Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kokhanovskiy_V_P_-_Istoria_filosofii.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.34 Mб
Скачать

§ 3. Н. О. Лосский

Николай Онуфриевич Лосский (1870—1965) родился в местечке Креславка Витебской губернии. Гимназические годы прошли в Витебске. Затем — учеба в Берне на философском факультете, а с 1891 г. — на естественно-научном отделении физико-математического факультета Петербургского универси­тета. Приблизительно с 1894 г. Лосский систематически зани­мается философией, поступив на первый курс историко-фило­логического факультета. По окончании университета готовит диссертацию. В 1903 г. становится магистром, а в 1907г. — доктором философии, после чего работает вначале доцентом, а потом экстраординарным профессором Петербургского универ­ситета. Выслан из России в 1922 г. В 1942 г. избирается про­фессором Братиславского университета, а в 1945 г. переезжает во Францию. Послевоенные годы провел в США, где вплоть до самой смерти (1965 г.) оставался профессором Духовной академии Св. Владимира в Нью-Йорке.

Лосским написано много книг, большинство из которых переведено на иностранные языки. К основным произведени­ям следует отнести: «Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое», «Основные вопросы гносеологии», «Логи­ка», «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», «Бог и мировое зло», «Основы этики. Условия абсолютного добра» и другие.

Воззрения Лосского весьма своеобразны. Много занимаясь вопросами гносеологии, он называет свое гносеологическое направление интуитивизмом, в то время как онтологические построения склонен считать теорией идеал-реализма. Основополагающей, путеводной нитью в этом вопросе, опре­делившей специфику решения метафизических проблем, выс­тупила попытка обоснования Реального бытия Идеальным в духе метафизики платонизма. Платон — не единственная фи­гура в истории философии, привлекшая внимание Лосского. В известной мере его можно назвать последователем Лейбница с его монадологией. Но, как полагает историк русской филосо­фии В. В. Зеньковский, конструкции Лосского более гипотетич­ны и связаны более внешними связями, чем это может пока­заться на первый взгляд.

Лосский принимает довольно распространенное в русской

499

философии положение о том, что познаваемый предмет всту­пает в сознание познающего индивидуума в подлиннике. Подоб­ное живое созерцание чужого живого бытия возможно только потому, что мир есть органическое целое, в котором индивиду­альное человеческое Я «интимно связано со всем миром». Мир доступен человеку рационально и интуитивно. Рационально мы ухватываем «бесконечно малую часть его», зато интуиция до­пускает нас в святая святых Бытия, распадающегося на 3 сфе­ры:

идеальное бытие — содержание общих понятий, не связан­ных узкими рамками пространства и времени;

реальное бытие — события и все то, что имеет простран­ственно-временную форму;

металогическое бытие, согласующее два первых слоя в их «последней глубине».

Реальное бытие — предмет дискурсивного мышления, иде­альное бытие — интеллектуальной интуиции (умозрения), а металогическое бытие доступно только мистической интуиции.

Слой идеального бытия продуцирует бытие реальное в его психических (события, имеющие временную форму, но не име­ющие пространственной) и материально-телесных (события, имеющие пространственно-временную форму, а также процес­сы отталкивания) проявлениях. К идеальному бытию следует отнести прежде всего множество субстанциональных деятелей самой разной ступени развития, каждый из которых есть сверх­пространственное и сверхвременное существо, стоящее выше различия психического и материального. Субстанциональный деятель (бытие «метапсихофизическое») творит свои проявле­ния как реальное бытие сообразно принципам, имеющим ха­рактер отвлеченно-идеальных начал (например, принципы стро­ения времени и пространства, математические законосообраз­ности и др.).

Динамика мировых процессов разворачивается, таким об­разом, как взаимоотношения субстанциональных деятелей, обладающих полнотою свободы и вызывающих к жизни мно­гообразие процессов реального бытия. Каноны, по которым в мире запечатлевается их (деятелей) творческая мощь, облада­ют силой самоценных независимых регулятивов. По мысли Лосского, это Абстрактный Логос мира, потенциирующий его конкретную развитую системность.

500

Субстанциональные деятели строго иерархизированы. Во главе этой системы стоит высоко развитый «субстанциональ­ный деятель — Мировой Дух». Построенную таким образом картину мироздания Лосский называет иерархическим персо­нализмом, считая, что этим выражено существо его концепции, близкой к лейбницеанской монадологии.

Активность и «жизненное беспокойство» субстанциональ­ных деятелей, образующих стройное сцепление мира в систе­му, предполагает бытие и Сверхсистемного начала, которое трудноопределимо, и даже термин «Абсолютное» мало что ска­жет нашему уму. Это начало — Божественное Сверх что, тво­рящее мир как совершенно новое, Иное бытие, несоизмеримое с божественной глубиной, но вызванное к жизни чудом творе­ния. С этого момента божественное Сверхчто приоткрывается миру как абсолютная полнота бытия и как высшая абсолютно совершенная ценность: Добро, Любовь, Истина, Свобода, Кра­сота. Абсолютные ценности осмысляют, одухотворяют миро­вой процесс, выступая тем ясным божественным светом, к ко­торому неодолимо стремится каждая личность.

Путь к Царству Божию нужно пройти сообразно норматив­ной индивидуальной идее, координирующей прошлое, насто­ящее и будущее деятеля (последнее — в виде предвосхищения). Для одних этот путь короче, поскольку они сразу вступили на путь правильного поведения, согласно с нравственным зако­ном, требующим любви только к абсолютным ценностям. Другие же вместо полноты жизни создают себе скудную обед­ненную жизнь. Движимые эгоизмом, они освобождаются от своих недостатков лишь путем медленной, мучительной эво­люции, достигая полноты бытия сменой множества типов су­ществования.

Инстинктивные поиски более сложных форм жизни зас­тавляют эгоистичные существа частично отказываться от ис­ключительного себялюбия, пока, в результате ряда метамор­фоз, они не обретают полное право на воссоединение с Цар­ством Божиим.

Творчески вырабатывая, а отчасти подражательно усваивая все более сложные типы жизни, субстанции восходят к Боже­ственному бытию, преодолевая несовершенные связи матери­альных пространственных тел, содержащих процессы отталки­вания (психо-материальный процесс), через сферу Души (не-

501

пространственные процессы, в которых творятся и усваивают­ся относительные ценности) к Царству Духа, где множатся те непространственные деятельности, в которых творятся и усва­иваются абсолютные ценности.

Проблема принятия и обоснования системы ценностей — прежде всего проблема этическая, поэтому религиозная карти­на мира, начертанная Лосским, внутренне выверена высшими нравственными императивами. Философ вдумчиво исследует нравственное измерение жизни, логику побуждений к радостям земным и небесным. Неопределенность субстанциональных деятелей, сопряженная с их творческий свободой, выступает такой точкой отсчета, с которой может начаться в равной мере падение во зло или восхождение к добру. Прогресс или регресс есть свободно развивающаяся личная история каждого существа. Эта личная история может быть написана дьявольской рукою, поскольку субстанции обращаются и к «сатанинской природе», восстав против Бога. Отсюда зло.

Божественное Сверхчто и Бытие тварного мира в известной мере «играют на равных», именно потому, что творение прича-стно Творцу и от него исходит. Но Бог рано или поздно дает понять миру, что он (Бог) сверхценен, а зло относительно и противостояние Божественному всегда обречено. Однако дей­ствительное осуществление добра вовсе не требует, чтобы ря­дом с ним была и действительность зла. Зло могло бы оста­ваться никогда и никем не осуществленной возможностью, если бы никто не злоупотреблял своей свободой, и тогда в мире было бы осуществлено только добро.

Учение Лосского в своих самых глубоких, концептуальных ориентациях есть прежде всего учение этическое и лишь затем, в своеобразной теософской форме, — религиозное. Сам же он определял свои философские задачи так: разработка метафи­зики, необходимая для христианского миропонимания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]