Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие_ Колесов В И.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.98 Mб
Скачать

4.4. Сравнительная характеристика показателей нейродинамики студентов механико-математического и историко-филологического факультетов

Построение общей теории индивидуально-психологи­ческого развития является одной из центральных проб­лем современной психологии. Среди многих вопросов, подлежащих изучению, особое значение приобретают те, которые связаны с исследованием психологических ха­рактеристик периода зрелости. Важное место в этом цикле исследований принадлежит изучению различных психологических и нейродинамическнх характеристик студенческого возраста.

Комплексное и целенаправленное изучение специфи­ческих особенностей этого возраста в настоящее время интенсивно проводится в Ленинградском университете в лаборатории дифференциальной психологии и антропо­логии им. Б. Г. Ананьева. Получены ценные сведения об особенностях и общей структуре интеллекта во взаимо­связи с более общими характеристиками психических функций у студентов. Отличительной чертой этих иссле­дований является изучение возрастной динамики целого комплекса психических, нейродинамическнх, психомотор­ных и вегетативных функций. Внимание этого исследо­вательского коллектива до сих пор было сфокусировано на определенной выборке — студентах факультета пси­хологии и театрального института.

Не исключено, однако, что в силу некоторых врож­денных и приобретенных в ходе онтогенетического раз­вития качеств студенты другого профиля (скажем, ма­тематического) обладают иными чертами психофизио­логической организации и структуры интеллекта. В нашем исследовании были сопоставлены показатели ней­родинамики студентов механико-математического и ис­торико-филологического факультетов. На первом этапе исследования, по нашему мнению, особый интерес пред­ставляли следующие вопросы:

  1. Имеются ли различия в показателях нейродинами­ки студентов двух указанных факультетов?

Каковы эти различия и когда они выступают с пол­ной определенностью — в самом начале обучения в вузе или в результате этого процесса, т. е связаны ли с раз­витием определенных качеств и спецификой требований, предъявляемых к человеку условиями его деятельно­сти?

Решение первого вопроса, т. е. установление сущест­венности различий между студентами разных факуль­тетов, позволило бы направить усилия психологов на поиск наиболее оптимальных режимов и методов обу­чения в высшей школе, базирующихся на учете типич­ных особенностей психофизиологической организации.

Второй вопрос имеет, пожалуй, более важное значение. В теоретическом плане обнаружение достоверных различий между студентами первого курса математиче­ского и гуманитарного факультетов означало бы, что еще до начала обучения складывается определенное со­четание врожденных и приобретенных качеств, опреде­ляющих выбор профессии и накладывающих некоторые ограничения, или, напротив,— способствующих овладе­нию профессией. Одновременно это свидетельствовало бы о том, что еще до поступления в вуз абитуриенты представляют себе (хотя бы интуитивно), какими поло­жительными или отрицательными чертами они облада­ют, а выбор того или иного факультета не случаен и закономерно связан с предвидением и оценкой соот­ветствия своих психических особенностей требованиям профессии. В прикладном аспекте это означало бы це­лесообразность продолжения исследований в поисках критериев, способных послужить в дальнейшем для вы­работки рекомендаций абитуриентам при выборе фа­культетов.

Стремясь решить поставленные вопросы, мы проводи­ли свои исследования сразу после зачисления абитури­ентов в университет, но до начала занятий в нем, т. е. после 20 августа и до 10 сентября.

В общей сложности было обследовано 790 студентов (390 муж­чин и 400 женщин) разных факультетов в возрасте от 18 до 21 года. Все исследования проводились в утренние и дневные часы с помощью электронного нейрохронометра. В комплексном обследова­нии изучались только особенности нейродинамики и прежде всего латентные периоды простой двигательной реакции на световые и звуковые раздражители различной интенсивности. Из них определя­лась характеристика силы нервной системы в виде отношения време­ни реакции на слабые и сильные стимулы (ХНК), как функция ин­тенсивности раздражителей. Показателем подвижности нервной си­стемы служила легкость переделки в дифференцировочной реакции. Лабильность нервных процессов изучалась по критической частоте слияния световых мельканий (КЧМ) и звуковых щелчков (КЧЗ).

Таким образом, были получены характеристики трех основных свойств нервной системы: ее силы, подвижности и лабильности. По­казатели силы и лабильности изучались в двух анализаторах — зрительном и слуховом.

Прежде всего отметим, что в исследовании выяви­лись вполне достоверные различия между мужчинами и женщинами по некоторым показателям нейродинамики. Статистическое сравнение средних величин двух групп студентов, различающихся по полу, показывает, что жен­щины в целом менее реактивны и демонстрируют более длительные реакции на слабый звуковой раздражи­тель— 40 дб, на сильный звук— 120 дб и — на сильный свет. Таким образом, относительно низкая реактивность женщин выступает вполне отчетливо и не зависит от анализаторов. Не зависима от анализатора и другая отличительная черта женщин — относительно низкая ла­бильность нервной системы. Критическая частота слия­ний световых мельканий и звуковых щелчков у женщин достоверно ниже, чем у мужчин. Связывая короткое вре­мя реакции с уровнем активированности нервной систе­мы, а частоту слияния мельканий и щелчков с ее ла­бильностью, мы можем констатировать более высокую возбудимость и лабильность студентов мужского пола.

Сопоставление групповых различий на фоне генераль­ной совокупности позволяет еще более отчетливо вы­явить особенности каждой из групп. Сравнение средних величин показывает, что различия между представителями механико-математического факультета и историко-филологического факультетов появляются в первую очередь за счет математиков-мужчин, женщины пред­ставляют собой более однородную выборку. Следует заметить также, что в зрительном анализаторе наблюда­ется больше статистически значимых различий, чем в слуховом. Студенты историко-филологического факуль­тета по показателям нейродинамики ничем не отличаются от общей выборки.

Из анализа различий между студентами механико-математического и историко-филологического факульте­тов видно, что в мужской выборке больше различий, не­жели в женской (что было нами отмечено и при сопо­ставлении этих групп на фоне генеральной совокупно­сти). Очевидно также, что представители обоих полов механико-математического факультета обладают достоверно более высокими показателями лабильности нерв­ных процессов по КЧЗ, т. е. в слуховом анализаторе. Несмотря на то, что различия по КЧМ не достигают уровня значимости, в зрительном анализаторе прослежи­вается та же тенденция: более высокие показатели ла­бильности имеют опять-таки студенты механико-матема­тического факультета. Согласно нашим данным, матема­тики отличаются от гуманитариев и сравнительно низкой возбудимостью и реактивностью на световые сти­мулы малой интенсивности. Однако это относится толь­ко к мужчинам, ибо показатели женщин обоих фа­культетов весьма сходны. На достоверном уровне зна­чимости находятся и различия показателей подвижности по переделке. Если принять во внимание, что у мужчин эти различия более достоверны, а у женщин прослежи­вается та же тенденция, то можно сделать заключение о большей подвижности нервной системы представите­лей механико-математического факультета.

Обнаруженные в статистическом сравнении различия между представителями двух факультетов мы склонны объяснять различиями в показателях нейродинамики, связанных с особенностями памяти. Целый ряд исследо­ваний доказывает, что особенности памяти обусловлены именно теми характерными чертами нейродинамики, ко­торые отличают студентов-математиков от гуманитариев.

В исследованиях Н. Г. Зыряновой (1970) убедительно показа­но, что нейродинамические характеристики взаимосвязаны с особен­ностями перцептивного внимания: испытуемые с меньшей возбуди­мостью обладают большей скоростью нахождения чисел в таблице и большей скоростью переключения внимания. Низкая возбудимость оказалась связанной также с успешностью запечатления информации в долговременной памяти. Аналогичные данные получены Э. А. Голубевой и Р. С. Трубниковой (1971), хотя они и пользовались ины­ми приемами диагностирования особенностей нейродинамики и па­мяти. В их опытах установлено, что лица с низкой возбудимостью имеют преимущество, когда материал для запоминания более тру­ден, значителен по объему и требуется его длительное сохранение в памяти. Э. А. Голубева и В. И. Рождественская (1969) отметили также некоторое преимущество «сильных» (лиц с низкой чувстви­тельностью и возбудимостью) при запоминании зрительного мате­риала.

Литературные данные позволяют думать, что обна­руженная в нашей работе относительно низкая чувстви­тельность студентов механико-математического факуль­тета может быть связана с их преимуществом перед фи­лологами в хранении информации полученной в условиях трудной мнемической деятельности. Поскольку До­стоверные различия по возбудимости-реактивности об­наружены только по зрительной модальности, мы пола­гаем, что они больше связаны с образной памятью.

В подтверждение этого тезиса можно привести ре­зультаты исследования Е. С. Махлах (1969), где были обнаружены противоположные отношения между образ­ным (зрительным) и вербальным типами памяти.

Не исключено, что студенты-математики обладают Солее выраженным образным, а филологи — вербальным типом памяти. Следует обратить внимание на то, что представители механико-математического факультета отличаются от филологов относительно более высокой подвижностью и лабильностью нервной системы, причем два разных качества нейродинамики идут у них в одном направлении. Вполне логично также заключение о важ­ности фактора подвижности и лабильности в мнемиче­ской деятельности студентов механико-математического факультета.

Тут мы находим подтверждение в опытах Н. Г. Зыряновой (1970), обнаружившей у лиц с низкой возбудимостью лучшую спо­собность к переключению внимания, и в исследованиях Э. А. Голубевой и Ф. В. Ипполитова (1970), установивших положительную связь между высокой лабильностью нервных процессов и непроизвольным запоминанием.

Наше исследование приводит к следующим выводам и предположениям:

  1. Установлены вполне достоверные межполовые различия студентов по некоторым показателям нейроди­намики. Женщины обладают относительно низкой по сравнению с мужчинами возбудимостью, реактивностью и лабильностью, причем эти различия наблюдаются как в зрительном, так и в слуховом анализаторах.

  2. В сопоставлении студентов механико-математического и историко-филологического факультетов с гене­ральной выборкой студентов всех факультетов выяви­лось, что больше достоверных различий обнаруживает­ся у мужчин, чем у женщин. Последние представляют собой более однородную выборку. Одновременно больше статистически значимых различий наблюдается в зри­тельном анализаторе, чем в слуховом.

3.Сравнение студентов-математиков с филологами позволило обнаружить различия по параметру чувстви­тельности—реактивности (активированности), подвиж­ности и лабильности нервной системы. Эти различия, предположительно, связаны с особенностями мнемиче­ской деятельности.

4. Вполне достоверные различия наблюдаются еще до начала занятий в университете. Это позволяет считать некоторые особенности нейродинамики существенными для распределения студентов по факультетам и играю­щими определенную роль при выборе профессии