Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Финогентов В.Н.Философия науки.Орел,2012 .doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.06 Mб
Скачать

ны противоречила интуиции Эйнштейна. Это противоречие между интуи- тивным пониманием указанного мысленного эксперимента и пониманием его классической физикой подтолкнуло великого физика к формулировке принципа относительности и принципа постоянства скорости света, а за- тем - к созданию названной теории. Второй упомянутый выше эйнштей- новский мысленный эксперимент («лифт Эйнштейна») иллюстрирует то, что в физике называется принципом эквивалентности (локального тожде- ства сил инерции и сил гравитационного поля). Именно размышляя над этим мысленным экспериментом, Эйнштейн пришел к идее геометризации гравитационного поля, к идее, лежащей в основе общей теории относи- тельности.

Упомянем здесь также такую разновидность эксперимента, каким является математический или вычислительный эксперимент. Осуществле- ние такого эксперимента предполагает, как правило, построение соответ- ствующих реальным экспериментальным ситуациям математических, ком- пьютерных моделей. Такого рода эксперименты добавляют к указанным преимуществам мысленных экспериментов (безопасность, относительная дешевизна, быстрота проведения и т.п.), сравнительно с экспериментами реальными, точность в расчете количественных показателей, а также воз- можность осуществления множества вариантов эксперимента одного типа, отличающихся друг от друга значением тех или иных параметров (началь- ных условий и т.п.). В современной науке реальные, математические и мысленные эксперименты многообразно переплетены друг с другом.

  1. О роли приборов в научном познании

Вернемся к обсуждению обычного (реального) эксперимента и рас- смотрим, какую роль в осуществлении этого метода познания играют при- боры.

Прежде всего, очевидно, что приборы выступают как своего рода по- средники между субъектом и объектом познания. Для чего же субъект по- знания помещает между собой и интересующим его объектом познания этого посредника. Введение приборов в процесс научного познания обу- словлено рядом существенных обстоятельств. Очевидна, например, огра- ниченность возможностей органов чувств человека: глаз человека не видит мелкие детали, не воспринимает многие виды излучения, ухо человека не приспособлено для восприятия ультразвука и т.д. Кроме того, человек не может непосредственно наблюдать многие процессы из-за условий, в ко- торых эти процессы протекают: высокие или низкие температуры, губи- тельные для человека излучения и т.п. Зачастую в науке необходимы ко- личественные сведения об изучаемых системах и процессах, а эти сведения невозможно получить без измерительных приборов. Приборы как раз и

218

предназначены для того, чтобы преодолеть указанную ограниченность, донести в удобной и адекватной форме до человека информацию об инте- ресующих его объектах. Для этого они преобразуют сигналы, идущие от объекта познания к субъекту познания (к человеку, к исследователю), так, что эти сигналы становятся доступны чувственному восприятию субъекта познания.

Существуют приборы различного рода: приборы-усилители, приборы-анализаторы, приборы-преобразователи, приборы-регистра- торы. Как уже сказано, важную роль в науке играют приборы-измери- тели. Разумеется, к научным приборам предъявляются определенные тре- бования. А именно: они не должны существенно деформировать изучае- мый объект, они не должны неконтролируемо искажать сигналы, идущие от объекта познания к субъекту познания.

В классической науке, основанной на созерцательной гносеологии, господствовало убеждение, согласно которому всегда можно подобрать (изобрести) такие приборы, влиянием которых на изучаемый объект, мож- но пренебречь. Действительно, классическая наука имела дело с такими объектами познания и с такими приборами, применительно к которым ука- занное убеждение было справедливым. Если, например, мы взвешиваем какой-либо образец на весах, то эта процедура никак не влияет на сам об- разец. Или, если мы смотрим на Юпитер в телескоп, то с самим Юпитером от этого ничего не происходит. Конечно, телескоп преобразует сигнал, идущий от Юпитера к наблюдателю. Однако на той стадии развития науки считалось, что хорошо изготовленный и настроенный прибор не искажает этот сигнал. Или, точнее, это («приборное») искажение несущественно и всегда может быть учтено.

Радикально иная ситуация имеет место в неклассической науке, в частности в микрофизике. Здесь, в принципе, нельзя пренебречь взаимо- действием между прибором и изучаемым объектом. Разные приборы раз- ными способами воздействуют на микрообъекты, но в любом случае это воздействие не устранимо и существенно. Так, использование прибора од- ного типа выявляет в некотором микрообъекте (например, - в электроне) корпускулярные свойства; использование прибора другого типа выявляет в этом объекте волновые свойства. При этом вопрос: чем в действительности является этот объект (волной или корпускулой) - неправомерен. Посколь- КУ в одной экспериментальной (приборной) ситуации он в действительно- сти проявляет волновые свойства, а в другой экспериментальной (прибор- ной) ситуации - корпускулярные. Неустранимое и существенное воздейст- вие приборов на изучаемые с их помощью микрообъекты проявляется также в невозможности одновременного точного измерения координат и импульсов этих микрообъектов: например, стремясь с помощью некоторо- г° типа приборов более точно измерить координаты электрона, мы неиз- бежно изменяем величину импульса этого электрона, вносим помехи в из-

219