- •Ржевская битва 1941-1943 гг. Изд.: "История Ржева", Ржев, 2000 г. Стр.149-222
- •Сталин и гитлер в ржевской битве
- •11 Января 42 г. 1 ч. 50 мин. № 170007
- •В оккупации
- •Партизаны
- •Подпольщики
- •Ржевская битва 1941 - 1943 годов
- •Первая ржевско-вяземская операция огненный коридор
- •В окружении
- •На прорыв
- •Бои местного значения
- •Летне-осеннее наступление 1942 года
- •26 Августа в сводке "в последний час" московское радио передало:
- •"Этот бой в болоте диком..."
- •12 Августа к исходу дня стрелковые полки 220-й дивизии выбили противника из деревень Бельково и Свиньино.
- •От держи к вазузе
- •В обход ржева
- •На окраинах ржева
- •В обороне и наступлении
- •Накануне
- •Освобождение
- •150 Человек и заперли в холодную с выбитыми окнами церковь.
Освобождение
Арьергардные подразделения немцев бежали из Ржева утром 3 марта. На рассвете в безлюдный и тихий город вошла оперативная группа из 10 человек во главе со страшим оперуполномоченным особого отдела НКВД 30-й армии П. И. Коноваловым. Группа должна была незаметно проникнуть в Ржев, блокировать дом и пленить предателя - городского голову В. Я. Кузьмина. Немецкие траншеи переднего края были пусты, а в одном из блиндажей топилась железная печь: видимо, немцы только что отошли. Уже в Ржеве с левого берега Волги чекисты увидели на противоположном берегу немецкую автомашину, в которой уезжали, видимо, солдаты из боевого охранения.
Уходя из Ржева, фашисты 1 марта согнали в Покровскую старообрядческую церковь на улице Калинина почти все оставшееся в живых население города - 248 человек - женщин, стариков и детей, заперли железные двери и заминировали церковь. Пригоняли сюда семьями, некоторые приходили с пожитками. "Тех, кто отказывался или не мог дойти до церкви, - говорится в акте Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Ржеве, - мужчин, женщин, детей, - фашисты расстреливали "за неповиновение немецким властям". Каратели ничего не объявляли и не объясняли. "Войдут, посмотрят, - вспоминает А. Г. Кузьмина, - и, ничего не говоря, уходят, только слышишь - гремят ключи".
Двое суток в голоде и холоде, слыша взрывы в городе, ржевитяне каждую минуту ждали смерти. Во втором часу ночи 3 марта не стало слышно как стучат у дверей от холода сапогами немецкие часовые.
Сообщение о готовящемся фашистами злодеянии - уничтожении в Покровской церкви всех оставшихся в живых ржевитян - командование 274-й дивизии получило от внедренного в Ржевскую полицию нашего агента в канун 3 марта.
В третьем часу ночи батарея тяжелых минометов под командованием капитана И. А. Анищенко нанесла удар по подвальным помещениям склада, находившегося метрах в 200-х от Покровской церкви, где по данным нашего агента расположились фашисты с "адской машиной".
Одновременно с началом минометного обстрела в город из 965-го стрелкового полка был направлен созданный на основе 2-й стрелковой роты 11-го батальона штурмовой отряд специального назначения, получивший приказ любой ценой прорваться к Покровской церкви и спасти ее узников. Отряд возглавил замполит 1-го стрелкового батальона старший лейтенант Иосиф Яковлевич Колин.
Пройдя через Опоки и северо-восточные кварталы Ржева и потеряв по пути от расставленных врагом мин 18 человек, штурмовой отряд ранним утром подошел к улице Калинина. Когда из церкви увидели военных в маскхалатах и с автоматами, то сначала не могли поверить, что это наши бойцы, говорили, что автоматами вооружены только немцы, а у наших - одна винтовка на десятерых. Вот как об освобождении вспоминает одна из узниц Покровской церкви - М. А. Тихомирова: "Светлее стало, смотрим - идут осторожно от пожарной каланчи (она была на соседней с церковью улице) один за другим военные и будто ищут что-то. Присмотрелись - на немцев не похожи и по одежде, и по походке. Неужели наши? Попросила я мальчишек: "Взберитесь на подоконник, кричите "Ура", там наши идут". Мальчишки закричали. Только те услышали, как бросились к нам, гремят замком и ключами. Как распахнули двери, бросились мы друг к другу, тут и рассказать невозможно что было: и слезы, и обмороки, и объятия, и поцелуи... "Сынки наши, дорогие, желанные..." "Мамашеньки, наконец-то вас нашли, уж сколько времени людей живых ищем, нет никого, весь город прошли".
Освобожденные поспешили к своим домам, но многие на их месте увидели свежие пепелища. А. Г. Кузьмина шла из церкви к своему дому с семью детьми. Тогда она, сорокалетняя, походила на старуху, от недоедания вся была покрыта чирьями, а на руках несла младшего двухлетнего сына, имевшего вид старичка. Анна Григорьевна вспоминала: "Ну, думаю, воскресли, дохожу до угла и что же вижу - мой дом догорает, еще тлеют угли". В. Ф. Маслова вышла из церкви с 60-летней матерью и дочерью двух лет семи месяцев. Какой-то младший лейтенант дал дочке кусок сахара, а она его спрятала и спросила: "Мама, это снег?"...
Вскоре к церкви подошли оперативная группа чекистов П. И. Коновалова и рота 2-го батальона 965-го стрелкового полка под командованием капитана А. Нестерова. Саперы извлекли из подвала церкви взрывчатку, нашли и разминировали мину.
Старший лейтенант госбезопасности А. Ю. Спринцин поднял красный флаг на двухэтажном здании на углу улиц Калинина и Коммуны, второй флаг был водружен на колокольне Покровской церкви замполитом 1-го стрелкового батальона старшим лейтенантом И. Я. Колиным. Здесь же, у церкви, кем-то из работников политотдела 274-й дивизии был составлен акт о злодеяниях фашистов. Во фронтовом дневнике начальника политотдела 274-й дивизии майора Сергеева сохранилась копия этого акта, торопливо переписанная красным карандашом, видимо, с черновика.
"Акт. 3 марта 1943 года
Отступая от ударов Красной Армии, немецко-фашистские войска, выполняя
приказ людоеда Гитлера, собрали 1 марта с.г. все оставшееся в живых
население города Ржева от грудных детей до стариков в количестве
