Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
введ в юр профессиию учебник для бакалавриата.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.23 Mб
Скачать

Глава 3. История становления и развития профессии юриста

§ 1. Профессия юриста в эпоху Античности

Истоки западной цивилизации восходят к Античности — к государ­ственности и культуре древних греков и римлян.

Термин «античность» (отлат. antiquus — древний) означает не столь­ко временные параметры политико-правовых институтов, но прежде всего такую модель становления и функционирования определенной системы социально-экономических отношений, форм собственности, организации власти и управления, исходные основания развития ко­торой были связаны с правом. Античность охватывает именно исто­рию древнего греко-римского мира, когда были заложены исходные основания и выработаны нормы и стандарты социокультурного и юридического развития Европы.

Современная западная цивилизация это прежде всего и по определе­нию юридическая цивилизация.

Отсюда и другое обозначение для культуры греко-римского мира — классическая (от лат. classicus — перворазрядный), поскольку она соб­ственной социальной практикой стала на долгое время образцом или идеалом возможных институциональных решений1.

В юридической сфере Античность оставила нам в наследство не только терминологию, но и основополагающие политические и пра­вовые концепции.

Античность знала все, с чем сталкивалась в политико-правовой жиз­ни Европа: и гражданскую общину, и автономный город-государство, и союзы городов-государств (федерации), и империи.

Она испробовала и перестрадала все политические формы правле­ния — монархию, тиранию, аристократию, демократию, охлократию.

Идея справедливого государства и права не только возникла в ан­тичном мире, но и пережила доктринальную и институциональную эволюцию.

Политические концепции древности, сформулированные Плато­ном, Аристотелем, Полибием, оказали влияние на политико-право­вую мысль Нового времени.

В частности, античные представления о смешанной форме правления легли в основу разработанной в Новое время теории разделения властей.

Античность стояла перед теми же проблемами, которые возникают перед нами.

Ей были знакомы борьба партий, гражданская война, полити­ческие преследования (изгнания, ссылки в отдаленные местности, уничтожение по заранее составленному списку), политическая пропаганда, использующая все доступные в ту далекую эпоху сред­ства2.

Античность - целая эпоха в формировании профессионального со­общества юристов.

Остановимся более подробно на исторических версиях профессии юриста в Древней Греции и Древнем Риме.

Профессия юриста в Древней Греции

Со всей очевидностью можно найти подтверждения существования в Древней Греции великих законодателей своих исторических эпох: Драконта и Солона.

Законодательная деятельность Драконта.

По своей профессиональной спецификации Драконт был архонтом3. К числу его законодательных новелл следует отнести:

- отмену права кровной мести;

- определение различия между умышленным и непреднамеренным убийством;

- оформление права на частную собственность, когда смертной каз­нью каралось любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей1.

Законодательная деятельность Солона.

Солон в античной традиции входит в число семи великих мудрецов древности. Изданные ими законы заложили основные элементы бу­дущей афинской демократии - юридические гарантии и ограничения участия граждан в организации и осуществлении публичной полити­ческой государственной власти.

Солон внес изменения в весовую и монетную системы: установил обя­зательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие разви­тию торговли.

Были приняты законы против роскоши: запрещалось устраивать до­рогие погребения, устанавливать роскошные гробницы и приносить большие жертвы.

Социальные реформы Солона впервые в Греции ввели институт имущественного ценза как политико-правовую конструкцию системы властеотношений нового гражданского общества.

Солон разбивает всех граждан на четыре разряда согласно размеру их имущества.

Человек, обладавший 500 медимнами дохода (медимн - мера сыпу­чих тел, около 50 л), входил в первый разряд «пятисотников». Второй разряд (ценз - 300 медимнов) - так называемые «всадники».

Всадники и пятисотники - высшие категории граждан — получали по­четное право служить в коннице и избираться на гражданские должности.

Третий разряд - зевгиты, «владельцы упряжки волов» (200 медим­нов) - должны были служить в тяжеловооруженной пехоте, поскольку не могли содержать лошадь.

Тех, кто владел доходами меньше 200 медимнов (четвертый разряд), называли фетами, и они получали лишь право голосовать в народном собрании.

Ценз определял зависимость общественного положения граждани­на не от его родовитости, а от имущественного состояния, - в этом и состояла важность социальных реформ2.

Солон отменил долговую кабалу — задолженности, связанные с за­кладом земли, и сделал свободными многих земледельцев не только с экономической, а прежде всего с политической точки зрения.

Деятельность народного собрания стала непрерывной. Солон ввел Совет четырехсот, который осуществлял подготовку дел в промежут­ках между созывами собрания.

При Солоне возник особый судебный орган - гелиея, проверяв­ший отчеты должностных лиц и разбиравший конфликты между гражданами.

Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков1.

Оказало свое влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и само греческое сообщество.

На политико-правовой сцене появились профессиональные со­общества, ранее неизвестные социальной практике, - софисты. Со­фисты, носители нового понимания и отношения к жизни, стали ро­доначальниками открытого метода рассуждения о праве.

Новая эпоха в развитии юридического дискурса и основанной на нем практики связана с именем Аристотеля.

Аристотель, разделив право на jus naturale («естественное право») и jus legitimum («положительное право»), на долгие годы и даже тысячеле­тия определил фундаментальный дуализм проявлений юридического начала — правовых норм и правовых ценностей, что нашло свои функ­циональные пролонгации в многочисленных юридических школах и практиках: от средневековых теологических юридических течений до постпозитивизма нашего времени.

Профессия юриста в Древнем Риме

Первыми протоюристами римского общества с определенной до­лей условности можно считать жрецов.

В целях разъяснения применения/ jus legitimum (leges иplebiscita) жре­цы как единственные знатоки права активно создавали новые право­вые нормы.

Новые правовые нормы появлялись при толковании старых пра­вил. Жрецы давали правовые советы, помогали при заключении сде­лок и учили правильному ведению споров.

Монополия жреческих коллегий была разрушена Гнеем Флавием, обнародовавшим книгу судейских формул, являвшуюся профессио­нальной корпоративной собственностью жреческого сословия.

Так началась секуляризация права, т. е. становление светской юри­спруденции. Принципиальный шаг в этом направлении сделал Тиберий Корунканий, первым начавший открыто преподавать право2.

В точном смысле этого процесса профессия юриста как юридиче­ская спецификация социальной деятельности была актуализирована в республиканский период существования римского государства.

Деятельность юристов в означенный отрезок времени выражалась:

— в руководстве ведения судебных дел agere»);

— в даче советов respondere»);

— в редактировании формальных актов cavere»).

В республиканскую эпоху не существовало юрисконсультов.

Заинтересованные лица обычно обращались к тому, кому доверяли.

Август и его преемники в целях привлечения на свою сторону ав­торитетного сословия юристов предоставили некоторым, наиболее выдающимся юристам, право давать официальные консультации по поручению императора на запросы, поступавшие к нему. Ответы этих привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для судей2.

Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период прин­ципата (I—III вв. н. э.), ставшего ее классическим периодом.

В период от I до середины III в. работали многие выдающиеся юри­сты, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические да­рования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставив­шие литературное наследие.

Целую эпоху в этом отношении составил юрист начала принципата М.А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в области права (plurima innovare instituit).

Лабеон оказал продолжительное влияние на дальнейшее разви­тие юриспруденции и считается основателем юридической школы прокулианцев (названной по имени его ближайшего ученика Прокула).

Его политический противник Капитон, имевший меньшее зна­чение, был основателем другой юридической школы — сабинианской, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина (не­знатного происхождения, достигшего только к пятидесяти годам всад­нического звания).

Сабин был величайшим юристом I в. н. э., комментировавшим ци­вильное право.

Из сабинианцев во II в. нельзя не отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.

Фундаментальное различие в позициях юридических школ состо­яло в смещении акцентов в определении оснований правопритязаний — доминировании либо материала, либо формы, т. е. предмета или деятельности в структуре социальных связей.

Письменными воплощениями практической деятельности юри­стов классического периода стали:

— элементарные руководства — институции («institutions»);

— сборники консультаций и казусов response», «epistolae», «quaes-tiones», «disputations»);

— определения definitions»);

— правила regulae»).

Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные руководства — «institutiones».

Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допу­щении молодых юристов к слушанию консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов «instruere».

В конце республики стали вести систематическое чтение лекций «instituere».

В качестве пособия к этим занятиям и появились institutiones. Наи­большей популярностью пользовались Институции Гая.В конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана.

Структуральные формы и содержательные наполнения институций Древнего Рима оказали свое влияние и на дальнейшее развитие миро­вой цивилистики.

Классический гражданский кодекс XIX столетия: Наполеоновский кодекс 1804 года построен по институциональному принципу: «Вещи», «Лица» и «Обязательства».

С середины III в. н. э. начинается упадок юриспруденции в Рим­ской империи.

Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в каче­стве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной.

Императорская власть стала абсолютной. Воля императора оказа­лась единственным источником права.

«Jus respondent больше не дается; юристы работают главным обра­зом в качестве чиновников императорской канцелярии.

Однако «response» классических юристов сохранили значение ис­точника права.

В 426 г. был издан закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами).

При различии мнений этих юристов предписывалось придержи­ваться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана).1