Основная часть
I. История жанра
Магнификат составляет одно из трех Cantica majora4. Canticum — хвалебная песнь. Три так называемые "евангельские", новозаветные хвалебные песни (Cantica majora) католической церкви состоят из:
- Mariae (Мария): «Magnificat anima mea» - «Величит душа моя Господа» (обыкновенно называют просто «Magnificat» – «Величит»),
- Zachariae (Захария): «Benedictus dominus deus Israel» - «Благословен Господь, Бог Израилев», (не следует смешивать с частью мессы «Benedictus, qui venit» - «Благословен грядый»),
- Simeonis (Симеонис): «Nunc dimittis servum tuum» – «Ныне отпущаеши раба твоего».
Существуют ещё Cantica minora, заимствованные из Ветхого завета. Псалмы также называются Cantica Davidis.
- Graduum (градуал) - респонсорий, исполняемый на ступенях Амвона,
- Canticorum (кантикорум) - песня песней Соломона и др.
Итак, Магнификат – славословие Девы Марии из Евангелия от Луки (Лк. 1:46-55):
46 Величит душа моя Господа, 47 И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём, 48 Что призрел Он на смирение рабы своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды 49 Что сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его; 50 И милость Его в роды родов к боящимся Его; 51 Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52 Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53 Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 Как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
B древних антифонариях5 этот жанр часто обозначался как Евангелие от Марии («Evangelium Mariae»), в римском бревиарии, в субботних Вечернях, «Магнификат» назван «Canti Beatissimae Mariae Virginis» («Кантика блаженной Девы Марии»).
Т
Рис.1 Псалмовые тоны
Псалмовый тон (лат.
tonus psalmorum) в католическом богослужении
— мелодия-модель, по которой распевается
каждый стих псалма.
В григорианском пение Магнификат поётся в соответствии с восьмью традиционными тонами псалмов:
Тонус я (первый тон): Магнификат primi toni
Тонус II (второй тон): Магнификат secundi toni
Тонус III (третий тон): Магнификат tertii toni
Тонус IV (четвертый тон): Магнификат quarti toni
Тонус В (пятый тон): Магнификат quinti toni
Тонус VI (Sixt тон): Магнификат sexti toni
Тонус VII (седьмой тон): Магнификат septimi toni
Тонус VIII (восемь тон): Магнификат octavi toni
Т
Рис.2 12-ти
ладовые тоны
Различаются три стиля псалмовых тонов: простой — в антифонный канон; торжественный — в псалмовых стихах интроитов и причастных песнопений, в Magnificat и в инвитаториях; мелизматический — в стихах респонсориев канон и в трактусах. Простая псалмодия не отходит от заданной мелодической модели, при этом формула иниция исполняется лишь один раз — в начале 1-го стиха. Торжественная псалмодия Magnificat отличается от простой только введением иниция в начало каждого стиха.
Эта хвалебная песня в католической церкви с давних пор составляет кульминационный пункт вечерни. В литургии при первом слове «Магнификата», как и в «Benedictus», делается крёстное знамение8. В англиканской церкви Магнификат («My soul doth magnifie the Lord9») является одной из двух неизменных песен вечерни. У лютеран Магнификат распевался как на латинский (в связи с традицией), так и на немецкий (в переводе Мартина Лютера «Meine Seele erhebt den Herrn10») текст.
В основе выразительной мелодии немецкого Магнификата (использованной, в частности, И. С. Бахом, М.Гайдном и др.) лежит структурная модель католического псалмового тона. Некоторые западные исследователи возводят её к особой, ладово-переменной псалмодии католиков, «блуждающему тону» (tonus peregrinus)11, на который распевался псалом 113 «In exitu Israel».
Рис.3 Блуждающий
тон
Как бы то ни было, «протокольного» сходства между немецким Магнификатом и tonus peregrinus католиков нет.
В современных католической и протестантских церквях хоровые Магнификаты эпохи Ренессанса и эпохи барокко также используются для сопровождения богослужения в большие праздники.
В православном богослужении тот же текст (в переводе с греческого на церковнославянский: «Величит душа моя Господа»), называемый «Песнью Богородицы», поётся на утрене перед 9-й песнью канона, с прибавлением припева «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» к каждому стиху, откуда получил наиболее употребительное название «Честнейшая», она была составлена византийским церковным поэтом преподобным Космой Маюмским.
Песнь Пресвятой Богородицы вместе с пророчеством Захарии (Лк. 1:63-79, второй Cantica majora) составляют 9-ю библейскую песнь. Особенностью 9-й библейской песни является то, что её первая часть (то есть Песнь Богородицы) поётся вместе с припевами «Честнейшую херувим», и только вторая (пророчество Захарии) — с тропарями12 9-й песни канона. При этом Песнь Богородицы поётся перед 9-й песнью канона всегда, то есть и в тех случаях, когда тропари 9-й песни канона (согласно современной сокращённой практике) читаются без библейской песни (с краткими молебными припевами)13.
«Честнейшая» поётся «на два лика» (хора), то есть антифонно14. Богослужебное указание гласа «Честнейшей» имеется только в Минее15 на праздник (церковного) Новолетия16, где её предписано петь на 6-й глас17 и «велегласно»18.
Восемь фраз – погласицы, где содержиться интонация гласов, каждый из них опирается на один из трёх ладов – мажорный (гласы 2, 6, 7, 8), минорный (3, 5, 6), фригийский (1)19:
Рис.4 Православные
гласы
В современной практике это гласовое указание не соблюдается: обычно «Честнейшую» поют напевом ирмоса гласа канона, или иным напевом (самогласным). Во многих храмах «Честнейшую» поют общинно (вместе с народом).
На 8-й и 9-й песни канона утрени диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Покадив святой престол и алтарь, диакон, к началу катавасии20 8-й песни, выходит северной дверью из алтаря, совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса и встаёт у иконы Божией Матери. По окончании катавасии, кадя икону Богородицы, диакон возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и лики (хоры) начинают пение «Честнейшей». Далее диакон кадит левую сторону иконостаса, клироса, народ (молящихся в храме) и весь храм, затем, поднявшись на солею21, вновь кадит царские врата, иконы Спасителя и Богородицы, и возвращается южной дверью в алтарь.
Из главы 20 Типикона22 говориться, что на службах господских и богородичных праздников и их отданий (кроме отдания Пятидесятницы), когда «Честнейшая» не поётся, на 9-й песни канона вместо неё (и пророчества Захарии) поются особые «припевы праздника», первый из которых обычно возглашается диаконом (вместо возгласа «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим»). Например, в праздник Рождества Богородицы диакон возглашает первый припев: «Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере», а в праздник Преображения Господня: «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа».
Многоголосные обработки Магнификата известны с середины XV века (в том числе в технике фобурдона23). С начала XVI века такие обработки нередко объединялись в циклы по 8 пьес (по количеству церковных тонов григорианского хорала). Первый цикл такого рода возможно принадлежит Пьеру де ла Рю24.
С конца XVI веке создавались и так называемые "пародийные Магнификаты" - с cantus firmus из мадригалов или мотетов (Палестрина написал около 30, О. Лассо более 100 Магнификатов). В протестантский Магнификат включались в виде интермедий напевы латинских и немецких рождественских песен (Магнификат И. С. Баха). В XVII веке создавались Магнификаты для сольного, а также многохорного исполнения (К. Монтеверди, Г. Шюц).
Особую разновидность составляют обработки Магнификата для органа с использованием традиционной мелодии в качестве cantus firmus (Дж. Фрескобальди, С. Шейдт, И. С. Бах, И. Пахельбель).
В XVIII веке «авторский» Магнификат постепенно утратил богослужебную функцию, превратившись в пышное концертное произведение с инструментальными интермедиями, «оперными» ариями и вокальными ансамблями, приблизившись к жанровой природе кантаты. Крупнейшие композиторы обращались к этому жанру: В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон- Бартольди.
В эпоху романтизма интерес к Магнификату угас, а в XX веке возродился с новой силой. К этому жанру обратились Р. Воан-Уильямс, Г. Каминский.
Высочайший образец библейской молитвословной прозы, Магнификат вдохновлял сотни композиторов на всём протяжении истории музыки. Среди самых известных авторов (многоголосных) Магнификатов: Джон Данстейбл (Данстейпл), Гильом Дюфаи, Жиль Беншуа, Жоскен Депре, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Орландо Лассо, Кристобаль де Моралес, Томас Луис де Виктория, Клаудио Монтеверди, Генрих Шютц (Шюц), Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Вольфганг Амадей Моцарт, Феликс Мендельсон Бартольди, Ралф Воан-Уильямс, Алан Хованесс, Кшиштоф Пендерецкий, Джон Тавенер, Арво Пярт, Владимир Иванович Мартынов и многие другие.
