Лекция №3 к занятию №3
Тема. Приазовье и Подонцовье в античный период.
ПЛАН
Введение
Киммерийцы.
Скифы.
Сарматы.
Греческое присутствие в регионе.
Введение
На юге Восточной Европы люди научились выплавлять железо и выковывать из него изделия приблизительно в IX в. до н.э. К тому времени иссушение климата достигло своего наивысшего предела. Степи распространились максимально широко. Основная часть населения была вынуждена перейти в районы, более благоприятные для земледелия. В степной полосе остались только немного численные племена, со временем сумевшие изменить свой образ жизни и перейти к кочевому скотоводству, в IX в. до н.э. степи вновь, более чем на 15 веков, заселяют кочевники.
Киммерийцы
Первым кочевым народом раннего железного века были так называемые киммерийцы. Этот народ был хорошо известен древним грекам. Смутные отголоски мы находим уже у Гомера в «Одиссее». Более определенно говорит о киммерийцах древнегреческий историк и путешественник Геродот, который называет их предшественниками скифов. В подтверждение он пишет: «... и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийская переправа..., есть и так называемый Киммерийский Боспор (Керченский пролив)». Активность этих степных кочевников была столь значительной, что в своих походах они проникали вплоть до Малой Азии. Ассирийские клинописные глиняные таблички содержат сведения о разгроме киммерийцами в 714 г. до н.э. урартского царя Русы I. Походы киммерийцев в Малую Азию продолжались и при скифском владычестве, после изгнания их из Северного Причерноморья (см. документ № 1). На короткое время они даже создали здесь свое государство. Ассирийцы называли страну киммерийцев в Малой Азии Гаммир.
Основное участие в формировании киммерийцев приняли местные племена позднебронзового века. Перейдя к кочевому образу жизни, эти племена создали новые обычаи и формы культуры, широко представленные в степной полосе Евразии. Для кочевого мира характерно быстрое распространение новых идей, вещей и информации. Это делает культуру кочевников очень похожей на широких пространствах, удаленных на сотни и километров.
Киммерийцы вели подвижный образ жизни и известны исключительно по погребениям и кладам. Своих поселков у них не было. Умерших хоронили в курганах бронзового века, иногда они возводили свои насыпи. На ранних этапах погребенные всегда были скорчены, потом появились вытянутые погребения, в могилах находят бронзовые удила, детали конской сбруи и уздечного набора, литые и костяные наконечники стрел, редкие украшения из золота, глиняные кубки и корчаги, бляшки и костяные застежки, иногда дорогую посуду, цилиндрические сверленые каменные молоты, биметаллические (т.е. сделанные из железа и бронзы) мечи и кинжалы. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села Черногоровка в Бахмутском уезде (часть Артемовского района), раскопанное в начале века Городцовым В. А. Здесь найдены бронзовые удила и всевозможные бляшки, налобный венчик из бронзы — признак воина. Киммерийские воины носили в левом ухе золотую серьгу.
Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка и Веселая Долина, Камышеваха Артемовского района. Многие вещи из киммерийских погребений были привозными с запада (в основном посуда) и Кавказа (мечи, украшения). Судя по известным именам собственным, киммерийцы были ираноязычным народом. Интересен обычай киммерийцев зарывать в насыпь кургана клады из дорогих кавказских бронзовых уздечных наборов. Такие наборы часто бывают парными, т.е. являются остатками упряжи колесниц.
В VII в. до н.э. киммерийская культура Северного Причерноморья полностью сменяется скифской.
Скифы
Скифская культура во многом является продолжением киммерийской. Но все античные (древнегреческие и римские) авторы пишут о том, что пришедшие с востока скифы изгнали киммерийцев и захватили их земли. Во многом похожие на киммерийцев ираноязычные скифы действительно вступили с ними в военный конфликт и вытеснили основную массу за пределы причерноморских и приазовских степей.
Скифы были такими же кочевыми скотоводами, обитав до нашествия в Восточную Европу на далеких просторах Азии. Свое господство они установили сразу же после покорения киммерийцев. Важную роль в сложении классической скифской культуры сыграли переднеазиатские походы скифов в VII в. до н.э. После проникновения в Европу наиболее крупное объединение скифов на Северном Кавказе. Именно отсюда они совершали свои походы в Переднюю Азию. Ассирийские клинописные документы сообщают о скифах начиная с 70-х годов VII в. до н.э., когда скифы под предводительством царя Ишпакая выступили в борьбе с Ассирией. На Древнем Востоке скифы были известны под именем ишкуза или ашкуза. При царе Партатуа, наследнике Ишпакая, ассирийцам удалось привлечь скифов на свою сторону. Роль скифов особо возросла при сыне Партатуа царе Мидии. При нем Скифы прошли Сирию, Палестину и даже достигли Египта. Геродот писал, что скифы за время своего владычества над Азией «... все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого дань, но, кроме дани, совершали набеги, грабили, что было у каждого народа». Скифское владычество в Азии прекратилось в начале VI в. до н.э., после чего они вернулись в Причерноморье. Знакомство с древней ассирийской и вавилонской культурой оказало большое влияние на развитие скифского общества, формирование скифского искусства. Скифские вожди научились ценить роскошь и стремились подражать восточным владыкам. О пребывании скифов в донецких землях в VII в. до н.э. свидетельствует уникальная каменная статуя из села Ольховчик (г. Шахтёрск). Она изображает бородатого скифского воина в полном боевом облачении. На его голове изображен греческий шлем. Вокруг шеи одета витая гривна. Скиф одет в дорогой кафтан. Костюм дополняют плеть — символ власти — и меч-акинак. Статуя изображает предка — героя, которому поклонялись и приносили жертвы. Иногда такие статуи возводились богу Арею. Возле городов Новоазовска и Славяногорска найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел VI в. до н.э. и железные мечи-акинаки с характерным перекрестием в форме бабочки.
К концу VI в. до н.э. относится самая героическая страница истории скифов. В 512 г. до н.э. персидский царь Дарий I пытался захватить скифские земли, но потерпел неудачу. Подробно об этих событиях пишет Геродот и другие античные авторы. По мнению современных ученых, Дарий проник вглубь скифской земли вплоть до азовских степей.
В V в. до н.э. культура скифов достигает своего наивысшего расцвета. Современником скифов этого периода был Геродот. Он описал греческие и скифские легенды о происхождении скифов, их обычаи, образ жизни одежду и пищу, религию, погребальный обряд, известные ему события скифской истории. Свидетельства Геродота являются бесценным источником по истории и географии скифов.
Согласно Геродоту, в степях к востоку от Борисфена (Днепр) до Геррос (Молочная) жили скифы-кочевники, дальше до Меотиды (Азовское море) и до Танаиса (Дон) находились земли царских скифов, которые называли всех остальных своими рабами. Земли Донецкого края входили непосредственно во владения царских скифов. Собственно, эти скифы и составляли основное ядро скифского мира. Царские скифы управлялись могущественными владыками. Их могилы находились в области Герр: (современная Запорожская область). Скифы кочевали по степи со своими стадами, почти не делая остановок. В Донецкой области найдены следы только двух таких кратковременных скифских стоянок. Одно из них, наиболее крупное, находится у села Райгородок близ Славянска. На распаханной поверхности стойбища находят фрагменты скифской и греческой керамики, бронзовые наконечники стрел. Во время частых перекочевок семьи скифов и их небогатый скарб находились в больших телегах, накрытых войлочным шатром. Телеги имели, до шести колес и запрягались безрогими быками, согласно Геродоту. Весь день скифские мужчины проводили в седле. Во время частых военных столкновений скифские воины одевали кожаные или металлические пластинчатые доспехи, бронзовые шлемы греческой работы, боевые пояса, вооружались акинаками, копьями, чеканами. Военное ремесло было в большом почете у скифов. Геродот пишет: «Ежегодно раз в году каждый начальник в своей области приготавливают большую чашу вина, из которой пьют лишь те скифы, которые умертвили врагов, те, которым не удалось это сделать, не вкушают ... вина и ... садятся отдельно; это самый тяжкий позор для них». Как и киммерийцы, скифы были прекрасными наездниками и стрелками из лука. Скифский лук был сильно изогнут и отличался небольшими размерами и мощностью. Стрелы делались из тростника. Стрелы (до 300 штук) и лук помещались в специальный футляр — горит. Единичные находки скифских бронзовых стрел известны практически по всей Донецкой области.
