- •Глава 1
- •Глава 1
- •1.1. Терминология
- •1.2 Исторический аспект стигматизации людей с психическими расстройствами
- •1.3. Наиболее распространённый ошибки в подаче материалов об инвалидах и инвалидности
- •1.4. Последствия стигматизации для человека с психическими расстройствами
- •Вовлечённость молодых инвалидов в создание средств массовой информации
- •Глава 2
1.2 Исторический аспект стигматизации людей с психическими расстройствами
Особенно заметна роль стигматизации в формировании личности душевнобольного человека. Традиция исключения людей с психическими заболеваниями берет начало от времен, когда душевнобольные в России были под присмотром монастырей. Так продолжалось вплоть до XVIII века. Самой старой психиатрической больницей в России в ряде источников называют Колмовскую больницу, которая была построена в 1706 году по приказу новгородского митрополита Иова. В Колмовском монастыре под Новгородом был устроен дом для подкидышей и инвалидная больница, где содержались и лица с психическими расстройствами10. Параллельно созданию различных учреждений для содержания душевнобольных в обществе формировались такие модели поведения как боязнь агрессии со стороны душевнобольных, чувство отвращения, стыда и даже опасения по поводу заразности психических расстройств. Общество никогда не было достаточно информировано о причинах и симптомах появления психических расстройств, поэтому эти стереотипы оказались такими живучими. В 1980х и 1990х в Великобритании провели два идентичных опроса общественного мнения с интервалом в 10 лет. По итогам были выявлены лишь минимальные изменения. Более 80% респондентов одобрили следующее утверждение: «большинство людей чувствуют себя неловко в присутствии психически больных»11.
Безусловно, страх перед душевнобольным человеком не совсем безоснователен. Антонян и Бородин в статье «Преступность и психические аномалии» приводят такую статистику распространённости тех или иных заболеваний среди преступников с аномальной психикой: психопатия была выявлена у 14,17% таких преступников, психопатические черты характера – у 18,24%, поражения центральной системы органического происхождения – у 18,66%, травматического происхождения – у 18,04% и хронический алкоголизм – у 16,6% преступников. Среди убийц и лиц, нанёсших тяжкие телесные повреждения, оказалось (в процентах): психопатов – 16,50, лиц с психопатическими чертами характера – 18,60, с остаточными явлениями поражения центральной нервной системы органического происхождения – 12,28, травматического происхождения – 18,1612.
Однако дело не в том, что процент душевнобольных среди преступников велик, причины стигматизации по мнению ряда исследователей кроются в удовлетворении некой общественной потребности: «Кажется, что любому обществу необходима болезнь, которую можно было бы отождествить со злом, а ее жертв воспринимать как позор»13. Слова, которыми часто называют людей с различными психическими расстройствами, или производные от них («дебил», «шизо», «идиот», «кретин», «олигофрен», «психопат» и т. п.) прочно вошли в употребление и часто используются в моменты эмоциональных срывов в качестве ругательств и оскорблений. По мнению Евгения Новикова, это является ещё одним фактором стигматизации14.
Роль средств массовой информации в разоблачении стереотипов или создании оных поистине огромна. Однако современные российские издания, в контент которых входят материалы социальной тематики, сами недостаточно осведомлены и зачастую не только не способствуют социальной интеграции людей с психическими расстройствами или иной инвалидностью, но и ухудшают сложившуюся ситуацию.
