Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Каун.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
756.74 Кб
Скачать

1. Объект, предмет и задачи источниковедения истории Беларуси. Источниковедение истории Беларуси – это специальная историческая дисциплина, объектом изучения которой являются исторические источники по истории Беларуси. Под историческими источниками по истории Беларуси понимаются источники, которые позволяют получить исторические факты, описать исторические события и явления, реконструировать исторический процесс на землях, которые входят в современную территорию Республики Беларусь. При этом следует учитывать, что:

  1. современная территория Республики Беларусь сформировалась после второй мировой войны в 1945 г.;

  2. до 1918 – 1919 гг. белорусский народ не имел собственной государственности и данная территория входила в состав русских княжеств (с IX в.), Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, а в ХХ вв. часть земель входила в состав РСФСР (1917 – 1926) и Польши (1921 –1939).

  3. Этнографическая территория расселения белорусского народа была шире государственных границ современной Республики Беларусь и охватывала западную часть Смоленской области Российской Федерации, восточную часть Белостокского воеводства Польши, юго-восточную часть территории Литвы (с Вильно).

  4. На землях Беларуси проживали кроме белорусов и другие этносы: русские, поляки, украинцы, евреи, татары, цыгане, литовцы, латыши, армяне, немцы и др., которые активно участвовали в истории этих земель.

  5. Источники, в которых есть сведения по истории Беларуси, создавались не только на этих землях, но и в других городах (Киеве, Новгороде и др.) и странах (Германии, Польше и др.)

Предметом источниковедения истории Беларуси являются те свойства объектов (источников по истории Беларуси), которые изучаются с помощью специальных методов и приемов, разработанных в теоретическом источниковедении. Задачами источниковедения истории Беларуси являются:

  1. изучить весь комплекс источников по истории Беларуси.

  2. Проанализировать эволюцию отдельных типов (письменных, вещественных, устных и др.) и видов источников (документальных, повествовательных) источников по истории Беларуси.

  3. Трансформировать взятые из теоретического источниковедения методы и приемы анализа источника для изучения источников по истории Беларуси с учетом их специфики.

Периодизация:

  1. источники догосударственного периода (100 тыс. лет до н. э. – IX в. н. э.);

  2. источники периода русских княжеств IX – XIII вв.;

  3. источники периода Великого княжества Литовского XIII – XVI вв.;

  4. источники периода Речи Посполитой XVI – XVIII вв.;

  5. источники периода Российской империи конца XVIII в. – 1917 г.

  6. источники периода новейшего времени 1917 – 2001 гг.

2. Основные публикации источников по истории Беларуси периода XIXVIII вв. Первым изданием источников по истории Беларуси, выполненном на достаточно высоком археографическом уровне, был 1-й том «Белорусского архива древних грамот», изданный в 1824 г. уроженецем Пропойска (ныне Славгорода, Могилевской обл.) Иваном Ивановичем Григоровичем (1792 – 1852) при содействии графа Н.П. Румянцева. В нем содержалось 57 актов из Могилева, Мстиславля и Орши (уставы, привилеи на магдебургское право, листы, фундуши монастырям и церквям). Подготовленный к печати к концу 1825 г. в Гомеле 2-й том, который не был издан по причине смерти Н.П. Румянцева и трудностей прохождения цензуры, был найден лишь в 1958 г. в Красноярске. В нем находятся 66 актов за период с 1252 по 1707 гг. (привилей Казимира 1447 г., привилей на магдебургское право Полоцку 1498 г., 2 подтвердительных привилея Полоцку на магдебургское право, папские буллы, сообщение о Брестском соборе 1596 г.).

В последующем И.И. Григорович издал в Петербурге в 1846 – 1851 гг. 4 тома «Актов Западной России», в которые вошли документы за период 1340 – 1699 гг. В ходе подготовки актов к публикации И.И. Григорович устанавливал их подлинность. Так, получив грамоту на пергаменте полоцкого князя Ярослава Изяславича, выданную полоцкому Борисоглебскому монастырю на берега р. Бельчицы для постройки мельницы, Григорович установил ее подложность и вырезал лист с этой грамотой из подготовленного к печати 2-го тома «Белорусского архива древних грамот».

Археографическая комиссия в Санкт–Петербурге (с 1834 г.) издала «Полное собрание русских летописей», в котором находились Лаврентьевская (т. 1), Ипатьевская (т. 2) летописи, белорусско-литовские летописи (т.17, 1907).

Активно занимался изучением актов сын бедного униатского священника Бельского уезда Игнатий Данилович (1787 – 1843), который за свою жизнь И.Данилович собрал 2383 актов, изданных в 2-х томах в 1860 и 1862 г. Яном Сидоровичем под названием «Скарбец дипломатов» («Сокровищница актов»). В это издание вошли акты на польском, латинском, старобелорусском языке.

Большую роль в издании и изучении актов по истории Беларуси XIV – XIX вв. сыграла Виленская археографическая комиссия, издавшая в 1865 – 1915 г. 39 серийных томов «Актов». Одним из наиболее активных ее деятелей в последний период существования был сын православного священника из Витебской губернии Дмитрий Иванович Довгялло (1868 – 1942). Он в 1894 г. окончил Петербургскую духовную академию и вернулся в Витебск, где работал помощником инспектора Витебского духовного училища, заведовал церковно-археологическим древлехранилищем, а с 1896 г. возглавлял Витебский центральный архив и редактировал издание «Историко-юридических материалов, извлеченных из актовых книг Могилевской и Витебской губерний». В 1903 г. в связи с ликвидацией Витебского центрального архива Довгялло переехал в Вильно, где с 1906 г. был членом, а с 1913 г. председателем Виленской археографической комиссии.

В 1920-е гг. в результате появления интереса к истории и культуре Беларуси, который стимулировался проведением политики «белоруссизации», деятельностью Института белорусской культуры, созданием национальной системы образования (во главе с БГУ), проявился интерес к источникам по истории Беларуси. Наиболее крупным специалистами в изучении источников по истории Беларуси были М.В. Довнар-Запольский и Д.И. Довгялло. Однако М.В. Довнар-Запольского уже в 1927 г. выслали за пределы Беларуси. Д.И. Довгялло работал в Институте белорусской культуры, а затем в Академии наук БССР, преподавал источниковедение в БГУ. Д.И. Довгялло подготовил к печати в 1927 – 1931 гг. 3 тома «Беларускага архiва», в 1934 – 1935 гг. 2 тома «Матэрыялаў да гiсторыi Беларусi ў часы распада феудалiзма”, в 1936 г. вместе с В.К. Щербаковым и К.И. Кернажицким 2 тома “Гiсторыi Беларусi ў дакументах i матэрыялах” (Т. 1. 1936, Т.2, 1940). В предисловиях к изданиям Д.И. Довгялло проводил анализ актов. Например, в предисловии ко второму тому «Беларускага архiва», в котором публиковалась книга записей 16 Литовской Метрики, Д.И. Довгялло проследил историю происхождения книги. Она формировалась в канцелярии витебского воеводы Яна Юрьевича Глебовича в 1530 – 1532 гг. Затем, когда Я. Глебович стал в 1533 г. полоцким воеводой, пополняется в 1533–1539 гг. записями в полоцкой воеводской канцелярии. В 1539 г. после смерти Альбрехта Гаштольда Я. Глебович (по другим данным в 1546 – 1549 гг.) стал канцлером ВКЛ и переехал в Вильно. Он перевез туда свой витебский и полоцкий воеводские архивы, акты которых позднее были включены в состав Литовской Метрики.

Полоцкие грамоты 1263 – 1511 гг. были на высоком научном уровне с комментариями в 6 выпусках были изданы российской исследовательницей А.Л. Хорошкевич.

Большой интерес к публикации источников по истории Беларуси проявился в 1980-е – 1990-е гг. в период обретения страной независимости. Об этом свидетельствуют издание Статута 1588 г. (Мн., 1989), Библии Ф. Скорины (Мн., 1990), издание актов ХIII – XVI вв. (международных договоров, вассальных грамот, общеземских, областных и волостных привилеев, привилеев городам на магдебургское право) в приложении к книге И.А. Юхо, А. Абрамович, Т.И. Довнар, В. Сатолина «Дагаворы i граматы як крынiцы беларускага феадальнага права” (Мн., 2000).

История развития источниковедения истории Беларуси. Источниковедение истории Беларуси как научная дисциплина оформилось в 1920-е гг. Хотя, начиная с XIX в. источниками по истории Беларуси занимались русские, польские, украинские, немецкие и др. ученые. У истоков источниковедения истории Беларуси стояли М.В. Довнар-Запольский, Д.И. Довгялло, В. Ластовский. Однако М.В. Довнар-Запольского уже в 1927 г. выслали за пределы Беларуси. Д.И. Довгялло работал в Институте белорусской культуры, а затем в Академии наук БССР, преподавал источниковедение в БГУ. В архиве Н.Н. Улащика хранилась студенческая запись лекций по источниковедению, прочитанных Д.И. Довгялло в 1926/1927 учебном году на факультете БГУ. В лекциях большое внимание уделялось актам Литовской Метрики. В 30-е гг. большинство ученых, занимавшихся источниками по истории Беларуси, были репрессированы (в т.ч. В.Ластовский, Д.И.Довгялло).

Возрождение источниковедения истории Беларуси произошло лишь в 60-е гг. Оно связано с именами Л. Абецедарского, А.П. Игнатенко, Н.Н. Улащика, В. Чемерицкого. Н.Н. Улащик в 60-е гг. исследовал источники по истории Беларуси XIX в. (отчеты губернаторов, газету «Минские губернские ведомости», ревизии). В. Чемерицкий в 1969 г. издал книгу «Беларуска-лiтоўскiя летапiсы як помнiкi лiтаратуры”, в которой предложил новую классификацию (по трем летописным сводам).

В 1973 г. вышла классическая работа Н.Н. Улащика «Очерки по археографии и источниковедению истории Беларуси феодального периода», в которой анализировались все крупные публикации источников по истории Беларуси за период с 1824 по1940 гг.

В 1976 г. вышли книга З.Ю. Копысского, посвященная аграрному источниковедению Беларуси. В ней анализировались реестры, инвентари, приходно-расходные книги, суммариуши и др. хозяйственные документы XVI –первой половины XVII в., находящиеся в Национальном историческом архиве Беларуси.

В 1970-е гг. ряд статей, посвященных мемуарным источникам по истории Беларуси XVI – XVII вв., издал А.Ф. Коршунов. Его же перу принадлежит книга, посвященная «Диариушу» А. Филиповича.

В 1985 г. вышла вторая значительная работа Н.Н. Улащика «Введение в белоруско-литовское летописание», в которой анализировались белорусско-литовские летописи.

В 1970-е – 1980-е гг. спецкурс «Источниковедение истории Беларуси» на историческом факультете БГУ читал А.П. Игнатенко.

Большой интерес к истории Беларуси в конце 1980-х – 1990-е гг. вызвал широкое развитие источниковедения. В этот период выходят работы Г.Я. Голенченко, М.Ф. Спиридонова, С.Н. Ходина «Крынiцы гiсторыi Беларусi» (Мн., 1999), И.А. Юхо «Крынiцы беларуска-лiтоўскага права» (Мн., 1991).

3,4.Дакументальныя крынiцы па гiсторыi Беларусi. Агульная характарыстыка.

Закон - нормативно-правовой акт, который имеет высшую юридическую силу. Документы законодательства - это юридические документы, издаваемые высшими органами государственной власти и имеют высшую юридическую силу в рамках определенного государственного образования. Все остальные документы права должны соответствовать законам, принятым в стране.

Закон – нормативный акт, принятый высшим государственным органом гос. Власти, обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, пост,..), является основным источником права в современном обществе.

Право — совокупность общеобязательных правил (норм) поведение, установленных или санкционированных государством.

Документы законодательства или Законодательные источники – это юридические документы, которые выдаются высшими органами государственной власти и имеют высшую юридическую силу в границах определенного государственного образования. Они составляют основу системы права государства. Все остальные документы права должны соответствовать законам, принятым в стране.

Право, как известно, возникает вместе с появлением государства. Законодательство поэтому относится к тем видам источников, которые, возникнув, сохраняются до настоящих дней. Однако в его развитии можно выделить следующие периоды:

5. Материалы законодательства земель Руси IX–XIII вв. Краткая, Пространная и Сокращенная "Русская правда", этапы ее изучения.

Древнейшим из памятников письменного права Древней Руси является Краткая Правда (20-70-е годы XI в.). Она представляет собой кодекс норм прецедентного пра­ва (т.е. имевшего место ранее и служащее примером). Этими нормами регламентировались отноше­ния в пределах княжеского (позднее также и боярского) хозяй­ства, вынесенного за пределы официальной столицы государст­ва. Возможно, это определило и название самого памятника «Правда роськая» (от раннего значения слова «русь» — дружинники).

Краткая Правда сохранилась в двух списках XV в. (в составе Новгородской I летописи младшего извода) и 11 списках XVIII-XIX вв. Текст Русской Правды — явно вставной — в старшем изводе Новгород­ской I летописи отсутствует.

По структуре и источникам, которые вошли в ее состав, Краткую Правду принято делить на Правду Ярослава и Правду Ярославичей. Существование Правды Ярослава основывается на формальном признаке (ее текст пред­шествует записи о съезде Ярославичей, на котором они «устави­ли Правду руськои земли»).

В более поздней Простран­ной Правде, в которой приво­дится запись о съезде сыновей Ярослава, речь идет только об отмене кровной мести и замене ее денежным штрафом, «а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша». Это дает основания для сомнений о существовании Правды Ярославичей.

Из состава Правды Ярослава иногда выделяются первые 10 статей, которые, по мнению М.Н. Тихомирова, составляли Древ­нейшую Правду. Считается, что она была составлена в Новгоро­де около 1016 г. В 1036 г. на ее основе была создана Правда Яро­слава.

Краткая Правда рассматривает­ся как единый цельный памятник, возникший в результате целе­направленного редактирования ее текста на рубеже XI-XII вв.

Появление первого памятника письменного права, вероят­но, было вызвано тем, что именно в княжеском окружении нача­ли формироваться новые, нетрадиционные социальные отноше­ния, не подпадавшие под обычные нормы. Основой «официаль­ного», «необычного» законодательства могли выступать как пе­реработанные древние правовые памятники (типа Закона Рус­ского) и традиционные нормы права, так и нормы принципиаль­но новые, заимствованные, скорее всего, из наиболее авторитет­ного - для князя и его окружения - источника, Священного пи­сания. О том, что именно библейские нормы легли в основу письменного законодательства, можно судить по очевид­ным параллелям статей Русской Правды и ветхозаветных тек­стов.

Ко второму-третьему десятилетиям XII в. обычно относится появление Пространной Правды. Известно более ста списков этого памятника в составе Кормчих книг, Мерил Праведных и юридических сбор­ников особого состава. Самыми ранними являются Синодаль­ный список Кормчей (1282 г.) и Троицкий список Мерила Пра­ведного (вторая половина XIV в.), прочие датируются XV-XVIII вв. Все списки Пространной Правды объединяются в три вида (извода). Пространная Правда имеет самостоятельную основу, расши­ренную текстами Краткой Правды (в переработанном виде) и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 г.). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (почему и имеет такое условное назва­ние). По мнению М.Н. Тихомирова, третьим источником Прост­ранной Правды был протограф Сокращенной Правды. Однако эту точку зрения не разделяют большинство исследователей.

Наиболее спорным памятником является Сокращенная Прав­да, сохранившаяся в двух списках XVII в. Обычно ее датируют концом XV в. Большинство исследователей видят в этом па­мятнике простое сокращение текста Пространной Правды (что отразилось в его общепринятом названии).

С начала XIV в. Русская Правда, по-видимому, начала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих юридических терминов, использовавшихся в ней, становился не­ясным переписчикам и редакторам, что вело к искажениям тек­ста. Уже в начале XV в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, составлявшиеся для практического при­менения. Это свидетельствует о полной утрате ею — как единого кодекса — правовой силы. Видимо, тогда же она начала включать­ся в летописные своды. Несмотря на традиционную характеристику Русской Правды как единого памятника, источниковеды РГГУ, считают более корректным рассмо­трение Краткой, Пространной и Сокращенной Правд как само­стоятельных источников, связанных между собой.