Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kokhanovskiy_V_P_-_Istoria_filosofii.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.34 Mб
Скачать

§2. И. Фихте

Фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ, субъективный идеалист и диалектик. Родился в крестьянской семье, рано выделялся своими способностями и благодаря слу­чайным обстоятельствам получил образование. Был профессо­ром Йенского и Берлинского университетов (а в этом универ­ситете стал первым выборным ректором). Главный труд — «Ос­нова общего наукоучения» (1794).

Наукоучение

Свою философию Фихте называет «наукоучением» (наукой о науке) — фундаментом всех наук. При этом он настаивает на первенстве практически-деятельного отношения к миру перед теоретическим (созерцательным). Эту основную установку Фихте выразил в афоризме: «Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем».

Излагая содержание своего наукоучения, Фихте отмечает, что первая характерная черта подлинной науки состоит в том, что она должна быть единым целым, иметь систематическую форму, ибо отдельные положения не были бы вообще наукой,

182

а становятся ею только в целом, только через свое место в нем и отношением к нему. Однако наука — это не механическое це­лое (простое соединение частей), а органическая система, т. е. такое целое, в котором ни одна часть его не может существо­вать без всех остальных частей и без целого, как и наоборот.

Но чтобы целое было органическим, в нем должен быть «центр», т. е. такой элемент, который бы связывал все другие части. Вот почему любая наука, по Фихте, «систематична и органична» потому, что все положения в ней связываются в одном-единственном основоположении (принципе) и в нем объединяются в одно целое. Для самого наукоучения таким элементом является основоположение «Я есмь».

Вторая важная черта наукоучения та, что оно есть развива­ющееся целое, а не застывшее. Здесь Фихте исходит из того, что поскольку объект наукоучения — знание — есть не мертвое состояние, а «некоторый поступательный временной ряд» (т. е. развивается, имеет историю), то и наука о знании должна быть «прагматической историей» человеческого духа и спокойно сле­довать за ходом событий, которые происходят в этой сфере. Иными словами, наука о знании должна быть процессом, со­впадать с историей своего объекта.

Три основоположения фихтевского наукоучения:

1. Я первоначально само себя полагает, само себя созида­ет. В этом основоположении четыре глубоких рациональных мысли:

Во-первых, Фихте указал, что самополагание Я неотдели­мо от его самопознания, так что для Я характерна двуединая деятельность: созидательная (практическая) и познавательная (теоретическая). Вводя понятие практики (идеалистически по­нимаемой) в свою теоретическую философию, Фихте ставит важную гносеологическую проблему — единства теории и практики в познавательном процессе, который есть сторона практики.

Во-вторых, он рассматривает Я в рамках такого взаимодей­ствия объекта и субъекта, которое фактически включает в себя объективную реальность. Хотя он и выводит последнюю из мыслящего Я, но при этом замечает, что Я должно быть рас­смотрено не как чистый субъект, а как субъект-объект. Соглас­но Фихте, в этом Я «субъективное и объективное слиты воеди­но», потому что в своем созерцании Я полагает необходимость

183

самого себя. Фихтевское утверждение об изначальном единстве субъекта и объекта как ключе к пониманию последующей свя­зи между ними есть фундаментальное положение, «кусочек» ма­териализма.

В-третьих, Фихте выделяет два вида представлений, сопро­вождаемых чувством свободы (т. е. зависящих от человека) и чувством необходимости — т.е. относящихся к какой-то исти­не, которая должна утверждаться независимо от нас. Таким образом, под «внешней истиной» Фихте подразумевает вещь, с которой должно согласовываться представление о ней: а это есть не что иное, как «зародыш» принципа отражения.

В-четвертых, идея единства противоположностей: теории и практики, объекта и субъекта.

2. Я с равной необходимостью противополагается некото­рое не-Я. Или короче: Я полагает не-Я, т. е. свою противопо­ложность. В этом основоположении две главных рациональных идеи. Во-первых, идея единства противоположностей. Во-вто­рых, идея материальности: называя не-Я всю объективную ре­альность, прежде всего мир материальных вещей, философ однако показывал производность этой реальности от деятель­ности мыслящего Я.

Таким образом, в противовес мыслящему Я Фихте охарак­теризовал не-Я как нечто чувственно -воспринимаемое, наделил его свойствами объективной реальности (например, активнос­тью): материалистическое «прозрение».

3. Я полагает я и не-я. Здесь следует сказать, что, не допус­кая существования независимой от сознания «вещи-в-себе», Фихте вынужден ввести по существу два различных Я: одно из них тождественно индивидуальному сознанию, другое — не тождественно ему (абсолютное Я). Иначе говоря, Я с большой буквы — это абсолютное, «всеобщее Я», которое в ходе своей созидательной деятельности разделяется на эмпирические я и не-я, иначе называемые делимыми.

Фактически «всеобщее Я» выступает в наукоучении как надындивидуальный, сверхчеловеческий, мировой дух. По­скольку Я у Фихте рассматривается как охватывающий в себе и всецело определенный круг всяческих реальностей, оно есть суб­станция, — но это духовная субстанция. А это уже поворот к объективному идеализму, где просматриваются две важные идеи: раздвоение единого и субстанции.

184

Антитетический (диалектический) метод и его характерные черты

1. Диалектика Фихте — и в этом ее сила — неразрывно свя­зана с принципом деятельности, т. е. активным отношением индивида к действительности. Однако деятельность трактует­ся им как деятельность духа (мыслящего Я), а не как предмет­ная деятельность: фихтевская диалектика идеалистична.

2. Фихте достаточно четко сформулировал и стремился ре­ализовать применительно к разным сферам действительности идею (принцип) развития. «Нигде нет ничего постоянного», — восклицает философ, — «существует только беспрерывная сме­на». И хотя Фихте трактовал развитие идеалистически, но само его требование подходить к предмету не как к неподвижному и готовому, а как к живому и развивающемуся сыграло большую роль в становлении диалектики как Логики и метода познания. При этом идею развития он стремился соединить с идеей цело­стности (системности).

3. Именно противоречие абсолютного и конечного Я состав­ляет сердцевину диалектики Фихте. Ее специфика состоит еще и в том, что центральное противоречие как бы «прошивает» насквозь все звенья системы, собирая их тем самым воедино. Противоречие и его разрешение являются источником движе­ния и развития мысли.

4. Большой интерес представляет намеченный немецким мыслителем путь дедукции логических законов. И они, по его мнению, вьдвигаются в мышлении по мере развития его по­знавательной активности. При этом заслуживает внимания стремление Фихте понять логические законы как органически связанные с антитетикой и порожденные ею. Понимая под ло­гикой формальную логику, он считает, что наукоучение обус­ловливает значимость и применимость логических положений (но не наоборот), а потому оно является наукой о всеобщих формах и законах развития системы научных определений.

5. Диалектический метод Фихте оказался наиболее плодо-творным в сфере истории и культуры, хотя и был развит на идеалистической основе. Поскольку цель человеческой деятель­ности — а именно достижение идеала свободы — осуществля­ется в бесконечном процессе, то Фихте рисует картину истори­ческого развития человечества, показывает, какие конкретные

185

этапы оно прошло к этой цели и какие предстоит пройти. При­чем движущим принципом развития истории перехода от низ­шего этапа к высшему является противоречие между целью и средствами ее осуществления.

6. Фихте выявил диалектику познавательных способностей человека, вывел их в качестве этапов развития теоретического Я, восходящего от простого к сложному, от низшего к высше­му, от абстрактного к конкретному. Эти основные способнос­ти: созерцание, репродуктивное воображение, рассудок и разум. Способности духа Фихте разделяют на две группы: одни осу­ществляют деятельность (процесс), другие — остановку, фик­сацию (результат). Так, например, необходимо, чтобы резуль­тат «работы» продуктивной силы воображения — а это, по его мнению, фундамент познания, — был зафиксирован. Вечно подвижная, колеблющаяся, текучая деятельность воображения приостанавливается рассудком, который закрепляет ее резуль­таты, функционируя как «простое хранилище». Рассудок в от­личие от способности воображения ничего не создает, он толь­ко удерживает, останавливает уже созданное и таким образом делает его доступным познанию. Тем самым, это способность не творческая, а хранящая, удерживающая, закрепляющая.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]