Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психотерапия.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
176.87 Кб
Скачать

38. Усиление внимания к чувствам и работа с мечтами (фантазиями).

Усиление внимания к чувствам. Осознание своих чувств должно быть непрерывным, но многие люди прерывают процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, до тех чувств, которые пациент избегает осознавать. Иногда он охотно и продуктивно осознает те из них, которые реабилитируют его в какой-либо ситуации. Но как только дело доходит до чувств противоположного порядка, процесс прерывается. В подобных случаях психотерапевт должен помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий гештальт. Это важно, во-первых, потому, что та энергия, которая тратится на скрытие “неприятного” чувства, после реагирования на него может быть направлена на более продуктивные цели, и, во-вторых, это может прояснить противоположности, вовлеченные во внутренний конфликт, и интегрировать их в единое целое.

Иногда для того, чтобы легче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гротескными. В этом плане помогает методика “разыгрывание ролей”. Участники по очереди разыгрывают роли, позволяющие им полностью выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от себя, а от имени своего “героя”, ему всегда легче осознать и высказать свои сокровенные переживания.

Психотерапевт должен обращать внимание не только на смысл слов, которые произносятся участниками, но и на их мимику, жесты. Перлз справедливо считал, что полностью подавить наши стремления и чувства невозможно. “Язык тела, – подчеркивал Къелл Рудестам, – не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучить эмоции”. Свои чувства пациент может выразить через рисунок, песню, танец и т.п.

Работа с мечтами (фантазией). Перлз считал, что фантазии представляют собой наиболее спонтанную продукцию, которая несет в себе уникальную информацию – фрагменты нашего Я, которые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся сами.

В гештальт-терапии фантазии не анализируются и не интерпретируются психотерапевтом. Пациент сам исследует их. Работа эта включает в себя как минимум два компонента:

– перенос мечты на реальную почву;

– идентификация мечты со своей личностью.

Первый облегчается, если участник группы получает задание описать свою мечту в настоящем времени. Перлз утверждал, что каждый фрагмент мечты представляет собой отчужденную часть личности. Чтобы вновь “присвоить” их себе, человек должен идентифицировать объект мечты со своей личностью.

Другим вариантом этого упражнения является проработка отдельных фрагментов фантазии. По мнению Перлза, в гештальт-терапии нет необходимости работать с фантазией как таковой, достаточно отдельной ее части.

Если содержанием фантазии является спор, дискуссия, обсуждение противоположных точек зрения или чувств, то тогда возможно использовать методику “двух стульев”. Участник “представляет” сначала одну крайнюю позицию, а потом вторую. Исследуя и осознавая их, он потом может объединить все в одно целое.

39. Приятие ответственности на себя и преодоление сопротивления. Внутренняя и внешняя зоны.

Принятие ответственности на себя. Сторонники гештальт-терапии считают, что причиной невроза часто является неспособность индивидуума полностью принять на себя ответственность за свои чувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принимать ответственность за свое Я.

Люди очень часто склонны перекладывать ответственность за свои негативные поступки и чувства на других: “Я пью потому, что такая напряженная жизнь”, “Я изменяю тебе потому, что ты допекаешь меня своей ревностью” и т.п. Многие искренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства.

Тенденцию избегать ответственности за себя и возлагать ее на других Перлз называл “дырами в личности”. Согласно автору, человек проецирует неприятные для него чувства вовне только тогда, когда не в состоянии осознать их в самом себе. В подобных случаях психотерапевт не спешит соглашаться с участником группы в его доводах и оказывать ему поддержку в его сетованиях на судьбу. Наоборот, отказывая в поддержке, он заставляет пациента выискивать ресурсы внутри себя и, следовательно, принимать ответственность за свои чувства и поступки на себя.

В гештальт-терапии сопротивлением обозначается такая ситуация, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые предлагает ему терапевт. Но гештальт-терапевт, в отличие от аналитиков, не рассматривает сопротивление как барьер, который нужно обязательно разрушить и преодолеть. Перлз расценивает сопротивление прежде всего как нежелание индивидуума осознать свои негативные чувства. Целью же гештальт-терапевта является преобразование сопротивления в процессе осознания самого себя.

Сопротивление может проявляться в мышечном напряжении, неестественной позе, изменении голоса и т.п. В таких случаях терапевт может задать пациенту вопрос: “Слышишь ли ты, как изменяется твой голос?” или “Можете ли вы сейчас ощущать свою позу?”

Нежелание переживать болезненные чувства проявляется также и в изменении дыхания: оно становится поверхностным, неритмичным. В подобных случаях психотерапевт просит пациента дышать глубже и ритмичнее, а когда дыхание нормализуется, попытаться все-таки рассказать о своих истинных переживаниях.

Таким образом, гештальт-терапия не пытается разрушить сопротивление, она ориентирована на формирование у пациента понимания того, что оно как раз и скрывает те чувства, которые он избегает осознавать и которые особенно нуждаются в осознании.

Методики и упражнения гештальт-терапии направлены на расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления.

Для гештальт-терапевта пациентом является человек, который хронически препятствует самому себе в удовлетворении собственных потребностей и достижении своих целей. У него неадекватные представления о своих возможностях и особенностях, а его прежний опыт не развил в нем внутренний источник опоры, позволяющий эффективно преодолевать трудности. Процесс саморегуляции протекает у него неэффективно, поскольку его личность расщеплена на множество изолированных частей.

Хотя гештальт-терапия формировалась как метод индивидуальной психотерапии, ее групповая форма стала наиболее распространенной. Однако формируемая в этом случае группа сильно отличается от какой-либо другой. Если Т-группы и группы встреч вовлекают в работу всех членов и поощряют взаимодействие между ними, гештальт-терапия представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участника, который добровольно решается стать пациентом, сев на так называемое эмоционально “горячее место”, т.е. на стул, рядом со стулом терапевта. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за процессом, взаимодействием терапевта и клиента. Хотя в некоторых упражнениях могут участвовать все члены группы, чаще всего им отводится роль молчаливых зрителей и выразителей групповой поддержки.

Ценность групповой работы Перлз видел в том, что члены группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинают лучше понимать себя и собственные проблемы, могут идентифицироваться с пациентом, находящимся на “горячем месте”. Кроме того, по принципу цепной реакции при возникновении сильного эмоционального переживания у одного участника аналогичные переживания могут возникнуть и у остальных. Таким образом, предполагается, что наблюдение само по себе способствует изменению.

Некоторые гештальт-терапевты используют групповое взаимодействие и поддержку в большей степени. “Горячее место” превращается в “блуждающее горячее место”, на котором оказывается то один, то другой член группы. И хотя в течение определенного времени в работе задействован один человек, другие, если захотят, могут спонтанно вмешаться в разговор. Возрастает понимание того, что все происходящее в любой момент имеет какое-то отношение ко всем участникам, которые непосредственно вовлекаются в процесс и попадают под воздействие индивидуальной терапии.