- •Гомер как личность и как мифологический персонаж в трудах античных ученых (Ксенофан, Зоил, Аристотель, Аристарх и александрийцы)
- •Почему сочинение аббата д’Обиньяка прошло незамеченным, «Пролегомены» ф. Вольфа вызвали глубокую научную полемику?
- •Теория «первоначального ядра»
- •Теория «малых песен»
- •Обоснование основных положений теории «унитариев»
- •Современное состояние «гомеровского вопроса»
Гомер как личность и как мифологический персонаж в трудах античных ученых (Ксенофан, Зоил, Аристотель, Аристарх и александрийцы)
Точных сведений о предполагаем авторе «Илиады» и «Одиссеи» античность не имела: Гомер был легендарной фигурой, в биографии которого многое оставалось спорным. Например, семь городов приписывали себе честь быть родиной Гомера. "Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины", - говорится в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). Время жизни тоже варьировалось по оценкам разных античных ученых: от 12 до7 вв до н.э. То, что рассказывали о самой жизни Гомера, носило фантастический характер. Вот некоторые типичные домыслы биографов, пытавшихся чем-либо заполнить жизнеописание Гомера при отсутствии сколько-нибудь прочного предания:
таинственное внебрачное рождение от бога,
личное знакомство с мифическими персонажами эпоса,
странствие по тем городам, которые считали Гомера своим гражданином,
украденные у Гомера рукописи произведений, относительно авторства которых существовали споры.
Вызывает сомнение даже собственное имя поэта, так как в жизнеописании он назван Гомером, или Мелисигеном. Причем некоторые считают, что и само слово «Гомер» – имя нарицательное, обозначающее слово «слепец». Поэтому Гомера в античном искусстве как правило изображали слепым старцем. А некоторые вообще считали, что «Илиаду» и «Одиссею» просто исполняли слепцы.
Порицатели Гомера
Первое интересное явление, с которым мы встречаемся в области гомеровской критики и встречаемся очень рано – это порицание Гомера с точки зрения религии и морали (многих коробило уже в 6м и 5м веках до н.э., что боги и герои у Гомера выступали с многочисленными человеческими слабостями и пороками). Например, одним из наиболее ранних критиков Гомера был Ксенофан из Колофона (~565-473 гг. до н.э.). В своем трактате «О Богах» он писал:
Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою, -
То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:
Красть, и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.
Столько наслышаны мы о богов бесчестных деяньях:
Ловко умеют украсть, обмануть и развратничать тоже,
Смертные верят, что боги рождаются, носят одежды,
Голосом наделены и видом во всем им подобны
(Ксенофан. О богах, 3(19)-8(20), пер. Я. Мееровича).
Зоил из Амфиполиса в начале 4 века до н.э. написал сочинение в 9ти книгах: «Бич против Гомера», или «Поношение Гомера». Он был представителем особого направления в литературе, которое ставит себе задачей высмеивать то, перед чем все преклонялись. Типы Гомера освещались односторонне, чтобы представить их в смешном виде или подчеркнуть неправдоподобие некоторых описаний Гомера.
Почитатели Гомера
Анаксагор, Метродор Лампасский, Стесимбрет Фасосский.
Ученая критика
Изучением поэм Гомера занимались многие ученые античности: Зенодот, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. Особенно важны работы Аристарха и его последователей александрийцев. Так, Аристарх Самофракийский отметил специальными обозначениями стихи по его мнению не подлинные, сомнительные, повторяющиеся и т. д. Аристарх считал, что «Илиаду» Гомер написал в юности, а «Одиссею» - в старости. Этим он объяснял некоторые существенные различия в поэмах, наличие которых другие ученые объясняли тем, что эти поэмы написали разные люди. В числе их наиболее известны Ксенон и Гелантик.
Несмотря на тщательность работы Аристарха и других александрийских ученых, в настоящее время она рассматривается во многих отношениях не очень высоко ввиду того, что эти ученые хотели сделать Гомера ясным, понятным, общедоступным и вполне совершенным поэтом, удаляя из его поэм все архаическое, непонятное и противоречивое.
Эти исследования не дошли до нас непосредственно, но известны нам из «схолий» - комментариев, составленных на основании их позднейшими, частью даже византийскими учеными (напр. Евстафием в 12м в. до н.э.)
Аристотель о Гомере
Аристотель в своей «Поэтике» эстетически подошел к Гомеру и проанализировал его художественные методы. Он писал: «Гомер и во многих других отношениях заслуживает похвалы, но в особенности потому, что он единственный из поэтов прекрасно знает, что ему следует делать» («Поэтика», 24 глава).
В «Этике Никомановой» Аристотель утверждает, что Гомер в своих поэмах воспроизводил древнюю общественно-политическую жизнь и, следовательно, характерное у него касалось человеческой жизни в целом.
