- •Академия наук ссср сибирское отделение бурятский научный центр институт биологии лекарствоведение в тибетской медицине
- •Глава 1. Письменные источники тибетской медицины
- •Глава 2. Тибетские тексты о лекарственных растениях VII-XIX вв.
- •Глава 3. Классификации лекарственных средств общая характеристика
- •Классификация по способам приготовления
- •Глава 4 основные принципы составления и использования многокомпонентных лекарственных смесей
- •(Вставка)
- •5. Отбор сочетаний растений с предполагаемой фармакологической активностью
- •Глава 6. Фармакологическая активность многокомпонентных растительных смесей «очищающие» лекарственные средства
- •Гемостатические лекарственные средства
- •Антиулъцерогенные лекарственные средства
- •Заключение
- •Список принятых сокращений и условных обозначений
Глава 4 основные принципы составления и использования многокомпонентных лекарственных смесей
Для китайской, японской и корейской рецептур (Гриневач и др., 1970; Гриневич, Брехман, 1970а, б, 1971, 1978], а также для тибетских прописей препаратов установлен ряд характерных признаков [Буткус, Блинова, 1965; Блинова и др., 1981]. Прежде всего - это многокомпонептность лекарственных смесей, составление их из минеральных, животных и преимущественно растительных средств, одинаковая направленность лечебного действия нескольких компонентов.
Принципы составления тибетских лекарственных смесей изложены в «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо». Многокомпонентное объясняется своеобразием представлений тибетцев о причинах и сущности болезней, которые в итоге рассматривались как результат дисбаланса между ветром, желчью и слизью [Чжуд-ши, л. 8, 12, 13, 16, 17].
Интересна история возникновения многокомпонентных прописей рецептов. В истоках ее лежит миф о том, как «Царь всех летающих», - Гаруда, умирая, превратил свои сердце, кровь, мясо, жилы и кости в пилюли, защищающие от всех болезней. Когда эти лекарства иссякли, силой его благословения появились на земле пять видов заменявших их лекарств: миробалан хебула, борец, костус прекрасный, аир и мускус — так в источниках описано появление пятикомпонентного препарата «Гаруда-5».
Известно несколько вариантов прописи этого препарата («Царь Гаруда синий», «Царь Гаруда красный»). Каждое из этих дополнений соответствует определенным ингредиентам. Далее части тела Гаруды представлялись уже не отдельными лекарственными средствами, а группами по три компонента: хвост Гаруды - шафран, желчь медведя и тушь; крылья - мушмула, шел-лак, марена; клюв - мальва, перламутр и смола ватики и т, п. Таким образом, структура препарата значительно усложнялась [Дашиев, 1986]. Этот пример ярко демонстрирует инертность традиционного мышления, при котором тибетцы нарастающее разнообразие многокомпонентных препаратов пытались осмыслить в рамках древнего мифа.
Такие же закономерности - усложнение состава препаратов за счет блоков - можно отметить в прописях, в основу которых положена рационально-логическая модель. В таких прописях, как правило, выделяются основные и второстепенные компоненты: «царь», «царица», «воины», «глашатаи», бегущие перед царским выездом и расчищающие дорогу, т.е. каждому ингредиенту присвоен индекс в соответствии со значимостью приписываемых ему функций. Сочетаясь в разных вариантах, эти индексы придают описанию болезней и схемам лечения вид сцен войны, охоты (за болезнью), царского выезда и т. п. [Дашиев, 1986]. Таким образом, в прописях многокомпонентных препаратов независимо от избранной модели как способ выражения используется терминология, перенесенная из мифов, социальной среды, структуры общества, событий жизни.
Анализ обоснованности введения в препарат тех или иных компонентов с позиций тибетских рекомендаций и сведений об их химическом составе и фармакологической активности показывает, что на всех этапах развития практики тибетской медицины, систематизации эмпирического материала из разных источников, ревизии теоретических воззрений, прежде всего учитывалась терапевтическая эффективность рекомендаций с точки зрения теории трех доша (ветра, желчи, слизи). Об этом свидетельствует характер описания всех без исключения болезней: вся клиническая феноменология тибетской медицины объясняется повышением или понижением активности ветра, желчи и слизи и выражается в следующих градациях: повышение, сильное повышение, чрезмерное повышение, понижение, сильное понижение и чрезмерное понижение [Чжуд-ши, л. 17]. При этом было принято считать, что желчь имеет тенденцию к проявлению в сфере жара, т.е. она ответственна за болезни, протекающие с повышением температуры. Слизь и ветер проявляют себя, как правило, в сфере холода.
Расплывчатость и неопределенность представлений тибетцев о причинах и характере заболеваний, трудности в определении локализации очага болезни при воспалительных заболеваниях, особенно в начальных стадиях, неизбежно приводили к необходимости составления многокомпонентных лекарственных смесей, в которых сочетались бы и симптоматические, и патогенетические средства. Тибетские медики считали, что равновесие всех первоэлементов в организме обеспечивает человеку состояние здоровья. Поэтому лечение должно было обеспечить «восстановление равновесия первоэлементов» [Чжуд-ши, л. 65], «сильный холод» рекомендовалось лечить «четырьмя огнями», «сильный жар» — «четырьмя водами» [Чжуд-ши, л. 41].
Эти рекомендации свидетельствуют о том, что один из основных принципов использования многокомпонентных лекарственных смесей - введение с лекарством в организм недостающих «первоэлементов» и ликвидация проявлений болезни средствами, противоположными по действию ее признакам: при наличии жара необходимо назначать средства, снижающие жар, а при «холодных болезнях» давать лекарственные смеси с горячительными свойствами [Чжуд-ши, л. 28].
Таким образом, схемой для составления многокомпонептной лекарственной композиции в тибетской медицине служила формулировка диагноза, в котором в порядке иерархической значимости учитывались следующие параметры: наличие жара - холода; преобладание ветра, слизи или желчи; органная или тканевая локализация болезни.
При этом в основу был положен принцип антагонизма свойств лекарств к признакам болезней. Причем подбор лекарственных компонентов осуществлялся о учетом вкуса, действия и свойств [Чжуд-ши, л. 28].
Как было показано в гл. 3, тибетские характеристики лекарственных средств - вкус, действие, свойства - построены на эмпирических наблюдениях и имеют в своей основе объективную закономерность: связь химической структуры веществ с их активностью и проявлениями вкуса. Все возможные сочетания лекарственных средств с разными вкусами по два, три и пять описаны в гл. 21 т. II «Чжуд-ши» (л. 35) и в «Вайдурья-онбо» (л. 183). Эти сочетания представляют собой ряд совместимости их по вкусам. Например, в «4-компопентном отваре девясила» сочетаются следующие вкусы:
