Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2014 ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕН Документ Microso...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
241.91 Кб
Скачать

15. Особенности современной культурной ситуации и новаторские художественные практики. Основные черты Постмодернизма как новой культурной ситуации.

Коммуникация и информация Радикальнейшие изменения современного общества связаны с революцией в области коммуникации. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперёд в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Роль информации достигла таких масштабов, которые невозможно было представить предшествующим поколениям. Начиная с 70-х годов ХХ века, информация возрастает не в арифметической, а в геометрической прогрессии, превратившись в глобальный и неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации. Именно информация, управление и организация умчали развитые страны в новую цивилизацию, переход к которой для них начался в 60-х и закончился в 80-х. Если в середине ХIХ в. объём всей имеющейся у человечества информации удваивался за 50 лет, то сейчас – за каждые два месяца.

М. Эпштейн называет постмодернистское сознание травматическим, объясняя его возникновение диспропорцией между развитием человеческой индивидуальности, ограниченной возрастом, и развитием всего человечества. Сумма накопленной и новой информации оказывается все менее доступной человеку. Современный человек за свою жизнь должен воспринять в десятки тысяч раз больше информации, чем его предки за 300-400 лет. За последние 30 лет было произведено больше новой информации, чем за предшествующие пять тысяч лет [8].

Результатом такой диспропорции становится, как считает М. Эпштейн, невозможность для индивида проникнуть в суть вещей, и происходит не просто отчуждение человека от враждебной ему действительности, как утверждал экзистенциализм, а полный отказ от нее. Вместо истинной

картины мира человек удовлетворяется множеством условных, знаково-произвольных картин, заменяющих ему объективную реальность.

(Попытка преодолеть трагический разрыв между человеком и человечеством нашла отражение и в широком использовании сжатых, уплотненных форм культуры, таких, как обзоры, словари, краткие энциклопедии. Иначе сложно в течение жизни современного человека дать ему возможность, хотя бы приблизиться к основной информации. Сейчас о классических работах большинство людей чаще всего узнает из специальных словарей, энциклопедий или критики. Даже для школьников стали издаваться многочисленные книги с кратким пересказом произведений классиков, подлежащих обязательному изучению. Об этом нельзя не сожалеть, но вряд ли можно предотвратить, ведь нужно успеть ознакомиться с современной, специальной и художественной литературой).

Визуализация. Доминирующей становится визуальная (экранная)

культура, культура экрана телевизора и монитора Возможности слова в книжной культуре несравнимы с возможностями глаза в культуре экранной, визуальной и виртуальной. Культура глаза возвращает нас к миру образов, доминированию не левого, а правого полушария, не рационально-понятийного, а чувственно-образного осмысления мира. Визуальная культура имеет ряд преимуществ в сравнении с культурой книжного текста (конкретность, образность, доступность, выразительность), но на экране не могут быть представлены именно те секторы культуры, которые являются принципиально неформализируемыми: философские концепции и глубочайшие литературные произведения. Неизбежно встаёт тревожный вопрос о том, не окажутся ли они вытесненными на периферию будущей культуры, станут открытыми лишь для касты избранных.

Симуляция. Новая информационная культура становится симулятивной. Замена реального «знаками реального» становится свидетельством эволюции современной культуры, отказывающейся от парадигмы «отражения реальности» и принимающей её симуляцию. Две реальности-реальность пребывания и виртуальная-совпадают крайне редко. Общество тотальной информации отнюдь не становится обществом истины. В качестве симулятивных можно рассматривать все события реальности.

Если во времена Модерна появившиеся СМИ рассматривались как источник информации о подлинной реальности, то в эпоху Постмодерна масс-медиа осуществляют характерную для современной культуры в целом симуляцию коммуникации, информации и смысла.

Новое мироощущение. Многие исследователи рассматривают постмодернизм как этап в развитии всех сфер духовной культуры, призванной создать новое умственное зрение, новый тип чувствования, способный переосмыслить всю прошлую духовную традицию. Новый тип культуры приводит к новому образу жизни и мироощущению, что отражается и в особенностях мировосприятия и мировоззрения. Отмечается, что происходит повышение порога болевой чувствительности. Свободный от реальности безудержный рост информации, неизбежно порождает пониженную чувствительность людей ко всему происходящему. Безразличие и равнодушие, безучастность, всегда осуждаемая в прошлом моралью, объявляются естественным и нормальным состоянием современного человека. Одновременно воодушевление, самоотверженность, героизм, порожденные верой в существование высших ценностей, представляются лишенными смысла. Постмодернизм зовет жить без проектов и перспектив, не заглядывая в будущее. Не удивительно, что пониженная постмодернистская чувствительность органически сочетается с проповедью телесной эмансипации, восхвалением «естественного человека», не связанного отжившей моралью, действующего спонтанно и своевольно. Культура своими запретами разъединяет людей, тогда как необузданные инстинкты, гиперсексуальность - объединяет, обнаруживая тождественность всего человечества, не случайно постмодернистские литература и искусство воспевают взбунтовавшуюся телесность и гиперсексуальную мощь.

Притупленная, омертвленная постмодернистская чувствительность соседствуют со скептицизмом и иронией. Современный человек опасается быть серьезным, он всегда иронически относится к себе и ко всему миру. Быть веселым без истерик и надрыва возможно только при жизни настоящим мгновением, поклоняясь не реальности, а иллюзиям, знакам, симулякрам. Новое психологическое состояние оказывается настолько тяжёлым для человека, что возникает целая сфера психологической помощи. Психотерапевт, поддерживающий душевное равновесие, оказывается столь же необходимым современному человеку, как и обычный врач-терапевт, следящий за телесным здоровьем. Профессиональная психологическая помощь становится если не обязательной, то желаемой для современного человека, «травмированного» новейшей культурной ситуацией. Постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире.