- •Введение
- •1. Зарождение и развитие философско-психологической мысли на древнем Востоке
- •1. 1. Зарождение философско-психологической мысли в древнем Египте и Вавилоне
- •1.2. Зарождение и развитие философско-психологической мысли в древней Индии
- •1.3. Возникновение и развитие философско-психологической мысли в древнем Китае
- •2. Философско-психологические знания античного мира
- •2.1. Философско-психологические взгляды в досократический период
- •2.2. Материалистическое, естественнонаучное направление в античных философско-психологических взглядах
- •2.3. Естественнонаучные представления древних греков
- •2.4. Новые подходы в объяснении психического
- •2.5. Психологические взгляды стоиков
- •2.6. Философско-психологические взгляды материалистов-атомистов III-I вв. До н.Э.
- •2.7. Достижения Александрийских врачей в изучении анатомо-физиологических основ психики (Герофил и Эразистрат)
- •2.8. Психофизиология Галена
- •2.9. Общие итоги развития философско-психологических воззрений в античную эпоху
- •Приложение Гераклит
- •Демокрит
- •Тит Лукреций Кар
- •Литература
- •Оглавление
В.В. Константинов
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО МИРА
(Учебное пособие)
Екатеринбург
2006
Ленинградский государственный университет
имени А.С.Пушкина
Факультет психологии и педагогики
имени акад. И.П.Иванова
Уральский институт практической психологии
В.В. Константинов
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО МИРА
(Учебное пособие)
Екатеринбург
2006
Введение
Психология, как и любая другая наука, имеет свой исторический путь развития. Известный психолог конца XIX - начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно - у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Подразумевая под этим, что психология и очень старая , и еще довольно молодая, по историческим меркам, наука. Она имеет за собой, как предысторию, тысячелетнее прошлое, ее же история, как существование самостоятельной научной дисциплины, исчисляется лишь десятилетиями. Периоду, который ознаменовался отходом психологии от философии (вторая половина XIX века), сближением ее с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода, предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей - с другой.
В данном учебном пособии рассматриваются проблемы предыстории формирования психологических взглядов. Изначально психологические идеи развивались в русле философской мысли. Философия (греч. phileo - люблю и sophia - мудрость; любовь к мудрости), стала той наукой, в рамках которой человек впервые стал задумываться о том, кто он есть, каково его место в окружающем мире, что такое душа и как она связана с телом, каковы границы человеческого познания и достоверность чувственных ощущений.
Философия как одна из форм общественного сознания впервые сложилась в рабовладельческом обществе. Термин “философия” впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Первоначально она объединяла всю совокупность знаний человека об окружающем мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории.
В условиях первобытно-общинного строя существовали лишь зачатки философской мысли. Так, в первобытном обществе люди, еще не имея никаких научных понятий о строении человеческого организма, о причинах смерти и т. д., не умея объяснить сновидения, пришли к представлению о том, что мышление и ощущение есть деятельность какого-то особого начала - души, якобы обитающей в теле человека и покидающей его после смерти.
Первобытный человек в извращенном виде представлял свою зависимость от природы: свое бессилие перед природой он выражал в виде причудливых образов фантазии. В этом заключаются наиболее отдаленные исторические и гносеологические корни религии и идеализма. В тоже время, если бы человек во всем придерживался фантастических представлений о мире, он не смог бы сделать и первого каменного топора. Что же касается лука и стрел, то Ф. Энгельс справедливо подчеркивал, что они “... составляют уже очень сложное оружие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый опыт и изощренные умственные силы, следовательно, и одновременное знакомство со множеством других изобретений”[23, c. 110]. Неправильно было бы считать, что во первобытные времена сознание человека целиком было заполнено религиозными иллюзиями и фантастическими верованиями.
По мере развития трудовых навыков у человека все более развивалось умение схватывать сущность вещей в ее конкретных проявлениях, усиливалась способность обобщать. На первоначальной ступени развития мышления это умение можно предположить лишь в самой зачаточной форме. Элементы отвлеченного мышления, разумеется, уже существуют и у первобытного человека, ибо и в отдаленные времена древнекаменного века это было мышление общественного человека, а не животного. Но отвлеченное мышление отнюдь не родится в готовом виде, оно проходит сначала первые этапы, отличающиеся от тех стадий, когда возникает философская мысль в древнем рабовладельческом обществе. В процессе первобытной трудовой деятельности и познания окружающего мира человек начинает осознавать, что различные предметы имеют общие признаки, например, многие деревья могут быть обозначены понятием “дерево вообще”, конкретные горы могут быть объединены понятием “гора вообще”.
Известно, например, что число является абстракцией: три слона, три дома, три камня - все эти совокупности разных предметов выражаются одним и тем же словом “три”. Слово это не меняется оттого, что мы говорим о трех слонах или о трех книгах. Между тем в языках многих первобытных племен сама система счета зависит от объекта счета, что приводит к множественности систем, свидетельствует о конкретности счета. В ряде языков племен, например, вообще нет числа “три”, а есть разные слова для того, чтобы обозначить три оленя, три рыбы и т. д. в соответствие с объектом счета. Необычайная конкретность языка хорошо иллюстрируется приведенными немецким этнографом Вестерманом 33 словами африканского племени эве, при помощи которых выражаются различные виды походки и поступи” [27, c.183-185].
Не раз отмечено исследователями и отсутствие в языках первобытных племен обобщенных, родовых понятий, одного слова для обозначения всех рыб или птиц, деревьев, цветов и т. д., при множестве слов, точно обозначающих породу животного, характер того или иного растения, предмета [27, c. 190-195].
Известно наблюдение этнографа Леенхардта относительно мышления некоторых первобытных племен, которое “не конструирует обобщений (дерево, животное, море, укус не существует в понятии, которое мы о них имеем)” [7, c. 33]. Если говорить об “укусе”, то надо сказать, укус какого животного имеется в виду. Единое слово “укус” и применение соответствующего общего понятия и для укуса мелкого насекомого и, скажем, такого хищника как волк, - это результат долгой обобщающей работы мысли. В языках некоторых племен, живших в условиях первобытного строя, точно так же нет слова “дерево”, различными словами выражаются лишь определенные конкретные породы деревьев.
Подобные факты из истории развития человеческой мысли и языка показывают, что общие понятия развиваются постепенно, что они становятся все глубже и шире, отражая успехи познания человеком окружающего мира. В этом состоит развитие мышления первобытного человека, а не в том что одни религиозные иллюзии сменяются другими. В сознании первобытного человека причудливым образом смешивались элементы стихийно-материалистических представлений, тесно связанных с практикой, и религиозно-идеалистические представления, отражавшие бессилие человека перед природой.
С возникновением и развитием классового общества первобытные мифологические представления претерпевают существенные изменения. Боги, олицетворявшие прежде силы природы, приобретают социальные атрибуты, становятся олицетворением общественных сил, власти, столь же грозных, непонятных и непредсказуемых, как и стихийные силы природы. Боги уподобляются могущественным земным владыкам. Так, боги охоты, ранее представлявшиеся в виде диких зверей и хищных птиц, превратились в богов покровителей войны, имеющих облик царьков, военоначальников. В условиях рабовладельческого общества эти религиозные верования систематизируются жрецами. Возникают учения, объявляющие мир, царскую власть и систему рабства воплощением “божественной воли”, проповедующие бессмертие души и сотворение мира богами. Опираясь на власть знати, они становятся господствующими. Однако и в этих условиях уже у народов древнего Востока и античного мира зарождаются и возникают первые ростки материалистического миропонимания и зачатки научных знаний о природе, направленные против религии и идеализма. Философская мысль начинает развиваться в древнем Египте и Вавилоне, Индии и Китае, Г реции и Риме еще в условиях рабовладельческого общества.
Страны древнего Востока и Греция и Рим, дали мировой человеческой мысли замечательные образцы разнообразных и глубоких философских идей и систем, в рамках которых развивались первые психологические воззрения.
