Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовно-испол. право. Консп. лекций 2011 (С+Б).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.67 Mб
Скачать

3. Правовые гарантии

3.1. Принятие, определение и применение мер, не связанных с тюремным заключением, предусматривается законом.

3.2. Выбор меры, не связанной с тюремным заключением, основывается на оценке установленных критериев в отношении как характера и степени тяжести правонарушения, так и личности, биографии правонарушителя, целей приговора и прав жертв.

3.3. Судебный или другой компетентный независимый орган осуществляет свое дискреционное право на всех стадиях разбирательства путем обеспечения полной подотчетности и исключительно в соответствии с законом.

3.4. Не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на правонарушителя и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия правонарушителя.

3.5. Решения о назначении не связанных с тюремным заключением мер повторно рассматриваются судебным или другим компетентным независимым органом по заявлению правонарушителя.

3.6. Правонарушитель имеет право подать запрос или жалобу в судебный или другой компетентный независимый орган по вопросам, затрагивающим его или ее личные права в процессе применения мер, не связанных с тюремным заключением.

3.7. Обеспечивается надлежащий механизм защиты и, если это возможно, удовлетворения любой жалобы в связи с несоблюдением международно признанных прав человека.

3.8. Не связанные с тюремным заключением меры исключают проведение медицинских или психологических экспериментов над правонарушителем или неоправданный риск причинения ему физической или душевной травмы.

3.9. На всех стадиях обеспечивается уважение человеческого достоинства правонарушителя, к которому применяются не связанные с тюремным заключением меры.

3.10. В ходе применения не связанных с тюремным заключением мер права правонарушителя не ограничиваются в большой степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первоначальное решение.

3.11. В процессе применения не связанных с тюремным заключением мер право правонарушителя на личную жизнь, а также право на личную жизнь семьи правонарушителя.

3.12. Личное досье на правонарушителя ведется строго конфиденциально и закрыто для третьих сторон. Доступ к досье ограничивается лицами, непосредственно занимающимися рассмотрением дела правонарушителя или другими должным образом уполномоченными лицами.

10.6 Проблемы реализации международных правовых стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительном законодательстве

Международные стандарты обращения с осужденными более прогрессивных системах обращения с осужденными. Как в резолюциях ООН, так и в резолюциях Европейского Совета предусмотрен контроль за реализацией международных стандартов с тем, чтобы сохранить в международном масштабе их высокий моральный политический статус.

Общее признание рекомендательных международных стандартов не означает, что каждое из предусмотренных ими правил обладает обязательной юридической силой. Как показано выше, сами акты исключают такую интерпретацию. Однако некоторые положения специализированных международных стандартов обращения с осужденными воспроизводят нормы других, юридически обязательных и ратифицированных международно-правовых актов (например, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции МОТ 1930 г. о принудительном или обязательном труде, конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.). Тем самым юридическая значимость соответствующих конкретных положений существенно возрастает. Это прежде всего относится к основным принципам, являющимся основополагающими для функционирования уголовно-исполнительной системы на началах гуманизма, законности, морали, справедливости и уважения человеческого достоинства. Так, в Комментарии к Европейским тюремным правилам подчеркивается, что назначение принципов «состоит в том, чтобы придать всем остальным правилам силу доминирующих стандартов, которые приемлемы для любой тюремной администрации, принимающей Европейские тюремные правила, без каких-либо оговорок»; ни при каких обстоятельствах недопустим отход от упомянутых принципов или компромисс при их интерпретации.

Главным способом юридической реализации специализированных международных стандартов обращения с осужденными все же остается реформирование правовых основ исполнения и отбывания наказания, подкрепляемое необходимыми организационными и социально-экономическими мерами.

Сложившаяся в последние годы практика законотворчества и правоприменительной деятельности позволяет выделить несколько путей влияния международных стандартов на отечественное уголовно-исполнительное законодательство.

Обеспечение максимальной открытости правовых основ исполнения уголовных наказаний. Начало этому было положено Указом. В этой связи в отечественной литературе разделяют нормы-принципы, обязательные для соблюдения всеми государствами, и нормы-рекомендации.

Глава 25. Направления и проблемы реализации Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г. «О снятии, ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека»1. Этим Указом было предписано, в частности, рассекретить законодательные акты, решения правительственных, партийных органов и ведомственные акты по вопросам организации и деятельности исправительно-трудовых учреждений, администрации мест поселения, режима отбывания различных видов наказаний, кроме нормативных и методических материалов, относящихся к оперативно-розыскной деятельности.

В ходе реализации данного Указа значительное число ведомственных нормативных актов в области исполнения наказания (и прежде всего — лишения свободы) утратило ограничительные грифы. В целях осуществления независимой юридической экспертизы такого рода документов устанавливалось, что они должны проходить обязательную регистрацию в Министерстве юстиции

2. В результате, например, Правила внутреннего распорядка ИТУ, имевшие ранее гриф «Для служебного пользования», в их новом варианте, утвержденном МВД 23 ноября 1992 г., такого грифа не имеют. Они зарегистрированы в Министерстве юстиции и доводятся до сведения всех осужденных, поступающих в исправительно-трудовые учреждения. Это касается также новых ведомственных нормативных актов о порядке оплаты труда осужденных, о порядке предоставления им краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы, об исчислении трудового стажа осужденных и т. д.

Современное российское уголовно-исполнительное законодательство в целом исходит из конституционного положения, что «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Нельзя, однако, сказать, что работа в этом направлении полностью завершена. Принятие нового УИК РФ, несомненно, потребует дополнительной независимой юридической экспертизы ведомственных актов МВД России в области исполнения наказания.

Юридическое определение соотношения международных стандартов и уголовно-исполнительного законодательства.

В результате длительной совместной работы представителей различных ведомств, организаций и авторских коллективов в новом варианте проекта Уголовно-исполнительного кодекса (1992 г.) появилась самостоятельная статья «Уголовно-исполнительное законодательство РФ и международно-правовые акты» в которой говорилось: «Уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает принципы международных актов, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.

В случае противоречия между уголовно-исполнительным законодательством и ратифицированными международными договорами уголовно-исполнительное законодательство должно быть приведено в соответствии с указанными международными договорами.

Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения не могут противоречить международным актам о защите от пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения с осужденными.

Рекомендации иных международных актов, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных условий. Данные положения проекта с незначительными редакционными уточнениями и легли в основу ст. 3 нового УИК РФ, регламентирующую указанную сферу отношений.

Влияние международных стандартов на определение задач и принципов уголовно-исполнительного законодательства. В 1991 г. Советом Национальностей Верховного Совета РСФСР был впервые официально сформулирован социальный заказ на разработку нового Уголовно-исполнительного кодекса. В нем, в частности, указывалось, что «при разработке проекта Уголовно-исполнительного кодекса РСФСР необходимо ориентироваться на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение системы гарантий, исключающих унижение человеческого достоинства осужденных, а также на максимальное приведение порядка и условий отбывания наказания и обращения с осужденными к существующим международным стандартам. Основной задачей органов, исполняющих наказания, должно стать исправление осужденных в направлении их социальной реабилитации, что будет соответствовать п. 3 ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах». Тем самым международные стандарты обращения с осужденными стали одной из отправных точек определения как задач собственно кодификации, так и приоритетных целей нового Уголовно-исполнительного кодекса.

Международно-правовые стандарты обращения с осужденными оказали несомненное влияние и на определение принципов нового уголовно-исполнительного законодательства.

В проекте Основ уголовно-исполнительного законодательства 1990 г. принципам исполнения наказаний уделялось еще большее внимание. Каждому из них (законность, равенство осужденных перед законом, гуманизм, демократизм, справедливость, индивидуализация, соединение наказания с иными средствами исправления) была посвящена специальная статья проекта, хотя впоследствии в ходе работы над законопроектом все принципы были вновь сведены в одну статью.

В октябре 1995 г. в Комитете по безопасности Государственной Думы состоялись парламентские слушания по проекту Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Их участники констатировали, что представленный проект в своей основе отвечает международным принципам и нормам обращения с осужденными, закрепленными в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, международных пактах о правах человека и других документах.

ЛИТЕРАТУРА: [6,10,17,14,12,13]