Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
RK_praktikum.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
862.72 Кб
Скачать

В погоне за «углеводородным счастьем»

Ведущие нефтегазовые корпорации мира проявляют всё больший интерес к ресурсам Арктики. Арктический регион ещё относится к категории «белых пятен» на мировой карте нефте- и газодобычи, тем не менее впервые за последние 20 лет там активизируются буровые работы.

Годами ведущие энергетические компании Старого Света добивались взаимности Вашингтона в сфере upstream -и вот достигли-таки своего. Одна из них – Royal Dutch/Shell – на пороге заветной цели: министр окружающей среды США Кен Салазар недавно заметил, что «весьма возможно», в самое ближайшее время британо-голландский гигант сможет приступить к бурению скважин в американской части Арктики, у северного побережья Аляски. Это произошло впервые за прошедшие два десятилетия. Конкуренты ConocoPhillips и Statoil пока «переводят дух», но, случись шелловцам хотя бы на миг замешкаться, янки или викинги тут же будут готовы занять их место. Пока же, дожидаясь удобного случая, норвежцы стремятся компенсировать временные внешние неудачи работами на собственных полярных акваториях. Так, уже в следующем году, как заявили в нефтяном ведомстве королевства, будут выданы лицензии на поиски углеводородов на дюжине участков шельфа Баренцева моря. Правда, большинство арктических районов всё ещё мало исследовано, на многих участках геологоразведки вовсе не проводилось. Но это вопрос времени, ибо уже сегодня восемь государств, которым принадлежат высокоширотные регионы Арктики, – Дания, Финляндия, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, Швеция и Соединенные Штаты – надеются отыскать на дне ледовой пустыни своё «углеводородное счастье». А дальше, скорее всего, найдутся и другие страждущие. Хотя бы тот же вездесущий Китай (его ледоколы уже кружат поблизости, якобы исследуя местную фауну или зани­маясь вопросами экологии) или отказавшаяся от атомной энергии и потому ищущая новые источники углеводородов Япония...

Впрочем, активные сторонники сохранения окружающей среды не остаются пассивными наблюдателями. Их явно не удовлетворяют заверения Кена Салазара, наподобие того, что он «держит руку на пульсе проблемы», и заявления Shell о том, что «персонал компании хорошо обучен, а техническое оснащение позволяет сократить до минимума возможные нефтяные сбросы в морскую среду и, случись всё же такое, оперативно предпринять все необходимые для их устранения меры».

После тяжелейшей катастрофы на буровой платформе компании ВР в Мексиканском заливе США и Канада под давлением общественности полностью «заморозили» буровые работы в Арктике. Ибо любая авария здесь может привести к куда более тяжёлым последствиям, чем в тёплых водах. Об этом свидетельствует уже имеющийся печальный опыт: крушение в 1989 г. танкера Exxon Valdez у южных берегов Аляски и утечка нефти в 2006 г. из трубопровода той же ВР на шельфовом месторождении Prudhoe Bay.

Но опасность представляет не только транспортировка углеводородов, но и сами поиски нефти и газа в Арктике. Бурение на море возможно лишь в летние месяцы, а на суше – только зимой, поскольку северная тундра в короткое местное лето превращается в гигантское болото. Тем не менее западные энергетические концерны не оставляют надежд найти на Крайнем Севере местечки «поудобнее» и «побогаче» (в плане запасов нефти и газа), в частности в российской Арктике, хранящей в своих недрах гигантские залежи углеводородов. Есть на этом пути лидеры, есть и те, кто только делает первые шаги.

Номером один в данной сфере среди частных мировых нефтяных концернов, безусловно, является ExxonMobil, заключивший стратегическое соглашение с российской «Роснефтью». Таким образом американцам удалось потеснить ВР, тоже пытавшуюся наладить тесное сотрудничество с Москвой. Но у неё этого не получилось, а в затылок обеим уже дышат итальянская Eni и норвежская Statoil (последняя, кстати, имеет большой опыт освоения арктического шельфа), также стремящиеся не упускать из виду лакомые куски российской Арктики. Естественно, они отдают себе отчёт в том, что арктические нефть и газ – удовольствие не из дешёвых, на их поиски и разработку придётся сильно раскошелиться и никто не даст гарантий, что данное предприятие обернётся удачей. Так, например, потерями в 750 млн. евро завершилась для британской Cairn Energy попытка обнаружить углеводородные залежи на шельфе Гренландии. Но уж очень соблазнителен этот нефтегазовый куш, чтобы отказываться от него без борьбы!

Пока же самый молодой в истории концерна Eni директор, 36-летний Леонардо Мауджери, оценивая перспективы рынка нефти отмечает, что центры её добычи будут перемещаться в западное полушарие – США, Канаду и Бразилию. На Ближнем Востоке прирост производства «чёрного золота» ожидается в Ираке. Причём успех в деле освоения новых нефтегазоносных провинций может быть достигнут только благодаря повыше­нию активности частного бизнеса. По мнению Л. Мауджери, нельзя отдавать данные проекты в руки правительств, ибо последствия этого могут быть самыми плачевными. Не случайно ведь Милтон Фридман однажды уже предупреждал, что «если поручить правительственным чиновникам управление Сахарой, то в течение ближайших пяти лет песка там вовсе не останется.

(Статья Эндрю РАЧКО, эксперта Международного валютного фонда, взята из журнала «Нефть России», 10/2012 № 3, С. 13-14)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]