Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Население российской деревни в демографическом кризисе 1990-х годов.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
271.36 Кб
Скачать

О.М. Вербицкая *

«Население российской деревни в демографическом кризисе 1990-х годов».

/ Российская история 2009 г. № 4 стр. 114-129 /.

Актуальность проблемы демографического кризиса и его последствий в россий­ском селе определяется необходимостью научного осмысления итогов развития Рос­сии в XX в., в том числе, и на этапе радикальных политических и социально-экономи­ческих реформ в переходный период 1990-х гг. Изучение и обобщение демографиче­ских процессов, происходивших в не столь отдаленной исторической ретроспективе, представляется необходимым при составлении научно обоснованных долгосрочных программ по регулированию этими процессами как в стране в целом, так и в сельской местности.

В силу незначительной хронологической удаленности данного периода приходится констатировать, что его изучение по существу только начинается. Демографы, стати­стики, социологи и географы уже опубликовали некоторые работы, посвященные от­дельным аспектам демографического развития России в 1990-е гг. В то же время пуб­ликаций исторического характера пока еще нет.

Усилиями специалистов по исторической демографии Института российской исто­рии РАН, среди которых был и автор данной статьи, подготовлен к публикации оче­редной том издания «Население России в XX в.: Исторические очерки», где наряду с другими проблемами определенное освещение получили и основные направления де­мографического развития села в 1990-е гг.

В настоящей статье предметом изучения является сельское население России в условиях демографического кризиса 1990-х гг. Наряду с анализом изменений в демо­графической сфере села, ставится задача выяснения их исторических причин, а также возможных последствий, в том числе для политики и экономики страны и ее регионов.

Важнейшей стороной всеобщего кризиса, разразившегося в России после распада СССР, стало серьезное ухудшение показателей демографического развития. Начавши­еся в стране глубокие политические и социально-экономические перемены оказались весьма болезненными - большая часть жителей страны потеряла работу и средства к существованию, резко упал их жизненный уровень, росла смертность, а рождаемость, наоборот, быстро снижалась, стремительно сокращалась общая численность россиян. На «критическую массу» прошлых демографических тенденций, наложилось тяжелейшее состояние экономики, межнациональных отношений, социальной сферы. С 1992 г. в России началась естественная убыль населения, выразившаяся в превышении числа умерших над числом родившихся. Это явление впоследствии было названо «русским демографическим крестом». Начавшись с 219.8 тыс. человек в 1992 г. естественная убыль россиян ежегодно постоянно увеличивалась и к 2000 г. составила почти 1 млн. че­ловек (958.5 тыс.), а всего за 1992-2000 гг. достигла 6 млн. 610 тыс. человек.

Для российской деревни данный период оказался невероятно трудным. С началом реформ и политики «шоковой терапии» стала быстро меняться социальная структура села. В ней появилась крупная и мелкая буржуазия, мелкие собственники, постепенно складывался немногочисленный слой деревенской элиты, состоящей из бывшего кол­хозно-совхозного руководства, партийных и профсоюзных лидеров, заведующих скла­дами, магазинами - всех, кто был связан с дефицитными на селе ресурсами. Основную же часть сельского населения составляли наемные рабочие, включая батрачество.

Фермерское движение в России по ряду причин серьезного развития не получило. В современной структуре села фермеры составляют всего 2% населения, хотя почти в каждом регионе есть целые села, где жители активно занимаются товарным хозяй­ством.

Резкое социальное расслоение деревни сопровождалось массовой безработицей на­селения, потерявшего и работу, и землю. Это отразилось и на снижении численности работников, занятых в сельском хозяйстве, с 9 744 в 1995 г. до 7 209 тыс. человек в 2003 г. Уровень безработицы на селе практически на всем протяжении 1990-х гг. в 1.6 раза был выше, чем в городе. Примерно каждый пятый житель села в России оказался без­работным. При этом, по данным Министерства труда и социального развития РФ, во второй половине 1990-х гг. среди безработных на селе около 2/3 составляли женщины.

Глубокие изменения в сфере труда и занятости привели к снижению уровня благо­состояния жителей села. По данным официальной статистики эта категория граждан в целом была беднее горожан. Средняя зарплата в сельском хозяйстве резко понизилась: если в 1990 г. она составляла 95% от средне-российского уровня, то через 10 лет - менее 40%, и была в 3,1 раза ниже, чем в промышленности. Около половины сельского на­селения оценивалось как малоимущее - с доходами ниже прожиточного минимума, а его общее число постоянно на 10% было выше, чем в городе.

Для численности сельского населения, особенно в регионах, по-прежнему очень важны были территориальные передвижения внутри России, доля которых в 1995-1998 гг. в общем миграционном обороте составляла около 75%. Российская урбаниза­ция долгие годы имела экстенсивный характер - городское население росло в основ­ном за счет миграционного притока из села. Однако с конца 1980-х гг. из-за практиче­ски полного исчерпания миграционного потенциала села по целому ряду российских регионов приток в город заметно снизился, прежде всего, вследствие заметного поста­рения сельчан. Так, в 1990-е гг. по 15 центральным областям России среди них доля лиц старше 55-60 лет достигла 30-40%, в то время как в городских поселениях соответству­ющих территорий людей такого возраста было всего 13-24%.

Как известно, постоянное сокращение сельских жителей явилось одной из наиболее характерных черт развития России в XX в. В ряде российских регионов за 100 лет их убыль составляла примерно 2/3 от исходного уровня. В ее основе - как общие для боль­шинства индустриально развитых стран факторы, так и специфические, чисто россий­ские: в первой половине века решающую роль среди них сыграли социальные и демо­графические катаклизмы (потери в двух мировых и гражданской войнах, от голода 1930-х гг., политических репрессий и коллективизации). В течение второй половины XX в. это было связано с поглощением городом значительной части сельского населе­ния и урбанизацией. Своего максимума миграционные потери деревни достигли в 1960-1989 гг., когда численность ее жителей убыла сразу более чем на 17 млн. чело­век.

Очень важно подчеркнуть, что по данным официальной статистики, естественная убыль населения в некоторых российских регионах появилась за несколько лет до того, как она стала фиксироваться в масштабах всей России. Так, в Северо-Западном экономическом районе она была отмечена уже в 1990 г. В расчете на 1 тыс. человек здесь умерло на 1,6% больше людей, чем родилось, в 1991 г. на 3,3%; в Центральном - соответственно на 2,0%с и 3,4%, в Центрально-Черноземном на 1,1% и 3,3%. При этих региональных различиях в сельском населении страны естественные потери из-за пре­вышения уровня смертности над рождаемостью после 1992 г. еще больше выросли.

На общее количество жителей села в 1990-е гг. впервые за многие десятилетия по­ложительно повлияла миграция. Несколько десятилетий в миграционном обмене с го­родом деревня постоянно имела отрицательное сальдо, но с 1991 г. ситуация стала ме­няться. Из новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском про­странстве, потянулись в Россию, в том числе и ее сельскую местность, русскоязычные беженцы. Благодаря этому село получило миграционный прирост. В 1992-1994 гг. ежегодно оно пополнялось на 260-290 тыс. человек. Позже поток иммигрантов в Рос­сию существенно уменьшился, потеряв свою роль в восполнении естественных потерь. В 2000 г. он составил всего 4.8 тыс. человек.

В 1990-е гг. на некоторое время приобрели значение территориальные перемеще­ния из города в сельскую местность. Мигрировали в деревню россияне, сравнительно недавно уехавшие из нее и испытывавшие трудности при адаптации к городской жизни. Отток населения из города в «свое» село в 1991 г. наблюдался в 16 регионах России, а в 1992 г. - уже по всей ее территории. В 1997 г. в 13 субъектах Российской Федерации число прибывших в сельскую местность из города превышало количество выбывших, в 1998 г. - уже в 28 (Северо-Запад, Центрально-Черноземный район, кроме Курской обл.; Северный Кавказ, кроме Дагестана, Карачаево-Черкессии и Чечни; а также рес­публики Алтай, Татария, Хакасия, Чувашия и Удмуртия; Усть-Ордынский; Бурятский АО; Брянская, Калининградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Ор­ловская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Челябинская и Ярославская области). И все же, несмотря на то, что приток населения из города в сельскую мест­ность стал повсеместным явлением, реально ощутимой прибавки сельскому населе­нию он не дал.

На рост сельского населения повлияло также изменение статуса ряда населенных пунктов Российской Федерации. С 1989 по 2002 гг. около 300 бывших поселков город­ского типа главным образом из-за малочисленности населения было возвращено в сельскую поселенческую сеть. Такие изменения коснулись Белгородской, Владимир­ской, Калужской, Костромской, Мурманской, Новгородской, Ярославской, Астрахан­ской, Волгоградской, Ростовской и многих других областей и национальных респуб­лик. В результате общее число сельских населенных пунктов в России возросло по­чти на 2.5 тыс., а число их жителей в 1991 г., например, за счет этого увеличилось на 185.9 тыс., в 1999 г. на 199.6 тыс., в 1992 г. на 461.9 тыс. человек.

Благодаря приросту, достигнутому в первой половине 1990-х гг., в сельской местно­сти РФ к 2001 г. проживало на 330 тыс. больше населения, чем в 1990 г. Однако уже с середины 1990-х гг. численный рост жителей села в масштабах России приостановил­ся, а на территории 47 ее субъектов вновь стала ощущаться их убыль.

Региональная динамика количества сельского населения России отличалась выра­женной контрастностью. Его рост отмечался на Северном Кавказе (только в Ростов­ской обл. на 169 тыс. человек, в Дагестане на 159 тыс., в Краснодарском крае на 141 тыс., в Поволжье на 203 тыс., менее значительно на Урале - на 140 тыс. и в Калининград­ской обл. на 38 тыс. человек). В азиатской части России этот показатель увеличился лишь в Сибири (суммарно на 372 тыс. человек), в то время как на Дальнем Востоке он резко сократился - почти на 10%.

Наряду с этим в стране было несколько регионов, где число сельчан убывало в ка­тастрофических масштабах: в Рязанской обл. за период с 1993 г. по 2004 г. на 25%, Брянской на 27%, Смоленской на 28%, Курской на 31%, Сахалинской на 34%, а в Ма­гаданской обл. на 55%.