Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гордон Уилер.ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИНДИВИДУАЛИЗМА.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
286.72 Кб
Скачать

Поддержка и стыд

Что же удерживает в социальном и личном поле столь сложные и, в конечном счете, дисфункциональные модели на месте? Если приведенные выше рассуждения являются правильными, то почему, увидев обстоятельства в истинном свете, мы не можем, “плюнув” на все, раз и навсегда справиться с данным вопросом — и с отношениями в своей жизни — лучше, чем это чаще всего получается? Какая сила или условия поля подавляют более легкое восстановление и рост в этой беспокойной области жизни, ограничивают новые отношения и развитие и удерживают нас в рамках старых моделей, которые, очевидно, мы уже переросли и давно намереваемся изменить? Ответ на этот вопрос приводит нас на территорию следующей главы, к ощущениям и видам динамики поля, которые известны как чувство стыда, как ощущение, что со мной что-то не в порядке, по крайней мере, в том поле, в котором я оказался в настоящее время. Это означает, что, в определенном смысле, мы прошли полный круг с того момента, когда был задан первый ретроспективный вопрос в упражнении из главы 4. Чтобы увидеть, что именно мы подразумеваем под стыдом, основываясь на новой точке зрения — и что в отношении него можно предпринять, — теперь мы обратимся к главе 6 “Стыд и подавление: Self в разорванном поле”.

Для подготовки к этому переходу и завершения данного этапа обсуждения подведем итоги проведенного исследования поддержки следующим образом: если мы отойдем в сторону и посмотрим на свою жизнь в настоящий момент, или жизнь своих клиентов и знакомых, то окажемся в состоянии выявить различные проблемные области и разделить их на следующие категории (конечно, они не являются единственно возможными и не охватывают все без исключения случаи, и лишь позволяют в общем определенным образом осветить проблемные области): 1) «неоконченное дело»: старые болезненные темы или отношения в нашей жизни, которые каким-то образом оказываются не проработанными, в течение длительного времени остаются неразрешенными и вызывают неудовлетворение. В отношении к ним появляется чувство покорности и неизбежности, и мы просто стараемся о них не думать; но когда эти мысли все же приходят в голову, мы вновь ощущаем прежний уровень фрустрации и боли; 2) трудности и моменты фрустрации в жизни, с которыми мы приходит чувство «чрезмерного одиночества»; вещи, с которыми остаемся полностью наедине, которые приходится преодолевать самим без посторонней помощи; 3) цели и планы нашей жизни, которые, по видимому, не двигаются вперед, вещи, длительное время, иногда годами, остающиеся в нашем списке намеченных дел, для осуществления которых мы не можем собраться с силами или выделить время, хотя они могут быть весьма важными, даже «велением сердца». Здесь мы тоже можем дойти до точки, когда стараемся совершенно не думать об этих вещах – но, тем не менее, они год за годом напоминают о себе - в списках наших желаний, в новогодних решениях, нередко причиняя боль.

Предметом наших размышлений сейчас является удивительная закономерность, в которой эти три категории представлены одним и тем же списком проблем. Если списки полностью и не совпадают, то почти всегда значительно накладываются друг на друга, если конкретные вопросы и не являются идентичными другим, то все же оказываются тесно связанными с проблемами, относящимися к остальным категориям. Проще говоря, вещи, которые мы не в состоянии сдвинуть с мертвой точки, важные цели, которых мы никак не можем достичь, болезненные отношения и вопросы, которые нам не удается исправить, и места нашей жизни, в которых мы чувствуем полное одиночество – представляют собой одно и то же. Именно поддержка всего поля в целом придает нам энергию и делает изменения возможными; и именно отсутствие или ограничение новой поддержки делает старые модели, прежнюю организацию поля устойчивой и неподдающейся изменениям.

Эту мысль можно выразить и более позитивным образом: в нашей жизни области, которые успешно продвигаются вперед; области, в которых мы чувствуем свою продуктивность, рост и значимые связи с self и своими лучшими способностями, практически всегда оказываются весьма «многолюдными» (речь, как вы помните, не идет о количестве) – они являются областями, где мы получаем поддержку от значимых людей, которые принимают нас, чего-то требуют, чем-то делятся, реагируют, вступают в диалог, а, возможно, защищают и восхищаются нами и тем, что мы стараемся предпринять. Области же «малонаселенные», или в которых люди отсутствуют совершенно, – те дела, которые мы несем по жизни совсем или почти одни – обычно оказываются областями стресса, фрустрации, неудовлетворения, «мертвых точек», «недостаточного питания» - и стыда.

Чтобы увидеть более ясно, почему дело обстоит именно так, и каким образом это следует из картины self-процесса и природы self, которую мы описываем, и далее, какой вклад это понимание вносит в целостную картину, в следующей главе мы обратимся к наименее понятной из человеческих эмоций: стыду. Нам снова понадобится поддержка конкретного чувственного опыта для нового понимания этого чувства в главе 6 – и его использования в последующих главах при углублении представлений о близости, росте, восстановлении self, повествовании, вопросах пола и здоровом процессе в здоровом поле.