- •1.2.Декоративно-прикладное творчество:
- •1.3. Гробница императора Цинь Шихуана.
- •1.4. Великая Китайская стена.
- •2. Китайский ренессанс 7-9 веков н.Э.
- •2.1. Литература
- •2.2. Живопись.
- •2.3. Фарфор.
- •2.4. Поэтика камня.
- •3. Дворцовый комплекс в Пекине, 15 век.
- •5. Развитие знаний в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
3. Дворцовый комплекс в Пекине, 15 век.
В начале 15 века уже после изгнания монголов началось новое возвышение Пекина. Строгая планировка этого города сохранилась и доныне, улицы были ориентированы строго по компасу:
с севера на юг и с запада на восток, и пересекались взаимно перпендикулярно.
В плане Пекин представлял собой два примыкавших друг к другу, обнесённых стенами прямоугольника, соединённых между собой воротами. Весь город пересекала так называемая Большая Пекинская магистраль, которая скорее имела символическое, нежели практическое значение. Пройти по ней через весь город не представлялось возможным: путь преграждали искусственно созданный огромный холм, достигавший в высоту 6 метров и служивший защитой от злых духов и стены императорского дворца.
Императорский дворец был главным ансамблем Пекина. Расположенный в центре города, обнесённый красными стенами высотой 10 метров и окружённый рвом, наполненным водой, он получил название «Запретного города». Вся жизнь правителей Серединного государства протекала в его пределах. Императорский дворец, в котором жили несколько тысяч чиновников, охранников, наложниц и рабынь представлял собой своего рода «государство в государстве» со сложной системой подчинения, со своими законами и судом. Общая площадь дворца – 720 тысяч кв. метров. Вход в «Запретный город» был доступен очень узкому кругу людей. Дворец строился с применением такого конструктивного элемента, как многоярусного ступенчатого карниза. Его применение в домах простых людей запрещалось. Регламентировались и цвета построек: кровли императорских зданий покрывались черепицей золотисто-жёлтого цвета, храмов и домов крупных чиновников – зелёного, городские стены делались синими. Крышу дворца украшали декоративные фигуры людей, животных, птиц, драконов.
Другой достопримечательностью Пекина стал храмовый комплекс, посвящённый традиционному китайскому культу Неба. Этот комплекс включал в себя: Алтарь Неба, Храм Небесного величая и Храм Молитвы об урожае.
Алтарь Неба представляет собой круглую трёхъярусную мраморную террасу, обнесённую круглой оградой с четырьмя воротами. На верхней её площадке происходили церемонии жертвоприношения Небу. Площадка была устроена так, что обладала замечательным резонансом: по мере приближения к центру алтаря звук заметно усиливался, и у зрителей возникала иллюзия того, что император, а именно он приносил жертвы Небу, дабы способствовать зимнему повороту солнца на весну и лето, непосредственно общается с Верховным Владыкой.
Храм Небесного величая был окружён особой каменной стеной «возвращающихся звуков». Стоило даже негромко произнести слово, обернувшись лицом к стене, как в любом её месте громко было слышно одинаково чёткое эхо. Это уникальное свойство стены было результатом специальной кладки кирпичей, которую использовали средневековые китайские каменщики.
Храм Молитвы об урожае имеет круглую форму, символизируя небо, квадратный план двора олицетворял землю.
5. Развитие знаний в рамках конфуцианско-даосистской культуры.
Характер знаний в культурной традиции Китая резко отличается от западно-европейского понимания.
Обучение детей в Китае основывалось на зубрёжке иероглифов. Читать и писать мальчиков учили по старым конфуцианским книгам (специально для детей в Китае не было создано ни одного учебника). Как правило, люди, прошедшие долгий путь зазубривания текстов классических конфуцианских книг, с трудом воспринимали окружающий мир и не могли мыслить самостоятельно. Живое знание в Китае становилось невозможным.
Кроме того, в рамках даосизма, человек должен был стремиться взаимодействовать с вещью или миром как с нечто целым, поэтому СИНТЕЗ в мышлении был предпочтительнее АНАЛИЗА. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, считалось в Китае, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ считался бесполезным по причине своей бесконечности. Поэтому физики, математики, химии как наук в древнем Китае не было.
Западноевропейский историк Каррьер писал: «Китайцы приобрели много сведений, много открыли раньше европейцев (календарь, компас, бумагу, порох, фарфор), но они всегда заботились об одной пользе, не доходя до настоящего знания, которое даётся тому, кто ищет из любознательности, из-за истины».
Знания по - китайски – это прежде всего знание людей и законов жизни. Конфуций писал:
«Истинно мудрый должен жить, как живут все, то есть, жить по обычаю, и искать в жизни лишь моральное удовлетворение».
«Человек есть то, кем он является для других, и жить он должен волей «преодоления себя» во имя близких».
«Быть человеком – значит прежде всего любить людей».
