Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Магистрант Двизова Елена - Серов.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
138.29 Кб
Скачать

Двизова Елена Викторовна

Магистерская программа «Актерское искусство»

Тема диссертации: "Соединение актерского мастерства и сценической речи в современной педагогической практике" (Л.А.Додин - В.Н.Галендеев)

Цель исследования – рассмотреть и обобщить методы и традиции по соединению актерского мастерства и сценической речи в современной педагогической практике (Л.А.Додин – В.Н.Галендеев)

Гипотеза – при условии комплексного обучения студента ВУЗ выпускает синтетического артиста с высокой технической оснащенностью.

Объект исследования – работа по соединению актерского мастерства и сценической речи в современной педагогической практике.

Предмет исследования – методы работы педагогического тендема Л.А.Додина и В.Н.Галендеева: метод поездок, метод обучения на сложном материале, метод работы с авторским текстом, метод организации театральной жизни.

Задачи исследования:

1. Исследование проблемы соединения актерского мастерства и сценической речи в разрезе истории.

2. Изучение теоретического и практического опыта по соединению двух дисциплин известных режиссеров и педагогов по сценической речи в современной театральной школе.

3. Обобщение методов исследования соединения двух дисциплин в современной педагогической практике.

4. Установка взаимосвязи комплексного метода обучения и синтетического артиста.

Во введении обозначена проблема. Выделено ключевое слово «соединение» как основание для исследования. Толкование лексического значения основных слов, относящихся к существу диссертации, например, таких как: «комплексность», «синтетический» … а также формулировка ключевых слов вывода.

В первой главе представлен исторический экскурс, а именно: как рассматривали эту проблему театральные деятели, перечислю в алфавитном порядке – Ю.А.Васильев, В.Н.Галендеев, А.А.Гончаров, Л.А.Додин, В.И.Немирович-Данченко, И.Ю.Промптова, К.С.Станиславский, В.М.Фильштинский, Е.И.Черная и другие.

Во второй главе рассмотрены методы работы педагогов СПбГАТИ, на протяжении более чем тридцати лет, пропагандирующих комплексное обучение: Л.А.Додина и В.Н.Галендеева (вторая глава частично написана в черновом варианте).

В заключении автор подводит итог проведенному анализу в контексте поднятых в диссертации проблем.

Предполагаемый вывод – актёры комплексного метода обучения обладают ярко выраженной индивидуальностью, высокой технической оснащенностью, умеют применять свои навыки и умения на практике.

В приложениях планируется представить:

  1. Уже имеющееся у меня интервью с А.В.Блиновой - профессором, зав. кафедрой сценической речи ЕГТИ и одновременно педагогом по актёрскому мастерству.

  1. Авторские звукосочетания в методике В.Н.Галендеева, предназначенные для тренинга по сценической речи и одновременно направленные на решение творческих задач.

Введение.

Проблема соединения дисциплин в образовательном процессе театральной школы, на наш взгляд, существует столько, сколько существуют сами дисциплины. Прекрасно сознавая, что в обучении, как и в жизни, всё взаимосвязано, «мы всё равно всё разделяем». (Додин. Диалоги с миром, стр. 47). Педагоги (а уж тем более, студенты!) не могут окончательно зафиксировать в своем сознании, что идет освоение не конкретных учебных программ по психологии, философии, сценической речи, танцу, фехтованию, вокалу, а идет воспитание актёра, его психофизическое развитие как артиста.

В истории русской театральной школы накоплен серьёзный опыт работы по соединению сценической речи и актёрского мастерства. Почему же тогда не утихают разговоры об их переменчивом нраве в отношении друг друга, о возникающих внутренних и внешних противоречиях? Как будто это не единый организм, а две, ничего не имеющие общего, системы. Иногда они демонстративно норовят обходиться друг без друга, тогда так и остаются системами, каждая – со своим кислородом, а воздуха почему-то не хватает. Не хватает театру, не хватает актёрам, не хватает зрителям.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между высокими требованиями к соединению сценической речи и актёрского мастерства и реальным состоянием этого процесса в современной актёрской школе.

Анализ теоретического и практического наследия по соединению двух дисциплин в работе со студентами-актёрами показывает, что эта проблема до сих пор решалась и решается единицами педагогов-подвижников и единичными театральными школами. А сегодня она усугубилась тем, что количество часов, отведённых для занятий сценической речью, в процессе образовательной реформы резко сократилось.

Научная разработанность данной проблемы. Мы не нашли специальных научных исследований по соединению сценической речи и актёрского мастерства в современной театральной школе, хотя число публикаций, где эта проблема затрагивается, достаточно велико. Между тем, вот уже более века существует серьёзная база для разработки не только проблемы соединения сценической речи и актёрского мастерства, но и гораздо шире – для разработки проблемы взаимосвязи всех дисциплин театральной школы. Это – труды Константина Сергеевича Станиславского.

Знакомясь с наследием Станиславского («Моя жизнь в искусстве», М., Искусство, 1983; «Работа актёра над собой в творческом воплощении», том 3, М., Искусство, 1955; «Работа актёра над ролью», том 4, М.. Искусство, 1955 и др.), можно сказать, что вся его система была направлена на органичное соединение разных дисциплин в преподавании актёру. Говоря об учебных программах театральной школы, Станиславский раскрывает свои взгляды на методику воспитания актёра и на проверку результатов обучения. Что, например, первокурсники должны показать на экзаменационном спектакле? Решительно всё! Дикцию, постановку голоса, навыки по таким дисциплинам как танец, фехтование, гимнастика… Всё «будет проверено на экзаменационном спектакле» (Работа актёра над собой, стр397, т 3, М. Искусство, 1955 г). То есть, каждый актёр должен понимать, что любая дисциплина – это часть актёрского мастерства и задача педагогов помогать соединению навыков и умению применять их на сцене в полном взаимодействии.

Проблема взаимодействия актерских дисциплин, в той или иной степени, волновала Немировича-Данченко, Мейерхольда, Кнебель, Эфроса. Корогодского, Гончарова и многих других известных педагогов, режиссеров и актеров. Мейерхольд мечтал о создании настоящих театральных педагогических институтов, «когда целый ряд выдающихся техников сцены бросят театр и посвятят себя, может быть, на целые десятилетия школе» («В. Э. Мейерхольд. Статьи письма речи беседы». Часть вторая. 1917-1939. Издательство «Искусство», Москва, 1968 г.), где будут учить так, чтобы каждый актёр в спектакле мог взаимодействовать на сцене и с партнерами, и со светом, и «даже с каждой вещью, которая попадает на сцену» (Там же), он должен стать инструментом «сложной оркестровой композиции», только тогда может получиться что-то значимое, настоящее.

Никогда не оставался равнодушным к данной проблеме Андрей Александрович Гончаров. Его всегда волновал вопрос подготовки актёров. Об этом его книги «Поиски выразительности в спектакле», М., Искусство, 1959, «Режиссерские тетради», М., ВТО, 1980, «Мои театральные пристрастия», в 2 кн., М., Искусство 1998.

Сам Гончаров довольно успешно работал в творческом тандеме с педагогом по сценической речи Ириной Юрьевной Промптовой. Своё видение рассматриваемой нами проблемы она изложила в многочисленных публикациях по сценической речи, в том числе, в книге «Воспитание речевой культуры режиссера», ГИТИС, М., 1978, в статье «Слово на сцене», Современная драматургия, 1986, в учебных пособиях «Сценическая речь» под редакцией И. П. Козляниновой, И. Ю. Промптовой, М., 1995, в учебном пособии «Искусство сценической речи», ГИТИС, М., 2014 и других публикациях.

Обращает на себя внимание работа Анны Николаевны Петровой «Сценическая речь», М, 1981, где рассматривается вся многослойность слова в процессе творческого труда актера.

Сегодня проблема взаимодействия дисциплин и, конкретно, соединения сценической речи и актёрского мастерства хорошо знакома каждому театральному вузу, но не каждый вуз делает последовательные шаги в ее разрешении. Более пристальное внимание данному вопросу стараются уделять педагоги Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

СПбГАТИ пытается работать в русле традиций, заложенных профессором Зиновием Яковлевичем Корогодским: «Он подчинил все направления кафедры одному из своих главных принципов – командности, как в процессе сотворчества, так и в процессе обучения» («Проблемы театральной педагогики». Материалы 9 Межвузовской практической конференции, 26 марта 2014 г., стр 56, С-Петербург, СПГуп).

Наиболее активными последователями Корогодского в современной театральной школе С-Петербурга стали Лев Додин, Валерий Галендеев, Вениамин Фильштинский.

В книге Л. А. Додина «Диалоги с миром», С-Петербург, Балтийские сезоны, 2013, в книге В. Н. Галендеева «Лев Додин. Метод. Школа. Творческая философия», М., СПбГАТИ, 2014, в совместной книге В. Н. Галендеева и Л. Д. Алферовой «Диалоги о сценической речи», СПбГАТИ, 2008, в книге В. М. Фильштинского «Открытая педагогика», С-Петербург, Балтийские сезоны, 2006 авторы поднимают проблему взаимодействия дисциплин, делятся наработанным опытом, ищут новые пути к их единению. Так, Вениамин Фильштинский вспоминает, что когда он работал над программой обучения под началом Льва Додина, они «хотели предметы именовать не «сценическая речь», а «актерское мастерство (сценическая речь)», не «танец», а «актерское мастерство (танец)…» (стр. 269 Фильштинский Открытая педагогика)

Задается этим вопросом и их коллега И.Ю.Васильев. В сборнике научных трудов «Искусство и искусствоведение: теория и опыт», Кемерово, 2005 г. Васильев пишет о том, что «некоторые «руководители» не учитывают возможности и пользу, которую приносят специалисты, преподающие сценическую речь, голосоведение, танец, сценическое движение, фехтование, ритмику, вокал, ансамблевое пение, акробатику» (стр. 17).

Интересна в плане анализа работы над словом статья Е.И. Черной в коллективной монографии «Сценическая речь. Теория. История. Практика. С-Петербург, изд. «Чистый лист», 2014, в которой она говорит о проблеме изреченных слов, живой актерской игре, считая, что «эта проблема растянута между двумя «предметами» профессионального обучения – сценической речью и мастерством актёра. Но трудно провести границу, где одно перетекает в другое, поскольку мыслить и говорить в образе того или иного героя – часть актёрского мастерства» (с 26).

Несомненно, внимание к поднятой проблеме есть, но оно не всегда постоянно и целенаправленно, о чём говорит и уровень обучения студентов, и уровень действующих актёров в театрах страны.

Обозначая тему, мы понимали всю её необъятность, поэтому сконцентрировали внимание на процессе обучения в области соединения сценической речи и актёрского мастерства конкретных преподавателей СПбГАТИ (Додин-Галендеев), но при этом мы не могли оставить без внимания предтечу этого процесса в театральной школе, связанную с именем Константина Сергеевича Станиславского.