Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эволюция властного статуса Александра Македонск...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
127.93 Кб
Скачать

2.5.3.Значение принятия титула для Александра Македонского.

   Для жителей Египта титул фараона, живого воплощения бога, значило очень многое. Получали ли этот титул персидские властители - материал для отдельного исследования. Так же, как говорится в афоризме, приписываемом Адександру, "не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле" - неизвестно, могли ли египтяне назвать македонского царя фараоном, при еще здравствующем персидском царе Дарии, если и у него имелся такой титул.

   Во всяком случае, Египет принимал власть Александра, поэтому, он мог использовать силы этой страны для постройки новой столицы - Александрии, набирать наемников в войско, а так же - получать финансовую поддержку. Немаловажным можно считать и тот факт, что Египет являлся богатый житницей и поставки зерна теперь оказались под контролем эллинов.

   Возможно, осознание самого себя сыном Зевса могла сказаться и на самомнении Александра, хотя это и отрицают античные авторы. Но, при развитии его единоличной деспотической власти, титул фараона и божественное происхождение, сыграли значительную роль, особенно, когда достижения Александра в завоевательных походах затмили славу его отца, а покоренные народы начали оказывать ему божественные почести.

   [1] Геродот "История", II, 83

   [2] Там же. II, 58

   [3] Там же. I, 46; II, 18, 32, 54-56

   [4] Публий Корнелий Тацит. "История", V, 3

   [5] Диодор. Историческая библиотека. XVII.51.1-2

   [6] Марк Юниан Юстин. Эпитома Сочинения Помпея Трога. XI, 11,8

   [7] Руф К.К. История Александра Македонского. IV. 7, 25

   [8] Марк Юниан Юстин. Эпитома Сочинения Помпея Трога. XI, 11,12

   [9] Плутарх. Александр. Сравнительные жизнеописания.14

2.6.Воцарение на троне Ахеменидов, получение власти над центральными сатрапиями Персидского царства.

   "Он просит только их всех ободрить своих подчиненных: пусть лохарг скажет солдатам своего лоха, иларх своей иле, таксиархи своим отрядам, начальники пехоты каждый своей фаланге, что в этом сражении они будут сражаться не за Келесирию, Финикию или Египет, как раньше, а за всю Азию; решаться будет, кто должен ею править" [1]. Такими словами вдохновляли солдат перед решительным сражением при Арбелах. Править огромными территориями персидской империи должны были все эллины, которые составляли войско Александра. Может быть, этот призыв был ничем иным, а только вдохновляющими словами, но можно сделать оптимистический вывод о том, что в представлении общества господствовала мысль о власти эллинов над варварами. Идеи какого-либо культурного влияния тогда не прослеживалось.

2.6.1.Значение завоевания основных центров Персидского царства.

   Победа в битве при Арбелах мыслилась, как некий завершающей этап завоевательной войны, потому что македонскому войску противостояли объединенные силы, собранные со всех сатрапий. Если бы царь Дарий пал в этом сражении, то войну можно было считать оконченной, а Александр был бы совершенно легитимно провозглашен царем.

   После того как сдались главные города - Вавилон, Сузы и Пасаргады, в руках Александра сосредоточились огромные богатства Персидской империи. Вся центральная часть Азии оказалась во власти македонского царя, который, по всей видимости, в Сузах условно [2] принял титул "царя царей", сев на трон Ахеменидов. Однако, по мнению исследователей [3], ни титул "царь Азии", ни титул "царя царей" никогда не был принят Александром, хотя в источниках говориться обратное, а во всех надписях и монетах называл себя - "царь Александр". Таким образом, победа при Арбелах и завоевание Вавилонии и Персиды расширило границы территории, которая оказалась в подчинении у эллинов. В этом случае нельзя говорить о каком-либо проникновении культуры или слиянии религиозных культов. Наоборот, Александр предпочел привлечь на свою сторону жречество, восстанавливая храмы, принеся в Вавилоне жертву богу Белу [4]. Религия вообще оказывала огромное влияние не только на настроение покоренных народов, но и на законность царской власти, которая должна была иметь исключительно божественное происхождение [5]. В Азии произошло не только столкновение двух идеологий с разной обрядовостью, но и завоевателей с покоренными народами - слишком многое подвергалось разграблению, всех, кто этому противодействовал - убивали. Зороастризм, правильность исполнения культа которого, передавался из уст в уста, понес огромные потери в жречестве, что, безусловно, могло вызвать ответную негативную реакцию у населения.

   Не существует единого мнения на причины сожжения дворца Дария I в Персеполе среди исследователей. В первую очередь - дворец был культовым сооружением, древним оплотом власти персидских царей, куда стекались дары от всех покоренных народов и официальной резиденцией. Диодор [6] пишет, что "Персеполь, столицу Персидского царства, Александр объявил враждебным из азиатских городов и отдал его, кроме царского дворца, на разграбление солдатам". Дворец, по всей видимости, грабил сам, не смотря на то, что город сдался ему добровольно. Античные авторы [7] рассказывают о страшных убийствах и грабежах, которыми сопровождалось это действие, хотя вперед вставляют отрывок о почти тысяче искалеченных эллинах, которые вышли навстречу Александру из города, чтобы у читателя возникло мнение, что Персеполь понес заслуженное наказание. Обстоятельства принятия решения о разрушении Персеполя Арриан [8] вводит в полемику между Парменионом и Александром. Первый говорит о том, что "население примет его не как властителя Азии, твердо решившего удержать власть над нею, а как человека, победоносно прошедшего по стране", Александр объясняет свое решение как месть за разрушение Афин и сожжение Акрополя. Плутарх [9] и Диодор [10] сводят момент к пирушке с гетерами, подводя к мысли, что такое решение македонский царь принял, будучи в сильном опьянении. Можно отметить, что такое решение принималось Александром обдуманно, все богатства из дворца были вывезены, а само действие нужно понимать не только как акт устрашения, но и как знак безграничности властных решений нового правителя.