- •Е.Е. Вяземский, д.П.Н., профессор
- •Тема 3. Теоретические основы и методология исторического образования в современной России
- •Историческая наука и историческое образование
- •1.1. История как наука
- •1.2. История как учебный предмет
- •2. Базовые параметры школьного исторического образования
- •. Подходы к определению целей, задач, принципов отбора содержания школьного исторического образования в мировом контексте.
- •Основные тенденции формирования содержания исторического образования в мировом контексте.
- •Проблема перехода к деятельностной системе исторического образования школьников.
- •3.4. Историческое образование в условиях «информационной революции».
- •3.5. Историческое образование в условиях глобализации и регионализации как мировых явлений.
- •3.7. Международный опыт решения сложных вопросов исторического прошлого и система образования
- •3.8. Современная учебная литература для педагогов и учащихся.
- •3.9. Компетентность педагогов в области современных методов преподавания
- •Источники
- •Литература
Е.Е. Вяземский, д.П.Н., профессор
Тема 3. Теоретические основы и методология исторического образования в современной России
План
1. Историческая наука и историческое образование в контексте развития общества и наук об обществе.
2. Базовые параметры школьного исторического образования
3. Тенденции исторического образования в России в контексте мирового опыта.
Введение
В современном российском обществе вопросы ценностей и целей общего (т.е. школьного) исторического образования – особенно в контексте гражданского и патриотического воспитания - вызывают всеобщий интерес, как со стороны профессионального педагогического сообщества, так и широкой общественности. Далеко не равнодушно к этим вопросам и политическое руководство Российской Федерации. Причины этого явления определяются спецификой исторического образования, его влиянием на воспитание гражданских и патриотических качеств молодежи. Вместе с тем в первое десятилетие новой российской государственности эти проблемы фактически не привлекали к себе внимания политического руководства страны, а в государственной политике и управленческой практике в 1990-е годы преобладало суждение, что государство не должно вмешиваться в вопросы целей и содержания исторического образования. Анализ дискуссий по целям общего исторического образования в суверенной России показывает, что в российском обществе в постсоветский период существовал широкий спектр подходов к понимаю целей исторического образования – от безграничной апологетики воспитательного потенциала курсов истории до тотального отрицания воспитательных задач школьной истории вообще. При этом некоторые участники дискуссии действительно считали, что вмешательство государства в вопросы образования вредно, что эти вопросы должны решаться внутри сообщества педагогов, что нельзя «научить любить Родину» и так далее. Вместе с тем в России в последние 10-15 лет сформировалось и стало доминирующим понимание того, что вопросы общего исторического образования, воспитания «историей» имеют самое широкое общественное звучание и заслуживают того, чтобы попытаться в них разобраться.
Предпримем такую попытку. Нам представляется крайне важным подчеркнуть, что многие участники дискуссии по вопросам исторического образования нередко имеют в виду разные предметы дискуссии. Так, в частности, на Всероссийской научно-практической конференции «Пути совершенствования исторического образования в образовательных учреждениях Российской Федерации» (Москва, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, ноябрь 2005 г.) стало очевидным, что одна часть участников дискуссии считает цели школьного исторического образования тождественными целям истории как академической науки.1 Другая часть аудитории придерживается точки зрения, что школьная история имеет свои специфические цели и задачи, которые вытекают из статуса школьной истории как учебного предмета, причем сам статус истории как учебного предмета – далеко не однозначен. Дискуссия на конференции выявила это со всей очевидностью. Сторонники первого подхода настаивают на академической интерпретации целей образования, а вторые – на педагогической, точнее – психолого-педагогической. Кроме этого, в ряде случаев, высказываются и другие интерпретации целей исторического образования,2 которые, как нам представляются, во многом основываются на авторской интерпретации базового для данного дискуссии понятия «история». Поэтому начнем с его определения.
