Максималисты
В 1904 году стали возникать наиболее радикальные группы эсеров, которые выступали в основном за аграрный и экономический террор. Руководителями отрядов были Екатерина Брешко-Брешковская, более известная, как “бабушка русской революции”, ведь она прославилась своим членством в Народной Воле, и М.И. Соколова. Движение радикальных эсеров окрестили максималистами. Они зачастую принимали участие в крестьянских волнениях и известны тем, что их террор был в прямом смысле этого слова массовым. В отличие от БО эсеров, отряды максималистов с чистой совестью могли идти на гражданские, невинные жертвы. Это доказывает громкое покушение на П.А. Столыпина. В Петербурге на Аптекарском острове располагалась дача реформатора, куда прибыли три максималиста, замаскированные под жандармов и имеющие при себе по портфелю с взрывчаткой. Был приемные день, а приемный день у министра внутренних дел обещает быть насыщенным: десятки людей ждали помощи и совета. Максималисты врываются в помещение, минуя охрану, и с криками «Да здравствует свобода, да здравствует анархия!» швыряют портфели о пол. Неимоверной силы взрыв в буквальном смысле разнёс дачу на куски, не говоря уже о террористах, охране, прислуге и простом люде. Вся трагичная комичность сего теракта заключается в том, что лишь кабинет Столыпина уцелел! Взрывной волной опрокинуло чернильницу министра – это единственное, чем максималисты смогли навредить его персоне.
«Вся дача еще была окружена густыми клубами дыма. Весь передний фасад здания разрушен. Кругом лежат обломки балкона и крыши. Под обломками - разбитый экипаж и бьются раненые лошади. Вокруг несутся стоны. Повсюду клочья человеческого мяса и кровь»
И вот, перед нами находятся два террориста: эсер Каляев, который убил князя Сергея Александровича, причем, со второй попытки, ведь в первый раз он не решился взорвать повозку, потому что с жертвой находилась его супруга, и три максималиста, которые убили без малого 30 человек, в том числе стариков и женщин, но так и не достигли своей цели. Здесь идет речь не о профессионализме одних и отсутствии опыта других, а о принципах, исходя из которых, осуществляется террористическая борьба.
Пролить свет на деятельность максималистов и понять их побуждения к терроризму может занимательная брошюра, написанная одним из теоретиков социалистов революционеров Иваном Павловым. Он делил человечество не просто на этносы, а на этические расы, в соответствии с их моральными установками. Была раса хищников: это политики и экономисты, которые со временем своей деятельности вобрали в себя худшие черты человечества, стали эксплуататорами и угнетателями. Самое интересное заключается в том, что бесчинство и пороки передаются по наследству! По мнению Павлова, с этой расой должна была бороться морально высшая раса, выходцы из которой были чисты и непорочны, соответственно – террористы, альтруисты революционного движения. В итоге все сводится к тому, что вторая раса должна победить первую, а театром сражения выступает не Москва и область, а весь мир. Всемирная гражданская война должна закончиться победой сил добра (террористов, радикального люда и, естественно, эсеров). На мой взгляд, это банальный анархистский проект, который не приведет ни к чему полезному, кроме как к жертвам и беспощадному террору. Устранение власти не должно быть самоцелью политического терроризма, ведь посты сменяемы, а государственный аппарат огромен. Стоит отметить, что доктрина Павлова не была взята на вооружение ПСР, однако, многие максималисты считали брошюру гениальной, а самого теоретика, одним из наиболее видных.
