Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1529225.rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
9.7 Mб
Скачать

69. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношений: понятие, их характеристика

Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.

Субъективное право — это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Содержание субъективного права выражается в трех правомочиях:

во-первых, в возможности определенного поведения самого управомоченного. Например, лицо, обладающее правом собственности на вещь, имеет возможность пользоваться ею, продать, подарить. Или обвиняемый, обладая правом на защиту, имеет возможность давать показания, заявлять ходатайства, приводить различные доводы в свою защиту и т. д.;

во-вторых, в возможности управомоченного требовать от обязанного лица определенного поведения, которое вытекает из его обязанности;

в-третьих, в возможности управомоченного обратиться к государственным органам за защитой своих нарушенных прав (с исковым заявлением в суд, с жалобой в административные органы и т. п.).

Юридическая обязанность есть мера должного поведения, обеспеченная государством. В одних случаях обязанное лицо должно воздерживаться от совершения определенных действий, например не совершать поступков, нарушающих право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности (пассивная обязанность); в других случаях, наоборот, совершать определенные активные действия в целях удовлетворения интересов управомоченного, например уплатить наймодателю обусловленную договором сумму за пользование имуществом (активная обязанность); третьим видом обязанности выступает обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Это не что иное, как юридическая ответственность. Она составляет содержание правоохранительного отношения.

Следует отметить, что в ряде источников субъективное право определяется как мера возможного поведения, а обязанность — как мера необходимого поведения. Однако возможность и необходимость — это категории другого порядка. Это с точки зрения логики модальности алетические, отличающиеся от модальностей деонтических (нормативных: запрещено, дозволено и т. п.). Только последние относятся к категориям права и морали. Различие указанных модальностей весьма существенно. Например, каждому дозволено съездить на Канарские острова, но не каждый имеет такую возможность. В то же время не каждая возможность может быть дозволена. То же самое относится к должному и необходимому. Необходимость, как отмечали древнегреческие мудрецы, не подвластна богам. То, что необходимо, делается не в силу права, а в силу обстоятельств, вызывающих такую необходимость. Необходимость не предписывается правом. Не каждое должное является необходимым, и наоборот. Пить, есть, дышать, спать — это необходимое, но не должное поведение. Кому-то необходимо что-то купить, заключить для этого договор, но это отнюдь не должное. Право его к этому не обязывает, хотя и дозволяет. В противоположной ситуации

субъект обязан (должен) что-то совершить, но необходимость вынуждает его сделать другое. Например, субъект должен погасить долг по договору займа, но необходимость принуждает его к иным действиям. Необходимость не признает законов (песеквп.аа поп паое11е§егш).

Субъективное право и юридическая обязанность — не само поведение субъектов права, а лишь то, что дозволено или то, что должен совершить субъект. Здесь вполне допустимо положение, при котором субъективное право и юридическая обязанность существуют, но действий, совершаемых в соответствии с ними, еще нет. Такие действия, реализующие субъективные права или обязанности, являются юридическими фактами, с ними связано движение правоотношений.

Субъективное право и юридическая обязанность неразрывно связаны друг с другом. Поэтому в правоотношении всегда имеются две стороны: управомоченная и обязанная. Субъектов же в одном правоотношении может быть и более двух, так как на той или другой стороне может выступать несколько лиц.

Субъективные права и юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу. Содержание прав одного можно определить через обязанность другого. Права одной стороны зеркально отражаются в обязанности другой. Субъективные права и обязанности и есть те идеальные (не материальные — в виде веревок и цепей) связи, которые связывают субъектов в единое целое — правоотношение.

Четко разграничиваются управомоченная и обязанная сторона в простом (элементарном) правоотношении. Например, в результате причинения вреда у одной стороны (потерпевшего) возникает право на возмещение вреда, а у другой стороны (причинителя вреда) — обязанность возместить вред. В жизни же чаще встречаются более сложные правоотношения, как бы состоящие из нескольких элементарных правоотношений, когда обе стороны не только имеют субъективные права, но и несут юридические обязанности. Так, в трудовом правоотношении предприятие (учреждение), с одной стороны, и рабочий (служащий) — с другой, имеют ряд взаимных прав и обязанностей.

Субъективные права и юридические обязанности обусловлены потребностями и интересами субъектов права. Эти интересы являются предпосылкой приобретения и осуществления субъективных прав. Именно необходимость удовлетворения своих потребностей и интересов побуждает субъектов совершать действия, связанные с приобретением и реализацией субъективного права, требовать от других субъектов исполнения обязанностей. Субъективное право и юридическая обязанность имеют цель обеспечить удовлетворение законных интересов субъектов права.