- •Глава 1. «Правопонимание и правоприменение»…………………….……4 - 10
- •Глава 2. «Правопонимание и юридическое прогнозирование»…………..11 -14
- •Глава 3. «Правоприменение»………………………………………..……..15 - 18
- •Глава 1. «Правопонимание и правоприменение».
- •Глава 2. «Правопонимание и юридическое прогнозирование».
- •Глава 3. «Правоприменение».
Глава 3. «Правоприменение».
Цикл правоприменения есть фаза обратной связи: от общества к правосознанию и правовому проектированию и т.п. Тем самым проверяются, изменяются, дополняются модели и принятые на их основе правовые решения, появляются условия и возможности формирования новых. Меняется правовое поведение всех субъектов и деятельность органов и организаций, их реальные статусы, меняются правовые и неправовые роли, и в результате весьма подвижной становится граница между правомерным и неправомерным поведением. Не всегда последовательно осуществляются нормы законов и актов высокой юридической силы в рамках правовой цепи, когда их заменяет принятие более конкретных актов, индивидуальных решений и совершение юридических действий. Концепция правоприменения отличается комплексным пониманием способов действия права как многогранного явления, что предполагает сочетание аспектов внутренней и международной законности9.
В цикле правоприменения нельзя не видеть некоторые особенности. Во-первых, здесь наблюдается более сильное воздействие различных факторов, и особенно человеческого фактора, многообразие целей и методов поведения людей. Во-вторых, налицо расширение круга лиц, участвующих в процессах правоприменения, что ведет к увеличению объема неформальных отношений, большей инвариантности поведения. В-третьих, очевиден больший удельный вес локальных актов организаций и актов саморегулирования.
В литературе по теории права и государства сложилась устойчивая классификация способов воплощения правовых принципов и норм в реальное поведение и достижение результатов с учетом критериев различного участия субъектов права в их реализации. Имеются в виду такие способы, как соблюдение, исполнение, использование и применение, в которых выявляются неодинаковые "правовые старты" и инициирование правоотношений, а также специфические правовые действия их участников. При бесспорной полезности данная классификация не отражает многообразия циклов реализации права и требует обновления.
Режим соблюдения права означает воздержание от неправомерных действий, строгое следование запретам, предостерегающим от вхождения в зону неправомерного поведения. Запреты содержатся в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ, подзаконных актах. Особо выделю технико-юридические акты, которые предписывают последовательное совершение действий-операций.
Режим исполнения обязанностей - это активные действия правообязанных субъектов права - юридических лиц, включая органы публичной власти, бизнес-структур, общественных объединений.
Режим использования права означает реализацию возможностей в рамках правовых условий и гарантий. Знание прав и правильные действия для их реализации обогащают правовой спектр и служат развитию активности граждан и их объединений, публичных структур и организаций. И тут уместно вспомнить об институте самозащиты гражданами своих прав от причиненного вреда, ущерба (ст. 14 ГК РФ), трудовых прав (ст. 379, 380 ТК РФ).
Вводимый режим обеспечения включает участие государства и его органов в рамках их компетенции и установленных процедур. Понятно, что здесь инициирующими выступают госорганы, должностные лица и служащие, решения и акты которых призваны операционализировать нормы законов и иных нормативных правовых актов и "привязать" их к конкретным лицам, ситуациям и событиям. Создается и реализуется цепь правовых актов, приводящих в движение трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы.
Режим саморегулирования означает, что субъект самостоятельно регулирует свое поведение и деятельность, это очень важно. Законодательство создает для этого необходимые условия в виде институтов прямой демократии, местного самоуправления, саморегулируемых организаций, ассоциативных объединений работников и т.п. Тем самым гарантируются свободное принятие решений, определение целей и курсов деятельности на основе своих интересов, самоконтроль, самоответственность за добровольно принятые решения самообязательства.
Названные режимы следует использовать полностью и равномерно, это стимулирует активное отношение к ним субъектов права, чьи интересы "оживляются" именно на этой стадии развития жизни права и побуждают к широкому спектру действий - правомерных, неправомерных, нейтральных, внеправовых и фактических. Приходится признать, что непрерывно возникают позитивные и негативные отклонения от правовой модели. Такие отклонения отражают нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях. Вместе с тем нередко складывается и так: то, что ранее расценивалось как норма в силу изменений образа жизни людей, может приобретать характер отклонения и, наоборот, то, что было отклонением, становится нормой. Поэтому в механизме правоприменения обнаруживаются, с одной стороны, негативные отклонения как в виде прямых нарушений законности, формального соблюдения права в своем корыстном интересе, так и проявления "теневого права". С другой - вызывает оптимизм процесс появления новых регуляторов. И в том и в другом случае необходимо своевременно реагировать. Этому служит такой институт, уже получивший признание в науке и практике, как правовой мониторинг. Кроме его организационных и информационных аспектов важно использовать показатели и индикаторы действия закона10.
Таким образом, циклы правоприменения являются в своем роде завершающими большие правовые циклы и служат источниками для новых правовых циклов: жизнь права получает новые импульсы.
Заключение.
О праве говорят и пишут почти все, оно вознесено на вершину нашей общественной мысли. Но в реалиях нашей жизни право воспринимается и действует иначе - противоречиво и непоследовательно.
Примечательно, что правовые циклы могут охватывать весь спектр правовой сферы, и тогда она меняется существенным или коренным образом. Таковы были исторические смены циклов развития права в начале 20-х гг. XX в. и в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. в нашей стране при переходе к иной общественной формации. Менялись базовая концепция права, система законодательства и юридические институты. Акцент на права человека и рыночную экономику пробудил интерес к публичному и частному праву, а отсюда и появление соответствующих законов, научных разработок, правовых взглядов.
Необходимо особо подчеркнуть: в пределах циклов правового развития возникают, проявляются и изменяются разные правовые состояния. Меняется отношение к праву и уровень законности, одни институты последовательно применяются, а другие находятся в состоянии анабиоза.
Вывод очевиден: правовые циклы имеют относительно самостоятельный и производный характер от социально-экономических циклов в обществе.
Периодическое возникновение курса на децентрализацию сопровождалось одновременным усилением роли большей части органов власти и управления и соответствующими изменениями законодательства.
Для понимания динамики правовых состояний надо учитывать влияние всей совокупности факторов. Объективные факторы воздействия на право: экономические, социальные, политические, международные, природные и т.п. - сочетаются с факторами развития самой правовой системы, ее внутренними процессами и зависимостями.
Широкий спектр факторов влияния на право повышает эффект саморегулирования в общественной среде. Хотя следует отметить, что и в прошлые десятилетия управление обществом рассматривалось как сочетание сознательного и стихийного (но с явным перевесом в пользу первого).
Другой критерий для анализа циклов права - время. В историческом смысле оно отражает объективный ход процессов и существования явлений и общепринятые способы измерения.
Ошибки в определении юридического времени имеют весьма ощутимые последствия.
За подвижными правовыми картинами обнаруживаются более глубинные пружины жизни права. Правовое мышление и правовая культура как подвижные понятия отражают разные типы правопонимания, когда право как явление неодинаково оценивается и воспринимается людьми. Об этом писалось в научной литературе, и в данном случае отмечу их влияние на реальное правосознание как оценочное отношение людей к праву, которое порождает и отчуждение, и правовой нигилизм, и правовую поддержку.
Необходимо увязывать программы законопроектных (нормативных) работ с программами и концепциями социально-экономического развития в качестве их правового обеспечения. Преамбулы должны содержать характеристику конкретных целей и новых правовых состояний, а не описаний известных задач правового регулирования. Тщательная разработка концепций законов, содержащих анализ и оценку предполагаемых правовых решений, возможна только на основе полного информационного обеспечения законопроекта.
Проекты законов нередко готовятся и вносятся поспешно, без глубоких обоснований. Базовые системообразующие законы долго не принимаются. Прежде всего к таковым относятся проекты федеральных законов о нормативных правовых актах, о федеральных органах исполнительной власти, об административной юстиции и др. Огорчает недооценка социальной стороны законотворчества: мало проводится общественных обсуждений, гражданам недостаточно полно разъясняется смысл новых законов. А это снижает эффект восприятия и реализации правовых актов.
Требуется определить показатели и индикаторы анализа и оценки как отдельных юридических элементов (актов, процедур, органов, кадров и т.п.), так и правового состояния в рамках временного и тематического циклов.
Цикл правоприменения есть фаза обратной связи: от общества к правосознанию и правовому проектированию и т.п.
В цикле правоприменения нельзя не видеть некоторые особенности. Во-первых, здесь наблюдается более сильное воздействие различных факторов, и особенно человеческого фактора, многообразие целей и методов поведения людей. Во-вторых, налицо расширение круга лиц, участвующих в процессах правоприменения, что ведет к увеличению объема неформальных отношений, большей инвариантности поведения. В-третьих, очевиден больший удельный вес локальных актов организаций и актов саморегулирования.
Режим соблюдения права означает воздержание от неправомерных действий, строгое следование запретам, предостерегающим от вхождения в зону неправомерного поведения. Запреты содержатся в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ, подзаконных актах.
Названные режимы следует использовать полностью и равномерно, это стимулирует активное отношение к ним субъектов права, чьи интересы "оживляются" именно на этой стадии развития жизни права и побуждают к широкому спектру действий - правомерных, неправомерных, нейтральных, внеправовых и фактических.
Таким образом, циклы правоприменения являются в своем роде завершающими большие правовые циклы и служат источниками для новых правовых циклов: жизнь права получает новые импульсы.
Список используемой литературы.
Тихомиров Ю.А. «Рекомендации по проведению мониторинга действия закона» Законодательство и экономика. 2008. N 6.
«Правоприменение: теория и практика» под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2008.
«Социология права» под ред. В.М. Сырых. М., 2002.; Гаврилов О.А. «Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование». М., 1993; Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Цирин А.М., Чернобель Г.Т. «Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм» Журнал российского права. 2008. N 8.
Сырых В.М. «Отчуждение права», 2008.
Грунина В.А. «Синергетические основы правового регулирования», 2006.
Парфенов А.А. «Правовое состояние». М., 2007.
Кашанина Т.В. «Частное право». М., 2009.
«Теория государства и права» под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд. М., 2006; Скурко Е.В. «Принципы права в современном нормативном правоприменении». М., 2008.
Ллойд Д. «Идея права». М., 2002; Хабермас Ю. «Вовлечение другого: Очерки политической теории». СПб. 2001.
Тихомиров Ю.А. «Современное публичное право». М., 2008.
1 «Теория государства и права» под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд. М., 2006; Скурко Е.В. «Принципы права в современном нормативном правоприменении». М., 2008.
2 Ллойд Д. «Идея права». М., 2002; Хабермас Ю. «Вовлечение другого: Очерки политической теории». СПб. 2001.
3 Тихомиров Ю.А. «Современное публичное право». М., 2008.
4 Кашанина Т.В. «Частное право». М., 2009.
5 Парфенов А.А. «Правовое состояние». М., 2007.
6 Грунина В.А. «Синергетические основы правового регулирования», 2006.
7 Сырых В.М. «Отчуждение права», 2008.
8 «Социология права» под ред. В.М. Сырых. М., 2002.; Гаврилов О.А. «Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование». М., 1993; Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Цирин А.М., Чернобель Г.Т. «Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм» Журнал российского права. 2008. N 8.
9 «Правоприменение: теория и практика» под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2008.
10 Тихомиров Ю.А. «Рекомендации по проведению мониторинга действия закона» Законодательство и экономика. 2008. N 6.
