Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2014 ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕН Документ Microso...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
241.91 Кб
Скачать

Модернизация

Подобно другим традиционным культурам, Китай, вступив в диалог с Западом, вынужден был измениться. Китайские императоры считали себя правителями Поднебесной и далеко не сразу осознали, какие последствия несет им встреча с европейцами. Еще в XVIII – XIX вв. китайцы верили в свое превосходство над остальным миром. В Китайской империи в XIX в. проживало 400 миллионов жителей, и она контролировала значительную часть мировой экономики. Китай успешно торговал с Западом и получал огромные прибыли от продажи таких традиционных для него товаров, как фарфор и чай. Например, в 1800 г. англичане ежегодно потребляли 10 000 тонн чая. Местные купцы стали самыми богатыми в мире, настолько велик был приток денег.

Англичане нашли способ ослабления Китая. Им оказалась торговля наркотиком. В горах Индии, где англичане были хозяевами, произрастал опиумный мак. Вкладывая деньги в производство и распространение этого наркотика, англичане поставляли его китайцам в обмен на чай. Английские корабли доставляли опиум в китайские порты, а затем отправляли его по рекам в глубь страны. Китайцы попытались бороться с опасностью. Однако несмотря на официальные запреты и даже указы императора торговля опиумом не прекращалась. В 1839 г. английским купцам приказали очистить склады от опиума, у не подчинившихся товар был уничтожен или конфискован. Англичане в ответ прибегли к оружию. Начались открытые военные действия, завершившиеся капитуляцией Китая в 1842 г. Империя должна была выплатить огромную контрибуцию и предоставить Великобритании, а затем и другим европейским странам торговые льготы. К тому же иностранцы получили право неподсудности китайским властям. Все это в целом привело к упадку империи и управляющей ею цинской династии. В стране, как это бывало в ее истории и раньше, начались крестьянские восстания. Но на этот раз обычного повторения очередного цикла в китайской истории и установления новой династии не произошло. В 1911 г. в Китае была провозглашена республика, президентом ее был избран Сунь Ятсен. Он был человеком патриотически настроенным, получил хорошее образование (учился в Японии и США). Сунь Ятсен, приспособив западные либерально-демократические и социалистические теории для решения проблемы модернизации Китая, выдвинул универсальную концепцию модернизации страны. Развивая принцип разделения властей, к трем ветвям власти (законодательной, исполнительной и судебной) заимствованным из американской политической системы, Сунь Ятсен добавил две традиционно китайских: экзаменационную и контрольную. Как и во времена Конфуция, отбирались преданные стране и просвещенные чиновники. Такая система сохраняется и сейчас на Тайване, а недавно вновь введена в КНР. Три народных принципа, сформулированных Сунь Ятсеном: национализм, народовластие и народное благоденствие, стали синтезом китайской и западной культур.

Не только Сунь Ятсен, но и другие реформаторы, осмысливая опыт модернизации своей страны, пришли к выводу, что следует придерживаться принципа «китаизации западного», а не «вестернизации китайского». Однако реализовывать данный принцип без противоречий и ошибок оказалось весьма непросто.

В 1938 г. Китай был оккупирован Японией и не смог оказать достойное сопротивление экономически и технически более развитому соседу. В японо-китайской войне погибло 6 млн. китайцев. Антияпонскую борьбу возглавила Коммунистическая партия Китая во главе с Мао Цзэдуном. Борьба завершилась победой китайских коммунистов и образованием Китайской Народной Республики в 1949 г.

В период правления Мао Цзэдуна страна оказалась втянутой не только в революционный процесс, но и в гигантские социальные эксперименты: “большой скачок” и “культурную революцию”.

Политика “большого скачка” была абсолютно волюнтаристской попыткой “модернизации вдогонку”. Крестьяне были лишены земли и собственности, объединены в коммуны, производство оказалось дезорганизовано, в стране начался страшный голод (некоторые социологи считают жертвами его 30 млн умерших).

На рубеже 60-х годов положение было выправлено, но вскоре начался очередной грандиозный эксперимент — китайская культурная революция, под знаком которой прошло последнее десятилетие жизни Мао (он умер в 1976 году). В ходе культурной революции миллионы образованных китайцев были переселены в деревню под предлогом борьбы с буржуазной идеологией. Начались погромы партийного и государственного аппарата и интеллигенции (с ее стороны Мао ощущал скрытую оппозиционность). Проводили культурную революцию хунвейбины – преданные Мао отряды молодежи. Культурная революция вновь довела страну до кризиса. Перед преемниками Мао встала проблема выхода из тупика.

Новые реформы, проведение которых связано с именем Дэн Сяопина, оказались на редкость успешными. Суть их заключалась в возвращении работнику заинтересованности в своем труде и разрешении коммерческой деятельности. Избранная модель развития включила элементы частнопредпринимательской деятельности, приватизационный сектор работал на свободный рынок. При этом Китаю удалось сохранить государственный сектор экономики, все еще остающийся весьма значительным, государственное регулирование и планирование.Уже к концу 1980-х г. реформы привели Китай к большим экономическим успехам: страна полностью обеспечила себя продовольствием, выросли стандарты потребления, изменился образ жизни людей. В последние годы успехи китайского общества вывели страну в число лидеров экономического развития. А в XXI в. Китай обещает стать новой супердержавой.

Китайские реформаторы считают, что традиционная китайская культура не противоречит модернизации. Напротив, ей во многом помогают такие конфуцианские ценности, как строгое соблюдение семейного и профессионального долга, почтение и уважение к власти, стремление к учебе и самовоспитанию. Китайцы предполагают, что и в информационном постиндустриальном обществе сохранится роль традиций. Китайский национальный характер, предполагающий преданность семье, бесконфликтное поведение, политическую индифферентность, вполне может сочетаться с информационной цивилизацией.

Возможно, что наряду с “протестантским капитализмом” существует особая модель “конфуцианского капитализма”, также основывающаяся на доверии и чувстве долга, уважении к богатству. Экономические успехи азиатского региона делают это предположение обоснованным.

Сейчас важнейшими для Китая являются две проблемы. Первая из них – контроль над рождаемостью, иначе никакие самые высокие темпы роста экономики не спасут население от снижения уровня жизни. В стране принята весьма жесткая программа ограничения рождаемости, причем успешно выполняемая. Достаточно сказать, что теперь уже не Китай, а Индия стала страной с самым большим населением. Ограничение рождаемости осуществляется во многом благодаря привычным методам государственного регулирования (американцы даже собирались обратиться в ООН с обвинением Китая в нарушении прав человека, а именно права иметь столько детей, сколько пожелает семья). Как долго Китай сможет успешно сочетать новые формы экономического развития и достаточно традиционную политическую систему сказать трудно. Ясно одно. Китай в XX в. еще раз подтвердил уникальную жизнеустойчивость своей цивилизации и с блестящими перспективами входит в новый век и в новое тысячелетие.