Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kokhanovskiy_V_P_-_Istoria_filosofii.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.34 Mб
Скачать

§ 7. Л. Н. Гумилев

Гумилев Лев Николаевич (1912—1992) — русский фило­соф и этнограф, доктор исторических и географических наук, создатель теоретической дисциплины этнологии. Сын знаме­нитых родителей, поэтов Николая Гумилева и Анны Ахмато­вой, Л. Н. Гумилев прошел трудный жизненный путь, был

552

репрессирован, многие годы провел в сталинских лагерях. Де­сятилетиями его произведения не могли увидеть свет. Лишь в конце 70-х — начале 80-х гг. началась широкая полемика по его концепции этногенеза в связи с философией истории, которую он разрабатывал.

Лев Гумилев написал два десятка монографий и более трех­сот статей по истории и культуре разных народов Евразии. Одной из наиболее ярких его работ, где последовательно из­лагаются основные идеи автора, является книга «Этногенез и биосфера земли». Она была написана в середине 70-х годов и депонирована в ИНИОНе. Только в 1989 году этот интересный труд стал известен широкому читателю. Конвенция Гумиле­ва находит свое выражение и в таких его работах, как «Этно-сфера. История людей и история природы», «Ритмы Евразии» и др.

Находясь на границе естественно-научных и гуманитарных исследований, Гумилев стремится применять к гуманитарно­му материалу естественно-научную методологиях Собственно, этнология для него, это наука, обрабатьюающая гуманитарные материалы методами естествознания. С этой точки зрения он и пересматривает понятие этноса, принятое в советской этногра­фии 70-х—80-х годов. Этносом считалась группа людей, объе­диненная территориально, а также собственно-культурными факторами — единством языка, самосознания, традиций. Не отбрасывая идею о культурном единстве этноса, Гумилев стре­мится вскрыть под этнической целостностью биофизическую основу, которая и приводит к культурному единству и своеоб­разию. В своих взглядах он опирается на идеи классического географического детерминизма, на концепцию Л. И. Вернад­ского, применяет энергетические представления. История пред­стает в его изложении не как собственно-социальный, но как социоестественный процесс, укорененный в природных законо­мерностях.

Этнос для Гумилева — это устойчивый коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллек­тивам, имеющий своеобразное внутреннее строение и динами­ческий стереотип поведения. Этнос имеет сложносоставную структуру. Он включает в себя субэтносы и может создавать с другими этносами суперэтнос. Так гасконцы, бургунды и нор­манны являются субэтносами в рамках французского этноса, а

553

французы, немцы и англичане в единстве образуют европей­ский суперэтнос.

Разные этносы обладают разными полевыми вибрациями, не похожими друг на друга. Характер этнического поля переда­ется от матери к ребенку.

Формирование нового этноса происходит в результате сле­дующего из космоса энергетического толчка, который сообща­ет группе индивидов избыточную энергию, называемую Гуми­левым «пассионарностью». Это слово происходит от passion — страсть. Пассионарность проявляется в том, что приобретшие ее индивиды неодолимо стремятся к некоей деятельности, свя­занной с достижением намеченной цели. Эта цель может быть как разумной и полезной, так и губительной для преследую­щих ее субъектов. Однако лассионарным личностям достиже­ние этой цели представляется более ценным, чем собственная жизнь.

Пассионарии — это мутанты, у которых не работает ин­стинкт самосохранения, свойственный обычным людям. Однако именно они являются той «закваской», без которой не может развиться этнос и сложиться новая культура. Пассионарии — экстремальные особи, ими движет бессознательное стремление. Вообще, люди для Гумилева часто действуют под влиянием мощных бессознательных влечений, вытекающих из их биофи­зической природы. Они бросаются в созидательную или разру­шительную деятельность, ведомые мощным инстинктом, по-добно туче саранчи, которая снимается с места, гонимая сле­пым импульсом.

Л. Н. Гумилев описывает образы пассионариев. Это, в ос­новном, крупные полководцы, воины, политики. Он говорит об Александре Македонском, Наполеоне, Яне Гусе, Жанне д' Арк, Сулле. Пассионарность, по Гумилеву, заразительна. Он выдвигает гипотезу пассионарного поля (подобия электромаг­нитного поля), благодаря которому пассионарность передается и один человек способен «наэлектризовать» десятки и сотни других людей. Так под влиянием пассионария-полководца полк действует беззаветно-храбро как единое целое. Пассионарная индукция проявляется повсюду. Гумилев говорит о пассионар­ности писателей и музыкантов, личное общение с которыми производит неизгладимое впечатление и заставляет людей сле­довать им. Передача пассионарности требует достаточно близ-

554

кого контакта. Пассионарии — не обязательно знаменитые люди, этим качеством могут обладать самые на первый взгляд рядовые граждане.

Кроме пассионариев, которых в обществе всегда не так уж много, в состав этноса входят гармонические личности, не об­ладающие особым энергетическим зарядом, и субпассионарии. Гармонические личности, у которых пассионарный импульс и инстинкт самосохранения уравновешены, спокойно живут без пассионариев, пока не появляется внешний враг, для борьбы с которым нужно добровольное самопожертвование и пассионар-ная одержимость. Тогда без пассионариев гармонические лич­ности оказываются слабы и беззащитны.

Субпассионарии — это люди с «отрицательной пассионар­ностью», ими управляют примитивные эгоистические импуль­сы, они не способны на страстное целедостижение и тем более самопожертвование. Они согласны продаваться за малые бла­га, быть наемниками любому тирану, плакать, ругаться и ост­рить, но не сопротивляться насилию.

Пассионарии, усилиями которых создается монолитность и своеобразие этноса, быстро гибнут, ибо не стремятся к сохра­нению своей жизни. Однако в силу своей энергетичности они успевают за короткую жизнь произвести на свет бастардов и таким образом рассеивают свой генофонд, позволяя этносу со­хранять и поддерживать пассионарность.

Всякий этногенез, идущий в результате пассионарного тол­чка, это более или менее интенсивная утрата системой пассио­нарности, гибель пассионариев и их генов. Возникнув, пассио­нарный толчок прокатывается по определенной территории и локализуется в результате естественных географических гра­ниц — гор, водных препятствий и т. д. На этой территории раз­ворачивается теперь этническая история, полная разнообразных конкретных событий, но подчиненная определенному закону.

Первая фаза — фаза подъема; это появление и увеличение числа пассионариев. Она длится около 300 лет и переходит в фазу акмэ — расцвета, когда складывается социокультурное своеобразие этноса. Вторая фаза тоже занимает около 300 лет. В этих первых периодах своего существования этнос практически неистребим и непокорим, он имеет тенденцию к экспансии и руководствуется лозунгом «Надо исправить мир, ибо он плох». Впрочем, избыток энергии может приводить к «пассионарному

555

перегреву», что выражается, в частности, в кровопролитиях внутри системы и ослабляет этнос. Затем происходит переход к фазе надлома, которая длится от 150 до 200 лет, и в это время начинается падение пассионарности. Оно продолжается в инер­ционной фазе и фазе обскурации, когда идет процесс замены пассионариев субпассионариями. Эти фазы сильно варьируют по времени. Наконец, следует либо гибель этноса под ударами внешнего пассионарного врага, либо его неопределенно-долгое пребывание в состоянии «реликта» — вялая дремота без твор­ческих сил вплоть до завоевания соседями. Таким образом, для Гумилева жизнь этноса во всем подобна жизни живого орга­низма, проходящего все этапы от рождения до смерти.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]