает горно-металлургическое производство

Развитие человечества после бронзового века было обусловлено способностью находить металлоносные минералы и выплавлять из них металлы, а также искусством обработки последних и мастерством их использования. Именно металлы заложили основу современных цивилизаций, даже тех, что называются «постиндустриальными», поскольку ни одна из них не может обойтись без металлургии. Люди научились выплавлять из руды металл и делать из него орудия, в результате чего резко возросла производительность труда. Именно так в упрощенном виде выглядит толкование роли металла в цивилизационном процессе. Совершенно очевидно, что даже мягкая медь, а тем более ее разнообразные сплавы более пригодны для изготовления различных предметов, нежели камень или кость. Однако гораздо реже обращают внимание на другое последствие открытия металлов — международное разделение труда, одной из причин которого стало неравномерное распределение минеральных богатств по планете. В зависимости от наличия полезных ископаемых народы разделились на производителей и потребителей металла, что сыграло колоссальную роль в развитии человеческого общества.

Еще реже обсуждается то поистине революционное влияние, которое металлургия оказала на мировоззрение древних. Соприкоснувшись с металлами, человек впервые приоткрыл завесу доселе неведомой ему тайны. Он вдруг осознал, что неживая природа способна кардинально менять свои суть и облик: из зеленого хрупкого камня под воздействием огня возникало тяжелое вещество красного цвета (медь), самородки которого в природе встречались редко. Все это порождало мысль о существовании неподвластных человеку сверхъестественных и могучих сил.

И только избранные обладали даром вступать в контакт с таинственными сущностями и пользоваться их расположением. Секреты металлов строго охраняли от чужих глаз обособленные кланы умельцев, колдунов, шаманов.

Какие же задачи стояли перед древним металлургическим производством? С какой целью мастера ковали и отливали всевозможные изделия из разнообразных металлов? Ложная трактовка причин и следствий может привести к ряду досадных ошибок в оценках всей долгой истории горно-металлургического производства и связанных с ним человеческих отношений. Роль данного аспекта ярче всего, пожалуй, проявляется при сопоставлении металлургии Евразии и южной Америки.

Рис.1 - Карта-схема территориально-хронологического распространения металлов в Евразии и Северной Африке

«Протометаллический» период в Старом Свете

Первым металлом, с которым познакомились люди, была медь. Произошло это около 10 тыс. лет назад в Юго-Восточной Анатолии (рис.1). Археологи открыли там очень древнее поселение докерамического неолита Чайоню Тепеси (рис. 2), которое поразило неожиданной сложностью каменной архитектуры. Ученые обнаружили среди руин около сотни мелких кусочков меди, а также множество осколков медного минерала — малахита, некоторые из них были обработаны в виде бусин. Большое количество медных украшений было найдено и в поселении Ашикли Хейюк на юге Центральной Анатолии, датированном VIII тыс. до н.э. Однако медь, очевидно, была известна не всей Анатолии, так как почти никаких ее следов не было обнаружено в открытом археологами селении Невали Чори, где сохранились удивительно богатое каменное убранство и скульптуры. Медь и свинец были также обнаружены в Северной Месопотамии: в Ярым-Тепе I и II, Телль-Магзалии.

Орудия для добычи медной руды

В весьма разнообразном списке переднеазиатских и анатолийских древностей почетное место занял и великолепный Чатал Хюйюк, в глиняных домах и храмовых постройках которого также удалось найти образцы меди и свинца.

На карте хорошо видно расположение древнейших находок металлических изделий. Почти все известные артефакты, относящиеся к периоду с конца IX по VI тыс. до н.э. (т.е. до того, как в Месопотамии широко распространилась культура типа Урук), происходят всего из трех десятков памятников, рассеянных по обширной территории в 1 млн. км2. Отсюда извлечено около 230 мелких образцов, причем 2/3 из них принадлежат двум поселениям докерамического неолита — Чайоню и Ашикли: 113 и 45 изделий соответственно. Несмотря на наличие в регионе минеральных ресурсов и металлических изделий, в анатолийско-переднеазиатских областях в тот период так и не возникла настоящая металлургия. Наоборот, стагнация местной металлообработки затянулась на 4 тыс. лет.

Рис. 2. Поселение Чайоню Тепеси в Восточной Анатолии: IX-VIII тысячелетия до н.э. Здесь был обнаружен древнейший металл планеты

На заре века металла

Настоящая эра металлов в Евразии началась вовсе не там, где можно было бы ожидать. По логике вещей, металлургия должна была зародиться на Анатолийском нагорье, в Северной Месопотамии либо на западе Ирана. Однако горно-металлургическое производство появилось в V тыс. до н.э. на севере Балканского полуострова и в Карпатском бассейне. Со временем удалось нанести на карту четкие границы важнейшей Балкано-Карпатской металлургической провинции (БКМП) медного века. В начале 70-х гг. прошлого столетия здесь были открыты невероятно богатые и выразительные памятники, такие как Варненский «золотой» некрополь или же громадный медный рудник Аибунар в Южной Болгарии. Среди анатолийских и переднеазиатских археологических памятников того же периода ничего похожего не встречалось.

Еще до того как был открыт Варненский феномен, ученые обратили внимание, что северобалканские и карпатские центры металлургии производили не столько золотые изделия, сколько на редкость разнообразное оружие и всевозможные орудия: втульчатые топоры, комбинированные топоры-тесла, простые массивные тесла, долота и т.п. (рис. 4) Причем складывалось впечатление, будто местные металлурги и литейщики в одночасье овладели приемами отливки и отковки крупных изделий сложных форм. Т.е. мощное горно-металлургическое производство развивалось на Балканах весьма стремительно. Таким образом, если металлургия Анатолии 4 тыс. лет пребывала в трудно понимаемом застое, то на Балканах и в Карпатах эта отрасль пережила невиданный взлет. Чем же объяснить такой парадокс?