Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11.Теория литературы_Крупчанов.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
905.17 Кб
Скачать

Глава 5 Проблемы художественного жанра Общее понятие художественного жанра

Когда мы рассматриваем художественное произведение со стороны его формы, мы обнаруживаем такие элементы формы, которые трудно соотнести непосредственно с содержанием:

а) образы, характеры, ситуации выражают идею;

б) композиция и сюжет также подчинены раскрытию идеи. Иначе говоря, положение о «содержательности» формы иллюстрируется на всех элементах «внутренней» формы достаточно адекватно.

Что касается «внешней» формы («формы формы»), т. е. языка, то она связана с идейным содержанием через «непосредственное» содержание (в речевых формах мы воспринимаем и композицию, и сюжет, и характеры).

Но кто объяснит, в чем сентиментальный роман Руссо «Новая Элоиза» и реалистический роман Достоевского «Бедные люди» сходны за пределами содержания и речи? Что общего в «Евгении Онегине», романе в стихах, и в «Дворянском гнезде», романе в прозе?

Как связаны идейное задание, замысел художника с выбором родовых, самых общих форм – эпических, драматических, лирических?

Наконец, важен вопрос о том, как возникли жанры.

Жанр – понятие историческое; жанры существовали не всегда; в искусстве древних в нерасчлененном виде обнаруживаются все три родовые формы: в трудовом действии обнаруживаются элементы драмы (подражание трудовым процессам), эпоса (рассказ, передача впечатлений), лирики (песня‑переживание).

Жанр как литературный род выделяется в древнегреческом искусстве:

а) эпос (Гомер, Гесиод);

б) драма (Софокл, Аристофан и др.);

в) лирика (Сапфо, Алкей и т. д.).

Кристаллизация жанров связана, по‑видимому, с увеличением удельного веса личности в обществе, дифференциации общества.

В искусстве общинного и родового строя человек не выделялся из общей массы (синкретизм), в искусстве рабовладельческого общества человек становится индивидуумом: родовые (жанровые) формы искусства в конечном счете определялись социальной дифференциацией древнегреческого общества (жанр возникает там и тогда, где человек чувствует себя единицей самостоятельной). Жанр представляет собой родовидовую специфику искусства вообще.

Также литературный жанр – показатель отношения человека к окружающей его действительности. Человек становится основным предметом изображения. В жанре мы видим, как ставший главным предметом искусства человек относится к явлениям природы и общества. Рассмотрим эти отношения:

а) в эпосе – объективный по отношению к художнику мир, где человек показан в сложных отношениях с другими людьми. Главной движущей силой содержания здесь является событие;

б) в лирике – субъективный мир художника; главная движущая сила содержания – переживание;

в) в драме – объективный по отношению к автору мир (сходство с эпосом), но, в отличие от эпоса, действие здесь дано в его непосредственной наглядности, на сцене.

Терминология

Термин «жанр» чаще всего обозначает род (эпос, лирика, драма).

Иногда «жанром» называют видовые варианты художественных произведений. Так, в эпическом роде есть виды романа, повести и т. д.; например, роман подразделяется на жанры: авантюрный, исторический, социально‑психологический и т. д.

Часто говорится о «жанровых формах», – сочетании неадекватном, ибо жанр и есть форма; наиболее точное употребление термина «жанр» – применительно к роду, а не к виду или подвиду; в любом случае речь идет о «жанровой специфике» литературного произведения, т. е. о некой всеобщей категории искусства.

Жанр, как и всякая форма, содержателен. Но не связан с содержанием непосредственно. Не связана непосредственно с содержанием и речевая форма.

Однако жанровая и речевая формы различны по функциям. В чем различие этих форм? В жанре наблюдается определенное постоянство способов выражения содержания (эпический, драматический и т. д.), чего нельзя сказать о речевых формах, весьма многообразных.

Содержанием в жанре будут не элементы отдельного произведения или творчества писателя (для которых есть свои конкретные формы), а литературный процесс в целом. Поэтому жанры не располагаются в литературном процессе по прямой – как отрезки этого процесса. Лиро‑эпика, эпос, лирика, драма охватывают литературный процесс, являясь его рамками.

Теоретики литературы ИМЛИ представили жанровую конструкцию художественной литературы в виде константного прямоугольника (см. рис.)

Жанр – самый «консервативный» элемент формы, сохраняющийся в веках. Недаром его называют «памятью искусства».

В то же время жанр является элементом «внутренней» формы в каждом данном произведении и обусловлен идейным содержанием и замыслом автора (например, признаки романа в «Войне и мире» Л. Толстого: общие, «романные», и толстовские, «эпопейные»).

Таким образом, жанр, с одной стороны, – неповторимое конкретно историческое явление, а с другой – величина постоянная в процессе развития литературы.

Жанр не движение содержания в рамках литературы, а сами эти рамки (структура).

Жанр есть результат затвердевания одного из элементов содержания: а) скажем, в «Евгении Онегине» эпистолярные элементы не являются «жанровой формой», письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне раскрывают лишь часть содержания; б) в каком‑то конкретном случае эпистолярный элемент охватывает все содержание (роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Бедные люди» Ф. Достоевского). Но и это не жанровая, а непосредственно содержательная форма.

А уже повторяясь в других произведениях, «застывая», эпистолярная форма становится жанром («застывшее», «отвердевшее» содержание). Как «память искусства», жанр есть свидетельство о содержании литературы прошлых веков.

В литературоведении существуют различные точки зрения на природу и специфику жанра. Кроме обозначенной выше точки зрения, наиболее распространенным в литературоведении является толкование жанра как совокупности стабильных элементов содержания и формы литературного произведения: тематики, композиции.

Иногда в жанре видят лишь тип композиционной организации. Это узкое определение: здесь функция жанра как самостоятельной категории не обозначена.

Жанры рассматриваются и как задачи творчества вообще, что слишком широко. Категория рода определяется как закон содержательной формы. Но так же определяется и стиль. Однако род характеризует общее, устойчивое, постоянное, повторяющееся в структуре произведений; стиль характеризует индивидуальное, неповторимое. Произведения разных родовых категорий могут представлять один стиль (у Пушкина, Гоголя и т. д.).

Род определяет скорее состав и формы связи элементов (объем, речевая структура: монолог в лирике, диалог в драме, и то и другое в эпосе).

В стиле фиксируется качество и колорит целого. Жанр тоже определяет целое, но не со стороны конкретных форм, а со стороны общих родовых форм. Не случайно Э. Штайгер на этом основании предлагал отказаться от понятия жанра и принять термин «основной тон» произведения.

Но дело, конечно, не только в термине. Важно определить его параметры.

Общее определение: жанры – исторически обусловленные и в то же время вытекающие из специфики творчества данного художника наиболее общие формы литературного процесса, классы искусства на уровне его генетики.

Жанр не только определяется требованиями эпохи (ода, трагедия, как правило, отражали идеологию абсолютизма), но и субъективными данными, в частности талантом художника. Белинский утверждал, что каждый истинный поэт творит «для своих идей свои формы», это означает и «свои жанры».

Подлинный художник выступает как новатор и в жанре. Жанр «Войны и мира» – эпопея как новая форма романа.

Очень своеобразна специфика жанров драматургии Чехова. Рассмотрим кратко жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад», отмеченное целым рядом чеховедов.

Новаторство здесь так своеобразно выражено, что не позволяет отнести пьесу ни к комедии, ни к драме, ни трагикомедии.

В пьесе переплетаются драматические и комические элементы, но основная тенденция – комедийная, и потому Чехов назвал ее комедией. Драма предполагает драматичность конфликта и позиций положительных героев. Таковы «Три сестры», «Дядя Ваня». А в «Вишневом саде» Петя и Аня даны не в драматической ситуации. Признать «Вишневый сад» драмой – значит признать переживания Гаева и Раневской подлинно драматическими, заслуживающими сочувствия. Это и не трагикомедия: нет трагикомических героев и сквозного трагикомического действия.

В «Вишневом саде» видят «лирическую комедию», так как образы Ани и Пети оптимистичны, а не драматичны. Недраматичен (а относительно оптимистичен) Лопахин. Гаев – фигура комическая, Раневская – трагикомическая. Епиходов, Пищик, Шарлотта изображены сатирически.

При социально‑комедийной основе в пьесе проявляются лирико‑драматические и социально‑психологические мотивы (Раневская, Варя, Аня).

А.И. Ревякин не советует «облагораживать» идею гибели сада и облагораживать отрицательных героев. Они должны раскрываться на сцене в комедийном ключе. Не подойдет конфликт пьесы и для водевиля, так как отрицательные персонажи испытывают драмы «частного характера». Большинство исследователей возводят жанровую традицию пьес Чехова к пьесам Тургенева. Поскольку талант может проявляться в своих, ему присущих жанрах, выбор жанра зависит и от таланта. Ни Толстой, ни Чехов, ни Достоевский не писали поэм. Некрасов был слабее в прозе (эпосе) и, напротив, сильнее в лирике. Пушкин меньше работал в большой прозе.

Итак, жанр не форма композиции, а определенный тип изображения человека. Композиция неисторична: в любые эпохи могли быть использованы любые композиционные формы. Жанр историчен: в Европе XVI в. ведущий жанр – драма (Корнель, Расин, Шекспир), в XVIII в. – роман (Свифт, Руссо, Стерн, Скотт).

Каковы же эти «типы изображения»? То есть какова классификация жанров?

Родовые категории: эпос, лирика, драма (соответствуют трем категориям реальной действительности: событию, настроению, действию). У Гегеля эпос связан с объективностью изображения, лирика – с субъективностью, драма – их синтез (субъективно‑объективная категория). Но здесь у Гегеля – противоречие: ибо он же заявил, что в эпосе признак – событие, в лирике – настроение, в драме – действие; но действие – элемент эпоса, следовательно, драма ýже эпоса, хотя драма объявлена «синтетическим» родом. Не драма – синтез, а скорее эпос, в котором сочетаются и лиризм, и драматизм.

В лирике эпос – орнамент, обрамление, картина, лишь как вспомогательный признак, а основной – настроения, чувства, переживание (так же как в драме действие – основной признак).

В лирике – «образ переживания» (художественная мысль в форме переживания). Главное в лирике – личность, субъективность. Образ не отделяется от художника. Осуществляется процесс постоянного превращения содержания в форму (мысли и чувства – в образ и слово). Само творчество форм могло бы быть содержанием в лирике (модернизм). В лирике соотносятся авторское «Я» и мир. Главное в лирике не в том, что изображается, а в том, что выражается. В лирике Блока содержание не «она» («Незнакомка»), а «он», лирический герой: «И каждый вечер, в час назначенный // (Иль это только снится мне?)…»

В жанре драмы отмечается единство (одновременность) действия и времени, в которое оно происходит, хотя эпохи могут быть различны. В центре драмы – сильно выраженные характеры, действие, как правило, без авторского участия. Объект содержания – самодействие. Более резко выраженный конфликт. Сюжетные линии не пересекаются, сюжет стремительный и напряженный.

Нередко жанры определяются по сферам жизни человека: изображение общественного бытия – эпос, изображение общественного сознания – лирика.

Жанр – явление типологическое, исторически повторяющееся и в содержании, и в форме. Тип изображения человека в сюжете – эпос, в переживании – лирика. Жанрообразующие факторы в содержании – тематика, проблематика, конкретные идеи; в форме – объем, структура. Жанрообразующим фактором выступает и личность художника. Поэтому жанр является также художественно выраженным отношением субъекта и объекта изображения в содержании и форме литературного явления.

A. Жанровые типы эпического рода:

1. Большая эпическая форма. Ее виды:

а) роман, где изображены крупные исторические события, сложный жизненный путь героев, глубокие характеры. Подвиды романа: авантюрный, исторический, детективный, социально‑психологический, эпопея, античный, рыцарский, реалистический и т. д.;

б) эпическая поэма. Подвиды эпической поэмы: народная, сатирическая, роман в стихах, романтическая, героическая, реалистическая.

2. Средняя эпическая форма (изображен обычно период в жизни общества и человека). Вид: повесть. Подвиды повести: историческая, светская и т. д.

3. Малая эпическая форма, где изображен эпизод, событие в жизни человека. Подвиды: рассказ, новелла, художественный очерк. Новелла отличается от рассказа острым, неожиданным окончанием. Что касается очерка, то речь может идти о беллетристическом (художественном) повествовании, а не о точном (публицистическом) пересказе действительного события.

Б. Лирика. Ее виды: 1) лирическая драма; 2) лирическая поэма; 3) ода; 4) гимн; 5) стихотворение; 6) элегия; 7) сатира; 8) песня; 9) дифирамб.

B. Драма. Ее виды: 1) трагедия (оптимистическая); 2) комедия (слезная, водевиль); 3) драма.

Г. Лиро‑эпический род (совмещение событийности и переживания). Его виды: а) лиро‑эпическая поэма (стихотворный роман); б) баллада; в) басня.

Исторические, биографические, сатирические произведения не составляют родовых категорий, как полагают некоторые литературоведы, а характеризуют тематический аспект творчества или метод.

Иногда сатира противопоставляется реализму, недооценивается ее художественная специфика, которая состоит в «эзоповской манере» и в «заострении образа». Но понятие эпоса – понятие лирики, понятие драмы не противостоит специфике сатиры. Сатира не особый род, а подвид и вид каждого жанра: романа, повести, драмы, рассказа, очерка и т. д.

Род также не «тип эстетического отношения к жизни» (как думают некоторые, выделяя на этом основании, кроме четырех, еще другие роды – трагедию, юмор, патетику).

Всякий род порождает соответствующее отношение к действительности, но не всякое отношение к действительности порождает род: трагедия есть и в эпосе, и в лирике, и в драме, то же самое – в сатире. Сатира проникла в живопись, графику, скульптуру, кино и может считаться уже видом искусства. Все литературные жанры равноправны. Границы жанров очерчены нерезко, нечетко, они подвижны. Поэтому бывает трудно определить жанр («Войны и мира», «Вишневого сада», «Горя от ума»). К тому же в новейшем эпосе есть диалог, а в театре Брехта на сцене озвучена авторская речь, считавшаяся до сих пор признаком эпоса.

Трудность выделить жанр в его «чистом виде» привела Э. Штайгера (в кн. «Основные понятия поэтики», 1951) к отказу от понятия «жанр», о чем мы уже говорили. Вместо него он выдвигает понятие «основной тон». Но то же самое говорил в 1920 К. Бенедетто («Эстетика как наука о выражении», 1920). А до этого и А.А. Потебня предлагал употреблять вместо термина и понятия «жанр» понятие «стихия поэзии» (по психологическим и лингвистическим признакам).

Сейчас понятие жанра прочно обосновалось и обрело в литературоведении все права гражданства как родовидовая специфика формы.