- •Классическая немецкая философия
- •1. Кант: самокритика разума
- •Проект «конституции разума»
- •Структура знания
- •Антиномии чистого разума
- •Разум на практике
- •2. Наукоучение Фихте
- •3. Натурфилософия Шеллинга
- •4. Гегель: диалектическая логика
- •«Наука логики»
- •Абсолютный идеализм
- •5. Антропологический материализм Людвига Фейербаха
«Наука логики»
В ходе научной революции Нового времени мышление о природе – естествознание – далеко опередило в своем развитии мышление о мышлении – логику. Традиционная, формальная логика10 утратила авторитет в глазах ученых. Со времен Бэкона философы не оставляли попыток реформировать науку логики, превратить ее в эффективное орудие, «органон» теоретического познания. Вершиной этих усилий и стала гегелевская «Наука логики».
Процесс познания предстает в ней как непрерывный поиск и разрешение реальных противоречий. Формальная логика пыталась избавиться от любых противоречий в мышлении. Первый же тезис докторской диссертации Гегеля бросал ей вызов:
«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения» [Об орбитах планет, 1801].
Речь, разумеется, не о том, что человеку позволительно без всяких на то оснований противоречить самому себе – утверждать то одно, то другое, прямо противоположное. А о том, что все истинные проблемы выражаются в форме противоречия. Какого предмета ни коснись, разум повсюду сталкивается с противоречиями. Противоречие не злой демон, коего надо изгнать из человеческого мышления, но – здоровая пища для ума. В отсутствие противоречий мысль хиреет и угасает.
Противоречия бывают разными. Многие из них обязаны своим существованием невнимательности или небрежности в обращении с понятиями. От таких противоречий можно и нужно избавляться, руководствуясь рецептами формальной логики. А бывают противоречия, являющиеся точным теоретическим выражением реальной противоречивости вещей. Не надо быть Сократом, чтобы видеть, например, что в современном обществе полным-полно острейших противоречий. Раз так, то самое точное и строгое теоретическое описание этого общества окажется противоречивым.
Мышление должно научиться «выдерживать напряжение противоречия», настаивал Гегель. Однако на констатации противоречия нельзя останавливаться. Противоречие должно конкретным образом разрешаться.
Конечно, не всегда это возможно. Противоречие может привести к гибели вещи. Это формальное устранение противоречия. Для его реального разрешения требуется найти конкретное условие, в силу которого противоположности сливаются и переходят одна в другую, порождая новую – «синтетическую» – форму бытия данного предмета.
Так действует сама Природа, «синтезируя» всё новые типы существ и явлений. Диалектическое мышление прослеживает этот процесс эволюции мира, выясняя условия рождения на свет, в муках противоречий, той или иной новоявленной сущности.
Противоречие есть форма и рождения и смерти. В одном лице и палач и повивальная бабка всего сущего. На то оно и противоречие, чтобы совмещать противоположное.
Формальная логика видела в противоречии лишь одну, «разрушительную» сторону и потому требовала безусловного запрета противоречий. В ней главенствовал «закон противоречия», согласно которому два противоположных суждения, А и не-А, не могут вместе быть истинными. Логика же диалектическая учит не избегать противоречий, словно чумы, а исследовать их и грамотно разрешать.
Метод решения реальных противоречий Гегель именует «опосредствованием» (Vermittlung), или «снятием» (Aufhebung).
«Aufheben имеет в немецком языке двоякий смысл: оно означает сохранить, удержать и в то же время прекратить, положить конец... Таким образом, снятое есть в то же время и сохраненное, которое лишь потеряло свою непосредственность, но от этого не уничтожено... Нечто снято лишь постольку, поскольку оно вступило в единство со своей противоположностью» [Наука логики].
Это «единство противоположностей» есть истина как самой реальности, так и понятия, в котором эта реальность мыслится. Истина есть «снятое» противоречие, – реальное противоречие, осуществившееся и разрешившееся в конкретном основании (нем. Grund, буквально – «почва»).
Противоречие движет миром. Реальность в сущности своей противоречива и развивается через преодоление присущих ей противоречий. Сам автор «Науки логики» формулирует этот главный урок диалектики так:
«Нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие и есть именно та сила, которая в состоянии вмещать в себе это противоречие и выдерживать его. Если же нечто существующее... не способно иметь в самом себе противоречие, то оно не живое единство, не основание, а погибает в противоречии».
Гегель испытывал диалектический метод на материале самых разных областей знания – от правоведения до математики. В «Науке логики» предметом исследования являются категории мышления. Гегель дедуктивно выводит их одну из другой и выстраивает в той последовательности, в какой разум познаёт мир.
Начинается все с самых простых и самых абстрактных категорий – бытие и ничто, «есть» и «нет». Момент взаимного перехода этих противоположностей выражается категорией становления. Все вещи в мире изменяются, возникают и уничтожаются, балансируя на грани бытия и ничто. Каждый миг вещи становятся иными, чем были. Эту простую мысль и схватывает категория становления.
Так снимается абстрактная противоположность бытия и ничто и образуется триада логических категорий: бытие – ничто – становление.
Первая категория утверждает нечто, вторая это самое нечто отрицает, ну а третья указывает конкретный момент перехода от утверждения к отрицанию и обратно, тем самым снимая их абстрактную противоположность. Третья категория опосредствует отношение двух первых – выступает в роли посредника, объединяющего в себе противоположности.
По этой универсальной схеме строится вся «Наука логики». Ключевые троицы ее категорий выглядят так:
бытие – сущность – понятие
качество – количество – мера
сущность – явление – действительность
тождество – различие – основание
субъективность – объективность – идея
понятие – суждение – умозаключение
всеобщее – особенное – единичное
Последней, высшей и наиболее конкретной из всех категорий логики является абсолютная идея. В ней достигается единство теории и практики. Абсолютная идея определяется Гегелем как «знающая себя истина и полная истина»: она, как снежный ком, вобрала в себя все остальные категории логики и – остановилась.
Знание оказалось логически исчерпанным до самого дна, полагает Гегель. Далее остается лишь уточнять частности да применять уже готовый диалектический метод ко все новым и новым предметам, попадающим в световой поток человеческой мысли.
