Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6 раздел.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
69.67 Кб
Скачать

Раздел 6. XX век - переломный этап в развитии отечественного музыкального образования

Тема 6.1. Изменения в системе отечественного музыкального образования в предреволюционный и послереволюционный периоды

Первая русская революция 1905 года дала толчок многим прогрессивным начинаниям в разных областях общественной жизни, в том числе и в музыкальном просвещении. Началась активная организация различных музыкальных обществ, курсов, учебных заведений. В развитии прогрессивной музыкально-просветительской педагогики важную роль сыграла Московская Народная консерватория. Она была организована в 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры С.И. Танеева, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворского.

Особенно яркой и плодотворной была деятельность выдающегося композитора, профессора С.И. Танеева. Главная ее цель заключалась в содействии народному музыкально-эстетическому воспитанию, во внедрении музыкальной культуры в широкие слои населения путем общего музыкального образования. В консерватории было открыто два отделения: общего музыкального образования – хоровые классы и специального музыкального образования – сольные классы.

В руководящую группу входил Б.Л. Яворский – выдающийся музыковед, открывший новые плодотворные пути в науке о музыке, создатель теории ладового ритма. Его многие ценные положения были усвоены и развиты советской музыкальной школой. Кроме того он являлся организатором первого Государственного музыкального техникума.

Определяющую роль в педагогической деятельности играл С.И. Танеев. Его положения о задачах Народной консерватории, о значении хорового исполнительства, народно-песенного творчества, о координации музыкальных дисциплин в музыкально-эстетическом воспитании стали ведущими в становлении новой системы музыкального просвещения. В консерватории он предлагал открыть для начала не концертные – консерваторские классы по сольному исполнительству, существование которых считал необходимым для выдающихся талантов, а музыкальные училища в различных местах города. Он отстаивал необходимость ориентации, прежде всего, на общемузыкальное воспитание в хоровых классах, считая хор и хоровое исполнительство основой, на базе которой должно развиваться общее музыкальное развитие широких масс. Сохранилась интересная план-схема, в которой С.И. Танеев наглядно подтверждал первостепенное значение хорового пения в общем музыкально-эстетическом развитии:

хоровой класс;

теория музыки, гармония;

сольфеджио, полифония;

инструментовка, контрапункт;

история музыки.

Хоровые классы в консерватории были творческой базой изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки; сольфеджио; основ гармонии; полифонии; анализа форм; истории музыки. В них развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники, готовились дирижерско-хоровые кадры. Поэтому посещение хоровых классов являлось обязательным не только для учащихся этих классов, но и для обучающихся в сольных специальных классах. Даже кандидаты в специальные классы, не принятые из-за недостатка вакансий, должны были посещать хоровые классы. Это было в определенном смысле новаторством в существовавшей системе музыкального образования. Такая установка содействовала воспитанию широкого музыкального кругозора, помогала слушателям вокальных классов понять органическую связь хорового и сольного пения.

Вопрос о единстве хорового и сольного исполнительства не был разработан вокально-хоровой педагогикой. Для установления единых методов в преподавании хорового и сольного пения были образованы совместные комиссии. Они объединяли свою деятельность и на совместных заседаниях обсуждали программы обоих классов. Единая манера пения в хоровых классах, на уроках сольного пения и сольфеджио помогала в сравнительно короткий срок вырабатывать вокально-хоровые навыки: дыхание; звукоизвлечение; звукообразование; звуковедение; дикцию; умение пользоваться резонаторами.

Большое значение в музыкально-эстетическом воспитании народных масс С.И. Танеев придавал народно-песенному творчеству. Он питал большое доверие к музыкальным способностям русского народа, ценил богатство народной музыки, душой чувствовал «богатые музыкальные силы», заложенные «в недрах русского народного гения»..

Московская Народная консерватория была первым музыкально-учебным заведением, где народно-песенное творчество не только изучалось, но и являлось одной из основ учебной и концертно-просветительской деятельности. За десять лет существования ее смогли окончить около 2000 человек.

Изменение социально-политической ситуации в России не могло не повлиять и на систему школьного образования. Старая система обучения была разрушена, немало достижений оказалось утерянным. Однако идея о необходимости всеобщего эстетического, в том числе – музыкального воспитания закрепилась, продолжая развиваться.

Вместо учебных заведений различных типов создавалась единая трудовая школа. В 1918 году было принято Положение о единой трудовой школе, ориентированном на всестороннее развитие личности человека нового советского общества. Это положение включало музыку в число обязательных школьных предметов. В Народном комиссариате по просвещению (Наркомпрос) был открыт даже специальный Музыкальный отдел. Одним из первоочередных А.В. Луначарский подписал постановление «О доступе народных учителей в специальные музыкальные учебные заведения». Дореволюционные передовые идеи музыкантов-педагогов были поддержаны, и для разработки содержания методики музыкального воспитания, создания учебных пособий и подготовки учителей Наркомпрос привлек Б.В. Асафьева, В.Г. Каратыгина, Н.Я. Брюсову, Н.Л. Гродзенскую и других специалистов.

В 1919 году известный до революции хоровой деятель Н.М. Ковин сформулировал в статье цели музыкального воспитания в новой школе. Он указал: на развитие способностей воспринимать музыку и возбуждаемые ею эмоции; развитие музыкальных способностей и умений, необходимых для восприятия и воспроизведения в той или иной форме музыкальных произведений; и освоение необходимых для этого знаний.

В первых программно-методических материалах отвергался формализм, акцентировалось внимание на творческое развитие детей. В период перелома многие считали, что для педагогики нового времени хорошо только все новое. Немало было сторонников у теории «свободного воспитания», в конечном итоге направленной на разрушение школы вообще, имеющей анархические тенденции. Такое увлечение новизной критиковал В.И. Ленин, подчеркивая, что красивое необходимо сохранить и брать за образец, даже если оно «старое», нельзя слепо преклоняться перед «новым», как перед богом.

Коренная логика старой системы образования отразилась, прежде всего, на уроке. Сохранив форму, он резко изменил свою цель и содержание: изменились цели «старых» видов деятельности (пение, изучение музыкальной грамоты были направлены на помощь детям войти в мире музыки; появились новые виды деятельности с аналогичной целью (слушание, движения под музыку, творчество; хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития, более глубокого постижения музыки через собственное исполнение, воспитание «слушателя»; в содержание занятий музыкальной грамотой стали вводиться сведения о средствах музыкальной выразительности, характере музыки.

В 20-е годы шла интенсивная борьба старого и нового во всех областях жизни, в том числе в образовании. Выдвигались педагогические теории и методы: идеи «комплекса (глубина, жизненность, многогранность знаний), «метод проектов», «бригадно-лабораторный метод». Было немало ошибок. На «музыкальном фронте» действовала масса организаций, где причудливо переплетались положительные и отрицательные черты. Этот период представлен деятельностью РАМП (Российская ассоциация пролетарских музыкантов); АСМ (Ассоциация современных музыкантов); ОРКИМД (Организация революционных композиторов и музыкальных деятелей); ОМОЛОКО (Организация молодых композиторов) и др.

В 1932 голу вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». После него в программах этих лет заметны попытки связать задачи воспитания и обучения. В эти годы место музыки сократилось (с 2-х часов в неделю во всех классах до 1 часа в 1 – 7 классах к 1937 году).

В это время распространилось мнение, что музыкой надо заниматься преимущественно во внеклассное время и лишь тем, кто хочет и имеет способности. Внеклассная же и внешкольная работа развивалась интенсивно. Создавались Дома художественного воспитания детей, увеличилось число Домов и Дворцов пионеров и т.л. К участникам предъявляли высокие требования, наметилось стремление к профессионализму. Появились замечательные детские художественные коллективы, такие как хор под руководством В.Г. Соколова.

Задачи, репертуар, методы стали переносить и в общеобразовательную школу, что оказалось непосильным для всех учащихся. Стремление же поднять уровень хоровой культуры привело к его снижению, а также к массовым болезням голосового аппарата, что показали специальные обследования детей. Была выдвинута проблема охраны и развития детского голоса. Началась разработка новых программ по музыке, обеспечивающих всестороннее музыкальное развитие школьников.