Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психологическое здоровье личности ИП РАН.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
900.07 Кб
Скачать

1 Термин «здоровье» и его значение в Священном Писании

Термин здоровье иугега (или uY^a, производное от него uYiaww - быть здоровым) используется в Ветхом Завете более 30 раз, но всегда в одном значении - как отсутствие физических болезней или, точ­нее, как отсутствие отклонений от привычных норм и состояний человека. Например: «И сказал ему (Иаков Иосифу. - В. Л.): пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне от­вет» (Быт. 37: 14).

В Новом Завете слово «здоровье» также используется в смысле «отсутствие отклонений от привычных норм и состояний челове­ка», но Господь Иисус Христос употребляет его и в новом значении: «Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешни­ками. Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но греш­ников к покаянию» (Мар. 2: 16-17). Сам Иисус Христос говорит: праведники - это и есть здоровые люди, а грешники - это больные, т. е. здоровье - это, прежде всего, категория духовно-нравственная. Эту мысль Господь повторил, когда исцелил человека, 38 лет лежав­шего в парализованном состоянии: «Иисус встретил его в храме

1 Нравственность как обобщенный

социально-культурный опыт

В философии нравственное поведение человека очень часто рас­сматривается как нечто субъективное, как некий этический опыт, передаваемый из поколения в поколения. Такое понимание проис­хождения нравственности заложено в трудах классиков европей­ской философии.

Гегель считал, что нравственность - это «в себе и для себя су­щие законы и учреждения» (Гегель, 1990, с. 200). Марксистское

1 Так, только в 2013 г. в Институте психологии РАН состоялись: темати­ческая сессия «Психологическое здоровье: Постановка проблемы и пу­ти ее решения» (Воловикова, 2013) и сессия в рамках Международной юбилейной научной конференции, посвященной 80-летию со дня рож­дения А. В. Брушлинского (Человек, субъект, личность., 2013).

1 Термин «психологическое здоровье» («Psychological Health»), скорее всего, впервые был представлен в 1950 г. в докладе А. Маслоу «Self-Ac­tualizing People: A Study of Psychological Health» (Maslow, 1950), позднее вошедшем в книгу этого автора (Maslow, 1954).

1 Хотя можно предположить, что и Брушлинского, и Рубинштейна (и еще многих других авторов советского периода) А. В. Шувалов отнесет к со­циоцентристам. Но в русском духе так все перемешано и так неодно­значно. Убежденный марксист Рубинштейн оставил в отечественной психологии лучшие слова о любви, а Брушлинский в свое определение субъекта вложил понимание высочайшего назначения человека.

1Так, в исследовании Л. Ш. Мустафиной «честность», «чистота», «чистая» выделились как основные элементы ядра социальных представлений студенческой молодежи о совести (Мустафина, 2012).

2Т. А. Флоренская заметила эту подмену одна из первых, задолго до ле­гализации психоанализа в нашей стране, когда он занял положение «вне критики» (Флоренская, 1975).

1 У преподобного Нила Сорского (жившего в XV в.) так написано о пу­ти, каким мысли овладевают человеком: «Святые отцы учат, что мыс­ленная брань или борьба, сопровождаемая победой или поражением, происходит в нас различно: сперва возникает представление помысла или предмета - прилог; потом принятие его - сочетание; далее согла­сие с ним - сложение; за ним порабощение от него - пленение; и на­конец, страсть» (Нил Сорский, 1991, с. 17).

1 В наше время Карениной поставили бы диагноз наркозависимости, что

объяснило бы многие моменты ее расстроенного поведения. Но в по­запрошлом веке к опию относились как к успокоительному средству.

2Сережа после этого посещения долго и тяжело болел, а потом уже че­рез год брат Анны Стива Облонский не нашел в подросшем ребенке до­брой памяти о матери, а лишь память о страдании, которую мальчик глубоко прятал от себя и других.

1В настоящее время расторгается половина всех зарегистрированных браков.

1 Правда, уже в последний момент Анна перекрестилась и тотчас как бы

пришла в себя, но далее по инерции она осуществила свой ужасный

замысел.

1 Положение, что индивидуальное психическое развитие происходит в процессе адаптации к социальному окружению, а психика - аппарат приспособления, является общим в психологических теориях разви­тия.

1 Агрессия определяется психологами как «любая форма поведения, на­целенного на оскорбление или причинение вреда другому живому су­ществу, не желающему подобного обращения» (Бэрон, Ричардсон, 1997, с. 26), как «целенаправленное деструктивное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причи­няющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологи­ческий дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напря­женности, страха, подавленности и др.)» (Ениколопов, 2011, с. 316-317) и т. п. Агрессивность, соответственно, можно понимать как установку на такое поведение, его потенциал, имеющийся у личности, общества, социальных групп.

1 В частности, «в российском общественном мнении по-прежнему прева­лирует представление, согласно которому проводимые экономические преобразования не отвечают интересам подавляющего большинства граждан» (Левашов, 2012, с. 1006).

1 Как пишет С. Н. Ениколопов, «Долгие годы враждебность не отделялась

(ни понятийно, ни операционально) от агрессивного поведения, в свя­зи с чем ее самостоятельное изучение не представлялось возможным. Широко понимаемое и мало дифференцированное понятие агрессии и агрессивности длительное время господствовало в психологии. Лишь в последние десятилетия в центре внимания исследователей оказались такие понятия, как гнев, враждебность, аутоагрессия». Эти понятия разводятся, например, путем отнесения враждебности к когнитивно­му компоненту психики, а агрессивности - к ее эмоциональному и по­веденческому компонентам (Ениколопов, 2007, с. 33).

1 Отметим, что формирование такого самосознания не является мифом, а небезуспешно культивировалось, например, советской научной фан­тастикой, оказывавшей большое влияние на общество того времени, а ныне вытесненной «социальной» фантастикой, доминирующие сю­жеты которой построены на том, что события происходят не в Космо­се, а на Земле, обитатели которой с упоением уничтожают друг друга (Володихин, 2007), т. е. на образе человека как агрессивного и само­разрушающегося представителя сообщества, вряд ли заслуживающе­го наименования «цивилизация».

1 С. Гроф вводит понятие «системы конденсированного опыта» (СКО) - констелляции реальных воспоминаний, включая внутриутробный пе­риод. «Первичная травма» формирует исходное ядро СКО, восходящее к ранним годам. Вокруг него организуются более поздние воспомина­ния (и фантазии на их основе) сходного ценностно-эмоционального смысла. Например, все воспоминания о столкновении с унизительны­ми или тревожными ситуациями. Под влиянием СКО возникает обоб­щенная система установок и комплекс защитных механизмов.

1 Эти тенденции связываются с «путем воина», предполагающим ин­терес к неоязычеству (New Age). Забывается о шаманских практиках «черной магии». Поэтому для меня истинным «духовным воином» яв­ляется православный монах, ведущий битву за освобождение от своей «низшей природы».

1Анализ отношения к трансперсональной психологии в святоотеческой традиции см.: Максим (Попов), иером., 2012.

1Преподобный Симеон Новый Богослов так выражает святоотеческую позицию: воображение «благ небесных», «чинов ангельских», «обите­лей святых», «видение света», «слышание гласов» и т. п. есть знак пре­бывания в прелестном состоянии. Отметим такой вариант прелести как мнение людей о том, что они сильны в богословских вопросах. Именно так рождаются ложные теории (ереси).

1 В последнее время популярен такой вид прелести, как «христианская медитация», создающая ощущение покоя, эйфории, «предрасположен­ности к духовной жизни», «раскрытие личных отношений с Богом» и т. п. К прельщению отнесем и различные «контакты с космосом», с «косми­ческими пришельцами», «выходы в астрал» и т. п. Ведущую роль в этом процессе имеют экстрасенсы, целители, большинство которых, нахо­дясь под действием «темных сил», не понимают источника своих «ду­ховных даров».

2Божественное действие «не зрится, не слышится, не ожидается, не во­образимо, не объяснимо никаким сравнением; приходит, действует таинственно» (Святитель Игнатий Брянчанинов).

3Примечательно, что в результате контактерства сумасшедшие обнару­живают дарования в искусствах, которыми они прежде не занимались (об этом писал Ломброзо).

4Иллюзионист Ури Геллер говорил, что сверхъестественные силы, кото­рыми он владел, исходили через него от некой «девятки пришельцев». Отметим и то, что маг пребывает в иллюзии своей власти над духами, якобы выполняющими его пожелания (не понимая, что эти желания этими же духами и внушены).

1Например, в «любовной магии» колдун заселяет в человека «блудного демона», который вызывает страсть к заказчику приворожения. Отме­тим также «гармонизацию» отношений с рэкетом, устранения конку­рентов и т. д.

2Многие «восточные гуру» показали, до какого скотского поведения можно дойти под флагом естественности и спонтанности (подробнее см.: Елисеев, 1995, с. 7).

3Заметим, что в святоотеческой традиции малейшее отступление от ду­ховных законов приводило подвижника к внутренней поврежденнос- ти, при которой усиливались атаки «демонических сил».

4биота» в момент смерти колдуна, или вхождение «беспризорного духа».

1 Видения «горнего мира» в опыте святых отцов не объясняются феноме­ном галлюцинаций. Православные святые обычно характеризовались выраженной «трезвенностью ума»; откровения из «горнего мира» при­ходили без стремления с их стороны, рождая горения сердца на фоне чувств умиления и смирения - признаки, неизвестные для описания галлюцинаций.

1 Евангелие прекрасно выражает эту мысль: «Царство Небесное силою

берется» (Мф. 11: 12), т. е. Его приобретают люди, употребляющие уси­

лие.

1 Хотя в то же время эти проблемы могут породить стремление к разви­тию - от огорчения из-за найденных в себе несовершенств люди могут начать исправляться (Ильин, 2004).

1 И. А. Ильин отмечает: магия ищет не Бога, созерцаемого в смирении и преклонении, а власти, «богоравного всемогущества» для человека.

2Но все же существуют тончайшие грани допустимости или недопус­тимости изменений содержания в духовном поиске. Уход, например, от «сектантской религиозности» является шагом духовного возраста­ния.

1«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по сво­им прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слу­ху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4: 3-4).

1 Мы имеем в виду разрушение традиционного брака и семьи, свободу абортов, суррогатное материнство, эвтаназию, педофилию, абсолю­тизацию прав представителей нетрадиционной сексуальной ориен­тации, разлучение детей и родителей по мелочным и сомнительным «ювенальным причинам». Мы указываем на противоречие между на­саждаемым культом «глобальной толерантности» и все большей не­терпимостью современного западного сознания к традиционным христианским ценностям. Проявлением нездоровья является уровень психоманипулирования современным человеком, который становится «слеп» к двойным стандартам современной политики, к духовной сущ­ности формирующегося «нового мироустройства» с его неофеодальной кастовой структурой (развитие идеи «золотого миллиарда»), к психо­логическим последствиям «транснационального сетевого общества» и тенденции «киборгизации» человека. Человечество уходит в вирту­альные миры, не задумываясь об утрате «традиционно человеческого» в себе. При этом человек стремится преобразовать реальность, разби­рая материю на «кирпичики» в коллайдерах, создавая искусственные тела, осуществляя генетическую коррекцию биологических объектов и пр. (Гостев, 2008а, 2008б, 2010, 2012).

1 В других профессиональных группах могут доминировать другие суб­синдромы выгорания. Например, проведенное нами исследование на

выборке учителей показало, что у педагогов средних школ наиболее часто выгорание проявляется в виде симптомов «эмоционального ис­тощения». Чаще всего учителя жалуются на наличие физической и пси­хической усталости, упадок сил и состояние общей эмоциональной ис­тощенности (Зеленова, Кабаева, Барабанова, 2011).