Трюки в хореографическом произведении
В хореографических произведениях необходимость (или присутствие) трюков я бы определил двумя причинами (условно):
первая – простое стремление показать мастерство, силу, удаль и т.п., потому трюк просто вставлен в определённое место в танце;
второе – когда трюк вытекает из самого танца исполнителя, являясь логическим заключением комбинации, когда он рождается в душе исполнителя, когда выразить себя по-другому уже невозможно.
И в первом, и во втором случае переход от танца к трюку должен быть оправдан, трюк должен логично вписываться в канву танцевального номера.
Сам трюк имеет три составные части: подход, сам трюк, уход исполнителя. Нельзя невнятно, как-нибудь начинать трюк и заканчивать. Это частая ошибка. Всё внимание уделяется исполнению самого трюка, а подход и отход на репетиции может быть смазанным. Но нарабатывается привычка и на концерте, не заметно для себя, исполнитель смазывает начало и конец. Это касается и трюков, начинающихся с препарасьёнов («разножка», «щучка», «кольцо» и т.п.). Препарасьён должен быть ярким, лёгким, понятным, подходить к трюку, обращён к зрителю. Плохо, неумело сделанный препарасьён отстраняет трюк от хореографии, превращая его в гимнастику, акробатику, но, ни как не танец.
Исполняться трюк однозначно должен с блеском, идеально, сильно, отлично. В противном случае он теряет всякий смысл (и название) и своё назначение в танце.
Если трюки идут один за другим, то очень важно обратить внимание на выход одних и уход других. Линии ухода и выхода не должны пересекаться.
Как и танец, трюк должен исполняться музыкально, соответствовать ритмическому рисунку музыки. Делать трюк поперёк музыки – недопустимо!
Еще один очень важный момент – соответствие трюка возрастным (физическим) способностям исполнителя. К изучению и исполнению «техники» необходимо подходить осторожно, постепенно. Здесь особенно важен индивидуальный подход к каждому. Трюки делаются только под присмотром педагога, иногда не всеми, а только теми исполнителями, которым педагог дает разрешение, видя, что они готовы их делать.
Музыкальность исполнения
Музыкальность исполнителей слагается как бы из трёх (условно) взаимосвязанных исполнительских компонентов (компоненты музыкальности):
Умение, способность верно согласовать свои действия с музыкальным ритмом. Нарушение музыкального ритма лишает танец действенной и художественной точности выражения.
Умение сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему (мелодию), художественно воплощая её в танце.
Умение внимательно вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь технически верно и творчески увлечённо воплотить их звучание в пластике танца. Т.е. важно не только «что», но и «как» говорит музыкальная тема.
«Предпочтение только техники, как правило, приводит танцовщика к схематизму, а не к образному действию, нивелирует его индивидуальность… Выступления такого танцовщика, даже если он актерски одарен, могут быть технически эффектными, виртуозно блистательными, темпераментными, могут совпадать со сценическим образом…. но они не будут глубоко художественными, эмоционально и психологически оправданными, что отличает настоящее реалистическое искусство театрального танца от его имитации». (Н.Тарасов) (от искусного исполнения к искусственному!!!)
Исходя из выше сказанного, педагог на уроке должен обратить внимание на:
Подбор музыкального материала для урока и для танцев в соответствии с возрастными особенностями учащихся и задачами урока.
Четкий счет при показе и разучивании движений и комбинаций.
Разбор музыкального произведения с учащимися (ритм, характер, образ и т.д.).
Прослушивание на уроке различной музыки и возможность детям самим придумать движения под предложенную музыку (игра «Наш танец»).
Разученные на уроках движения (полька, галоп, подскоки, присядки и т.п.) предложить детям станцевать в разных характерах (весело, грустно, пугливо, сердито, озорно, скучно, лениво и т.п.).
