- •Состав литературоведения. Соотношение теории и истории литературы. О точности в литературоведении. Состав литературоведения
- •Признаки художественной литературы
- •Основные литературоведческие дисциплины
- •Вспомогательные литературоведческие дисциплины
- •Библиография.
- •Палеография.
- •Историография. Точность в литературоведении
- •Чувственное и рациональное познание, их основные ступени. Природные задатки таланта, их развитие в зависимости от типа культуры.
- •Чувственное познание Основные ступени чувственного (эмпирического) познания
- •Рациональное познание Основные формы рационального познания
- •Виды умозаключения
- •Природные задатки таланта, их развитие.
- •Значения слова «образ» в философии, эстетике, психологии. Образ как эстетическая категория, его отличие от понятия. Значения слова «образ»
- •Образ как эстетическая категория, отличие образа от понятия
- •Фактографические и иллюстративные образы.
- •Свойства художественного образа. Другие виды образов в произведении. Свойства художественного образа
- •Виды эмоциональной оценки
- •Виды образов
- •Образность искусства как объективная предпосылка множественности интерпретаций
- •Тория Платона
- •Тория Аристотеля
- •Гегель об «идеализации» в искусстве.
Свойства художественного образа. Другие виды образов в произведении. Свойства художественного образа
Типичность – обобщение
Может нести репрезентативный характер: выделяются какие-то черты реального предмета; может быть символом. Образ-символ характерен для лирики: парус у Лермонтова, пророк у Пушкина.
«Знакомые незнакомцы» – литературный персонаж становится типом в результате творческой типизации, т. е. отбора определенных сторон жизненных явлений и их подчеркивания, гиперболизации в художественном изображении.
Экспрессивность – выражение идейно-эмоционального отношения автора к предмету. Воздействие на все пласты сознания, обращенное не только к уму, но и к чувствам.
Виды эмоциональной оценки
Эстетические категории
Традиция деления героев на «положительные», «отрицательные», «противоречивые». Героизирует или, напротив, обнажает комические противоречия. Комизм, трагизм, драма и т.д.
Тропы как «явные способы моделирования мира».
Явные и неявные (скрытые) способы выражения авторской оценки.
В «Евгении Онегине» автор многократно признается в любви к своей героине: «Простите меня: я так люблю / Татьяну милую мою»; отношение же к Онегину он прямо не высказывает, провоцируя тем самым споры читателей.
Самодостаточность художественного образа – образ как форма выражения содержания в искусстве. Обобщение, которое этот образ несет, нигде не сформулировано и автору, объясняющему потом свое произведение не всегда можно верить.
Если же писатель выступает в качестве автокритика, разъясняя свой замысел, основную идею в самом произведении или в специальных статьях, то, По словам А. А. Потебни, «становится уже в ряды критиков и может ошибаться вместе с ними»
Многозначность образа. Потенциал многозначности – причина самоценности образа. Вызывает различные толкования, о которых иногда и не помышляет автор.
А. А. Потебня, неизменно подчеркивавший многозначность образа, на примере жанра басни наглядно показывал возможность выведения из басенного сюжета различных нравоучений.
Виды образов
Образ-персонаж (персонаж) – герой, выходящий на первый план. Важен автору в плане раскрытия внутреннего мира. Персонажем может быть и предмет, и животное, которое обретает при этом антропоморфные качества.
Образ-представление – это описание; он проще, чем персонаж. В основном, вещи, внешности, предметы. Часто включен в портрет или рассуждение персонажа, то есть является частью персонажа. Но может быть и человеком – сбитенщик у Гоголя представлен как часть интерьера.
Голос (первичный субъект речи) – в лирике. Лирический субъект, от лица которого ведется речь, его оценка распространяется на все в стихотворении. Не обязательно конкретное лицо или автор.
Тропы и стилистические приемы высвечивают грани предметов, но не являются образами – они только средства их создания.
Образность искусства как объективная предпосылка множественности интерпретаций
Образность искусства создает объективные предпосылки для споров о смысле произведения, для его различных интерпретаций, как близких к авторской концепции, так и полемичных по отношению к ней.
Иносказателен и многозначен любой образ. Отсюда множественность интерпретаций, различные толкования и объяснения образа. А поскольку в любом виде искусства, в частности, литературе, есть свои образы, то и произведение искусства может толковаться по-разному.
Характерно нежелание многих писателей определять идею своего произведения, «переводить» его на язык понятий.
Л. Н. Толстой об «Анне Карениной» в письме к H. H. Страхову: «Если же бы я хотел сказать словами все то, что я имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала»
Не менее показательно ревнивое отношение художников к образам, созданным ими. Эти образы дороги им их неповторимостью, счастливо найденными деталями.
Гончаров горестно сетовал на вечного своего соперника в искусстве – Тургенева: «...не зернышко взял он у меня, а взял лучшие места, перлы и сыграл на своей лире; если б он взял содержание, тогда бы ничего, а он взял подробности, искры поэзии, например, всходы новой жизни на развалинах старой, историю предков, местность сада, черты моей старушки – нельзя не кипеть»
ИЗ ИСТОРИИ ЭСТЕТИКИ
Античные теории подражания (Платон, Аристотель), их роль в развитии эстетики. Различия между Платоном и Аристотелем в оценке познавательных возможностей искусства и в понимании творческого процесса.
Мимесиса – теория подражания – возникла в античности как первый образец рассмотрения художественного творчества с познавательной точки зрения.
Она была разработана Платоном и Аристотелем. Платон отрицал познавательное значение поэзии и считал, что она расслабляет человеческую душу. Аристотель же убедительно доказывает и познавательное значение поэзии, и то, что она очищает человеческие чувства, благотворно действует на психику и имеет глубокое общественное значение.
