- •Движимые вещи г.С. Васильев
- •1. Законодательные термины
- •2. Телесность вещи
- •3. Иные признаки вещи, предложенные в литературе
- •4. Назначение вещи
- •5. Движимые вещи
- •6. Отчуждение движимых вещей
- •7. Перенесение владения как двустороннее действие
- •8. Передача вещи и переход права собственности
- •9. Способы передачи и момент перехода права собственности
7. Перенесение владения как двустороннее действие
Какая связь существует между владением и передачей вещи?
В ряде случаев ГК РФ называет передачей способ перенесения владения. Например, в п. 4 ст. 790 ГК РФ говорится о вещах, переданных перевозчику. Для заключения договора хранения требуется передача вещи хранителю (п. 1 ст. 886 ГК РФ). Абзац 4 ст. 974 ГК РФ упоминает о передаче вещи поверенным, а ст. 979 - его наследниками. Пункт 2 ст. 996, ст. 999 ГК РФ посвящены передаче вещей комиссионером комитенту. Статья 1012 ГК РФ регулирует передачу имущества доверительному управляющему.
В названных случаях приобретатель получает хозяйственное господство над объектом, не становясь, однако, его собственником (и здесь, наверное, необходимо подчеркнуть важность разграничения понятий "приобретатель" и "получатель" <*>). Следовательно, передача не может пониматься исключительно как способ перенесения права собственности, а имеет по крайней мере два значения. Для того чтобы отграничить одно от другого, рассмотрим характерные черты передачи как способа перенесения владения.
--------------------------------
<*> Под приобретателем здесь и далее следует понимать лицо, являющееся титульным владельцем вещи; получатель - лицо, получающее вещь для передачи приобретателю.
Для правомерного перенесения владения при передаче необходимо явно выраженное решение об этом передающей стороны либо получение вещи должно основываться на предписании закона (например, изъятие бесхозяйственно содержимых культурных ценностей - ст. 240 ГК РФ). В противном случае это будет противоправное завладение: передачи в таких случаях нет, а есть именно одностороннее завладение. Различая эти понятия, необходимо подчеркнуть, что передача требует волеизъявления передающего, а также согласия принимающего - безвольное завладение противоречит его сущности.
Можно ли разорвать эти два волеизъявления?
При положительном ответе на данный вопрос установление власти над объектом будет зависеть от приобретателя, который может выразить свою волю позже передающей стороны. Поскольку срок для вступления во владение законом не ограничен, может оказаться, что отчуждатель уже не присутствует при этом. И в случае спора о том, состоялась ли передача вещи, приобретатель окажется в выигрышном положении, поскольку он может отрицать состоявшуюся передачу, ссылаясь, что вещь им принята не была, тогда как отчуждатель может пребывать в уверенности, что передача состоялась. Таким образом, попытка разорвать волеизъявления передающей и принимающей стороны при передаче вещи лишает возможности установить момент перенесения владения.
Момент, когда вещь покидает сферу господства одного лица и поступает в сферу другого, должен проявляться особенно четко для участников передачи. В противном случае одна из сторон будет считать, что передача состоялась, а другая будет исходить из обратного.
Нежелание некоторых правоведов признать передачу владения вещью двусторонним действием приводит к противоречию: получается, что после отказа передающего лица от вещи она продолжает оставаться в его хозяйстве, тогда как приобретатель, даже заявивший о желании владеть этой вещью, господства над ней не получает <*> и владельцем не становится. Остается без внимания то обстоятельство, что передающая сторона может восстановить свое владение, и попытка приобретателя самостоятельно завладеть предметом может быть пресечена на основании ст. 301, 305 ГК РФ.
--------------------------------
<*> За аксиому принимается положение о том, что вещь не может одновременно находиться в сфере хозяйственного господства двух лиц, если их интересы противоположны друг другу, как это всегда бывает при передаче, см.: D.41.2.3.5. Иначе - при общей собственности.
Взамен двусторонней конструкции передачи вещи предлагается некая процедура, которая предусматривает последовательное совершение двух односторонних сделок: (1) отказ отчуждателя от владения вещью и (2) приобретение вещи приобретателем. Отказ от владения, предполагается, свидетельствует об отказе от права собственности (ст. 238 ГК РФ). После этого вещь становится бесхозяйной (п. 1 ст. 225 ГК РФ), и завладевшее ею лицо приобретет уже первоначальное право собственности. Таким образом, получается, что производное приобретение права осуществляется первоначальным способом.
Сказанное свидетельствует о том, что разделение передачи на два этапа не только нецелесообразно, но и по сути своей неверно - волеизъявление сторон должно быть согласовано и выражено активными действиями. Это подтверждают и нормы действующего законодательства. Так, ст. 628 ГК РФ обязывает арендодателя в присутствии арендатора проверить сохранность взятой напрокат вещи, а также информировать арендатора о правилах ее эксплуатации. Арендодатель обязан демонстрировать исправность передаваемой вещи, а арендатор вынужден следить за работой и знакомиться с порядком использования принимаемой вещи.
Реальные договоры считаются заключенными с момента передачи вещи (п. 2 ст. 433 ГК РФ), поэтому без соглашения сторон при передаче не обойтись. В этом случае право игнорирует разрыв во времени между совершением сделки и передачей вещи и рассматривает передачу как необходимую часть процесса заключения договора. При ином подходе надо было бы говорить о том, что договор заключается посредством соглашения, а также иных действий, и соответственно единой сделки нет, а есть несколько волеизъявлений. Противоречие такого вывода закону представляется очевидным, и в действительности реальный договор фиксирует и условия будущего обязательства, и переход владения. И здесь не имеет значения, что стороны сделали вначале - написали текст соглашения или согласовали предмет передачи.
Данные рассуждения несложно подкрепить и законодательным материалом.
Пункт 3 ст. 69 КВВТ разрешает перевозчику проверить сведения, указанные в накладной, а также обязывает его поставить в ней штемпель в подтверждение приема груза. Статья 70 КВВТ упоминает случаи совместного (грузоотправителем и перевозчиком) определения массы предъявленного груза. Эти правила подтверждают, что для начала погрузки необходима воля обеих сторон.
В Правилах приемки грузов к перевозке железнодорожным транспортом <*> важны п. 23, 25, которые требуют участия как перевозчика, так и грузоотправителя в сдаче вагонов, что удостоверяется их совместной подписью в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" или в приемо-сдаточном акте.
--------------------------------
<*> Текст официально опубликован не был.
Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи <*> почтовые работники вправе отказать в приеме отправлений при нарушении требований к их массе или размерам (п. 14), а также к их оформлению (п. 20 - 23). Пункт 21 Правил предписывает принимать почтовые отправления в открытом виде при наличии подозрений в отправке запрещенных предметов (их перечень установлен в ст. 22 ФЗ от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"). Разумеется, при попытке отправить запрещенные предметы сотрудник почты вправе отказать в приеме корреспонденции. Пункт 32 Правил обязывает почтового работника выдать отправителю квитанцию о приеме почтового отправления.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1556.
Необходимость осмотра вещи при ее передаче на хранение выводится из обязанности хранителя возвратить принятую вещь в том же состоянии, в котором она была принята на хранение (п. 1 ст. 900 ГК РФ) <*>. В отношении товарного склада ст. 909 ГК РФ установлена обязанность осмотреть имущество, определив его количество и внешнее состояние. Поскольку осмотр происходит при приемке вещей, до его окончания они не считаются переданными, а реальный договор хранения - заключенным.
--------------------------------
<*> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 678.
Возвратить товар на склад поклажедатель вправе только в обмен на складское и залоговое свидетельство. Для получения вещей поклажедатель обязан предъявить оба этих документа, хранитель - проверить их содержание и убедиться, что они относятся именно к данному товару, а затем выдать его. Если хранитель не выдает вещи, он не вправе оставить у себя складские документы, поэтому все этапы исполнения связаны между собой. При выдаче части вещей поклажедатель должен получить новые складские документы на оставшиеся вещи. Действия по вручению вещей тесно связаны с выдачей документов, а потому оба участника складского хранения должны действовать согласованно.
Изложенные доводы подтверждают то, что переход хозяйственного господства над вещью должен связываться с соглашением (сделкой) передающей и принимающей сторон о том, что первая утрачивает владение предметом, а вторая приобретает его.
