Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конкурс Мемуаров АП Макаров Леонид Фёдорович ВБ...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
24.55 Mб
Скачать

Вид на мост через Уллу

Итак, стало ясно: утром 4-го июля, на пути 20-й танковой дивизии Вермахта, на пути Германского Блицкрига встал Василий Фёдорович со своим орудием. Накануне, 3-го июля, 20-я танковая дивизия, растянувшись в многокилометровую колонну, к вечеру подтянулась и сосредоточилась (перед броском и для принятия пищи и отдыха) в лесочке под Уллой, намереваясь с утра форсировать Западную Двину. Опьяненные успехами первых дней, немцы потеряли бдительность. Совсем, как на пикнике, собрали в одном месте огромное число танков и прочей техники, понаставили полевых кухонь, и пили кофе, не подозревая, что рядом их уже ждёт расплата.

Когда Василий Фёдорович открыл стрельбу по скоплению танков в лесу, то немцы оказались в безвыходной ситуации. Те немногочисленные танки, которые ещё стояли на дороге, предприняв попытку продвинуться вперёд, были им подбиты, и перегородили дорогу. Вне дороги движение было невозможно: танки увязали в грязи и застревали, мешали друг другу и создавали отличную мишень для стрельбы прямой наводкой.

Что осталось от 20-й танковой дивизии Вермахта после встречи с Василием Фёдоровичем, История умалчивает. Причём умалчивает так тщательно, что выдаёт себя с головой.

Вот выдержки из мемуаров фельдмаршала, командующего 3-й танковой группой Вермахта Германа Гота: «На основе приказа командующего 4-й танковой армией, полученного 3-й танковой группой 2 июля, штаб группы разработал, и 3 июля разослал соединениям приказ №10 на 4 и 5 июля. В этом приказе, как и прежде, совсем не учитывалась возможность обороны противником рубежа вдоль Западной Двины на участке Витебск - Дисна.

На этом рубеже и восточнее его, воздушная разведка наблюдала движение на восток лишь небольших «разрозненных групп противника».

То есть возможность обороны переправы через Западную Двину «разрозненной группой» Василия Фёдоровича «не учитывалась».

Мост через Западную Двину под Уллой

Читаем дальше: «20-я танковая дивизия намеревалась переправиться через реку по мосту под Уллой. Разведка пути и строгое соблюдение порядка движения недавно сформированной и недостаточно оснащённой машинами дивизии были организованы плохо. Кроме того, русские использовали полученное время для первого планомерного разрушения мостов. Сказалось и то, что танковая группа не выслала охранения к Западной Двине».

Таким образом, фельдмаршал Герман Гот признаёт, что разведка и боевое охранение 20-й дивизии, а, вернее, их отсутствие, позволили Василию Фёдоровичу остановить наступление немцев, и выиграть время «для первого планомерного разрушения мостов».

Отец часто повторял: «Я остановил их. В этот день они не продвинулись ни на шаг». Фактически целую неделю вермахту пришлось «топтаться» на одном месте.

Я хотел бы сказать ему: не только в этот день, но и 5-го и 6-го июля они не двигались. Немцы приходили в себя и подсчитывали потери. Лишь во второй половине дня 7 июля началась наводка моста, по которому на рассвете 8 июля 20-я танковая дивизия устремилась на правый берег реки: «8 июля в районе Уллы немецкая 20-я танковая дивизия (командир — генерал-лейтенант Х. Штумпф), преодолев сопротивление советской 186-й стрелковой дивизии 22-й армии, форсировала Западную Двину. 9 июля она заняла западную часть Витебска и захватила целым железнодорожный мост.»

Герман Гот в своей книге «Танковые операции» пишет: «Противник в течение ночи подтянул резервы и теперь оказывал ожесточённое сопротивление. Только 9 июля дивизия, имея впереди танки, смогла продолжить своё движение вдоль шоссе на Витебск».

То есть, Василий Фёдорович не только задержал немцев от 3 до 6 бесценных дней и дал возможность разрушить некоторые мосты через Западную Двину, но и позволил Красной Армии подтянуть резервы для решающего сопротивления (Витебская Битва).

Первой жертвой любой войны является правда.

В мемуарах немецкого военачальника катастрофическая задержка с форсированием Западной Двины объясняется следующим образом: «20-я танковая дивизия осуществляла форсирование Западной Двины под Уллой после того, как 6 июля застряла на раскисших дорогах, и, по приказу командующего танковой группой, приостановила своё продвижение».