Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОСОБИЕ ПРОФ, ЭТИКА 2014.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.22 Mб
Скачать

2.2. Христианская этика

В средневековую эпоху на смену классическим античным добродетелям пришли новые христианские ценности: вера, надежда и любовь. Эти ценности во многом были противоположны тем, которые доминировали в античную эпоху. Культ разума заменила вера в Бога, христианская надежда сделала ненужной веру в предопределённость судьбы, а любовь была поставлена выше справедливости и закона.

В христианской этике любовь возвысилась до универсального нравственного принципа, который должен регулировать все отношения между людьми. Любовь фактически отождествляется с моралью, поэтому неслучайно христианский философ Августин провозгласил новое золотое правило нравственности: “Люби Бога – и делай, что хочешь”. Такая уверенность в том, что человек в состоянии любви не способен на совершение зла, объясняется тем, что любовь к ближнему является лишь отражением любви к Богу. В ближнем, через ближнего человек любит Бога. Отсюда и требование любить всех, не исключая даже врагов. Если же человек любит избирательно, одним платит добром, а другим – злом, он берет на себя прерогативу Бога, полагая, будто сам может решать, что справедливо, а что несправедливо. Источником любви также является Бог. Апостол Иоанн даже утверждает, что “Бог есть любовь”.

Таким образом, в христианской этике Бог выступает как моральный абсолют. Бог наделяется качествами всемогущества и всеведения и отождествляется с благом. Но Бога, обладающего такими качествами, оказалось чрезвычайно трудно совместить с существованием в мире зла. Возник вопрос: почему Бог допускает существования зла? Если Бог не может уничтожить зло, то он не всемогущ, а если не хочет, то не является всеблагим. Из решения этой проблемы возникла теодицея – оправдание Бога за существующее в мире зло. В христианской этике сложилось несколько вариантов богооправдания.

Согласно первому из них, Бог создал мир из “ничего”, поэтому на всем творении лежит печать небытия, конечности, злобы. Всему сотворенному присуща тяга к небытию, разрушению и самоуничтожению. Любая вещь удерживается в бытии одним только божественным содействием. Зло происходит не от Бога, а от небытия, из которого он создал мир.

Согласно второй концепции теодицеи, зло есть своего рода видимость, которая имеет отрицательное значение только с ограниченной человеческой точки зрения, а в целостной картине мира или с точки зрения вечности оказывается благом. Мир в целом является благим и прекрасным, а зло в нем существует только относительно: в виде недостатка, отсутствия добра. Но тогда получается, что божественная милость и забота распространяются преимущественно на целое, а не на отдельные его части.

Наиболее убедительным представляется третий вариант теодицеи, в котором возникновение зла связывается с грехопадением человека. Человек был создан по образу и подобию Божьему, но его природа была искажена после грехопадения. Через Адама грех вошел во всех людей, они потеряли возможность не грешить. Грех заключался в его отступлении от божественной воли, в чрезмерной гордыне. Последствием грехопадения в моральном смысле стала врожденная предрасположенность ко злу. Первородный грех выражается в слабости воли, неспособной решиться на добро; в незнании Бога и добра, в стремлении к чувственным удовольствиям. Человек оказался в плену у страстей, которые постоянно толкают его совершать зло по отношению к Богу, людям и самому себе.

В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви.

  1. Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов).

  2. Любодеяние (принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), грехи блудные естественные и противоестественные). 

  3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой). 

  4. Гнев (вспыльчивость, мечтание отмщения, непристойный крик, спор, брань, рукоприкладство, убийство, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего).

  5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот.).

  6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, оставление молитвы и душеполезного чтения, праздность, многоспание, празднословие, отчаяние).

  7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, любовь к одежде, роскоши, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего,).

  8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, неверие, непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему,)

Согласно христианскому учению, именно Иисус Христос совершил спасение человека, избавил его от власти греха и сделал доступным для него царство Божие. Обладая по Божеству истинной, божественной, вечной жизнью, Христос сделал ее доступной для каждого человека, являясь ее «начальником и совершителем» По словам преп. Иоанна Дамаскина «через Свое рождение или воплощение, а также через крещение, страдание и воскресение Он освободил (человеческую) природу от прародительского греха, от смерти и тления, сделался начатком воскресения, представил Себя путем, образом и примером, чтобы мы, шествуя по Его следам, сделались по усыновлению тем, что Он есть по природе: сынами и наследниками Божиими и сонаследниками Его».

Таким образом, в христианской этике граница между добром и злом проходит в душе человека. Нравственная жизнь предполагает постоянную борьбу между двумя этими силами, поскольку двойственна сама природа человека. В каждый момент христианин должен решать: поступать по своей воле или согласно воле Бога.