Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Финогентов В.Н.Философия науки.Орел,2012 .doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.06 Mб
Скачать

  1. Становление и развитие науки

  1. Когда возникла наука?

В первой главе книги, говоря о взаимоотношениях научного и дона- учного знания, мы уже касались вопроса о времени возникновении науки. Разумеется, характер ответа на этот вопрос существенно зависит от приня- того понимания науки. В указанной главе мы достаточно подробно обсуж- дали специфические черты науки (научно-исследовательской деятельно- сти, научного знания, науки как академической системы и как социального института). Мы перечислили там множество характеристик науки и при- знаков научности. Сейчас - для обсуждения проблемы возникновения нау- ки - нам необходимо сформулировать своеобразный «минимум научно- сти». То есть нам необходимо указать минимум признаков, наличие кото- рых в составе когнитивной практики некоторого общества позволяет дос- таточно обоснованно утверждать наличие в этом обществе науки. Соответ- ственно, отсутствие этих признаков в составе когнитивной практики изу- чаемого общества будет означать, что наука в этом обществе еще не сфор- мировалась.

Можно предложить включить в состав такого «минимума научно- сти» когнитивной практики три взаимосвязанных признака:

  1. Рациональная обоснованность, доказательность знания;

  2. Наличие в составе знания идеальных (идеализированных, теоре- тических) объектов;

  3. Присутствие в составе знания неутилитарного знания1.

Анализ истории духовной культуры показывает, что эти признаки

весьма отчетливо наблюдаются в составе когнитивной практики античного общества, начиная с шестого века до нашей эры. Поэтому именно данный период истории (VI - IV вв. до н.э.) мы будем рассматривать как «пер- вую волну» становления науки.

Причины того, что наука сформировалась именно в античной Гре- ции, исследовались многими авторами. Чаще всего при этом указывается демократический образ жизни в древнегреческих полисах. Такой образ жизни требовал от граждан полисов умения ясно формулировать и убеди- тельно аргументировать свою точку зрения по многим вопросам общест- венной жизни. Это требование вызвало к жизни развитие риторики и ло- гики, которые, в свою очередь, были востребованы формирующейся фило- софией и возникающей наукой в качестве инструментария обоснования и доказательства знания. Второй причиной, стимулировавшей становление

1 Утилитарное (от латинского слова иШйаэ - польза) знание - это знание, обладание ко торым необходимо данному субъекту для решения тех или иных практических задач- Соответственно, неутилитарное знание носит бескорыстный характер. Оно удовлетво ряет, прежде всего, познавательные и эстетические интересы субъекта.

150

науки именно в античной Греции указанного периода истории, явился со- зерцательный образ жизни духовной элиты тогдашнего греческого обще- ства. Этой элите было свойственно умозрительно-эстетическое отношение к действительности. Трудовая, производственная, материально- практическая деятельность оценивалась представителями элиты как низкая и недостойная свободного и образованного человека. Материально- практическая деятельность, с их точки зрения, - это участь рабов. Свобод- ный человек должен был посвятить себя жизни созерцательной; его дело - это умозрение, мышление, художественное восприятие действительности.

Принципиально важную роль в формировании такого образа жизни сыграла возникшая в Греции в указанный период истории философия. Обычно подчеркивают выдающуюся роль науки в формировании филосо- фии. И это совершенно правильно. Но, пожалуй, еще более велика роль философии в возникновении науки. Действительно, именно философия в лице Пифагора, Парменида, Платона и других мыслителей обнаружила, что, кроме текучего, переменчивого, чувственно воспринимаемого мира, о котором люди могут составлять лишь многочисленные и противоречащие друг другу мнения, существует еще мир истинного бытия. Это - мир веч- ный и совершенный, мир, к которому человек может приобщиться через умозрение, через мышление, достигая, таким образом, истины. Именно философия нацеливает человека на обсуждение далеких от обыденности и приземленно-прагматических интересов, вопросов и проблем: проблемы первоначала всего сущего, проблемы познаваемости мира, проблемы про- исхождения Вселенной, проблемы предназначения человека... Именно в лоне философии и сложились те моменты когнитивной практики, которые мы включили в состав «минимума научности».

Неслучайно ведь и то, что создателями науки и создателями философии были одни и те же люди. Так, например, считается, что первое научное (геометрическое) доказательство дал основоположник философии Фалес Милетский. Хорошо известно, какое внимание уделяли математике Пифа- гор и его ученики1. По всей видимости, они и открыли факт несоизмери- мости геометрических отрезков (в частности, катетов и гипотенузы многих прямоугольных треугольников), имевший далеко идущие последствия ДЛЯ всей позднейшей математики. Основополагающий вклад в становление ло- гики и теории доказательств внесли Парменид и Зенон Элейский. Платон

Динство процессов возникновения математики и философии в античной Греции от- мечает и П.П. Гайденко. «Одной из причин того, что математика стала в Древней Гре- Те°ретической наукой, опирающейся на доказательство, - указывает она, - был ее ИР вд союз с философией. Этот союз определил характер не только древнегреческой ематики, но и философии, особенно таких ее направлений, как пифагорейство, пла- а позднее - неоплатонизм. Неслучайно время возникновения философии — ко- (Гай- ^ ВВД° НЭ* совпаДает с периодом становления теоретической математики» Денко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2009, с. 16-17).

151

был убежден в том, что изучение математики является необходимой сту- пенью подготовки философа. Именно Платон в совершенно ясной и явной форме выразил то, что истинное знание возможно только об истинном бы- тии, об идеях, что это истинное знание содержится в высшей, разумной части души человека, что оно — это истинное знание — не может основы- ваться на чувственных данных, не может описывать чувственно восприни- маемый мир. Истинное знание соприродно миру идей, потому и являюще- муся умопостигаемым. Хорошо известно также, что Аристотель, при всей его склонности к эмпиризму, выше всех наук ставил науки теоретические (созерцательные). Он был убежден, что высшее предназначение человека заключается в мышлении, в умозрении, недаром даже бога он представлял себе как «мыслящее себя мышление».

Таким образом, мы можем констатировать, что «минимум науч- ности» сложился в древней Греции в VI - IV вв. до нашей эры, что первые науки (математика, логика, а также астрономия) сформирова- лись в лоне философии.

Отметим здесь также, что существует точка зрения, согласно кото- рой рождение науки есть факт в некотором смысле случайный, поскольку рождение науки было возможно и произошло только в уникальных усло- виях древнегреческих полисов. Такая точка зрения содержит свою долю истины. Истина эта заключается в том, что становление и существование науки возможно только в определенных, осуществимых далеко не везде и не всегда социокультурных условиях. Некоторые из них были указаны выше. Отсутствие соответствующих условий исключает возникновение и развитие науки. Существенно при этом, что отсутствие таких условий мо- жет привести к исчезновению уже имеющейся в обществе науки. Утвер- ждение случайности возникновения науки трудно оспорить, поскольку ис- тория не знает сослагательного склонения. В данном контексте это означа- ет, что мы не можем знать, как развивались бы различные культуры (на- пример, западноевропейская культура), если в указанный период в Греции не возникла бы наука. Дело в том, что рождение науки в древней Греции весомо повлияло на весь ход дальнейшей истории. И другим культурам уже не было необходимости в этом смысле «начинать сначала», то есть самостоятельно порождать науку. Эти - другие - культуры развивали нау- ку, заимствовав ее существенные элементы у культуры античной Греции.

Тем не менее, на наш взгляд, правомерно предположение, согласно которому научная когнитивная практика, наука (возможно, несколько ино- го характера, чем античная) могла быть порождена и иными, чем в антин ной Греции, социокультурными условиями, в частности, она могла быть порождена требованиями материально-практической, производствен сферы. В некотором смысле это и произошло на заре Нового времени в падной Европе, когда потребности практики породили эксперименталь ^ и математизированное естествознание. Тем самым мы не отрицаем, ко

152