Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
finita.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
385.02 Кб
Скачать

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….

стр.3

Глава I. Феномен европейского сепаратизма………………………

    1. Теоретические аспекты сепаратизма как феномена…………

    2. Коллективная идентичность как фактор сепаратизма в Европейском Союзе……………………………………………

стр. 8

стр. 8

стр. 11

Глава II. Европейский сепаратизм на примере Шотландии и Каталонии: сходства и различия…………………………………….

    1. Феномен шотландского сепаратизма: истоки, перспективы…………………………………………………

    2. Перспективы членства независимой Шотландии в ЕС……..

    3. Анализ причин каталонского сепаратизма……………………

    4. Хронология процесса за независимость Каталонии (современный этап)……………………………………………..

    5. Каталония и Шотландия: сходства и различия процессов…

    6. Выводы ко второй главе………………………………………..

стр. 18

стр. 18

стр. 23

стр. 27

стр. 33

стр. 41

стр. 48

ГлаваIII. Проблемы и пути интеграции независимой Каталонии в ЕС

    1. Цели и задачи главы…………………………………………..

    2. Сценарии развития отношений между независимой Каталонией и Европейским Союзом………………………….

    3. Случай Каталонии – новый случай для Европейского Союза..

    4. Перспективы вступления независимой Каталонии в Европейский Союз……………………………………………..

стр. 52

стр. 52

стр. 56

стр. 60

стр. 66

Заключение…………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………….

Список источников и литературы……………………………………

стр. 70

стр.73

стр. 74

Введение.

Когда речь заходит о Европейском Союзе, представляется единый организм, состоящий из 28 государств, объединенных существующим комплексом экономических, политических и культурных связей. Однако внимательнее посмотрев на карту Европейского Союза, мы обнаружим, что каждое из национальных государств его составляющих также представляет собой союз в миниатюре, внутри которого тесно сотрудничают и взаимодействуют регионы. Однако всегда ли кооперация регионов внутри отдельного государства можно назвать слаженной и взаимовыгодной?

Внутри границ Европы существуют регионы, надеющиеся приобрести независимость от государства, частью которого они являются. 2014 год сделал очевидными давно существовавшие проблемы интеграции субгосударственных единиц в отдельных государствах Европейского Союза и сделал явной существующую в них проблему сепаратизма, угрожающую территориальной целостности не только этих государств, но и Европейского Союза в целом. Объектом моего исследования стала очередная волна сепаратизма в Европе с ее экстремумами 18 сентября 2014 года в Шотландии и 9 ноября того же года в Каталонии – наиболее проблемных регионах Великобритании и Шотландии соответственно. Целью моей работы было не только сравнить два параллельно протекающих сепаратистских движения, но также спрогнозировать, как могли бы развиваться отношения Каталонии и Шотландии с Европейским Союзом в случае приобретения данными регионами независимости. Другими словами, существовали бы перспективы сохранения членства в Европейском Союзе со всем комплексом выгод от этого членства у независимых Каталонии и Шотландии?

Актуальность данной работы сложно переоценить: потребность в подобного рода анализе была вызвана недавним обострением сепаратистских настроений в Европе осенью 2014 года, в особенности накануне проведения референдума в Шотландии, когда вся Европа застыла в ожидании: что будет в случае, если Шотландия скажет «Да». Отсутствие нормативно правовой базы в договорах Европейского Союза, а также прецедентов отделения региона от государства-члена Союза, способных регулировать действия Европейского Союза в такого рода случаях сделали будущие отношения ЕС и отделившегося региона открытыми для анализа.

Для достижения поставленных целей мной был поставлен ряд задач. Во-первых, было необходимо раскрыть, в чем заключается сам феномен европейского сепаратизма, а также ответить на вопрос, существует ли определенный ряд черт, присущий всем современным сепаратизмам Европейского Союза. При определении и анализе феномена европейского сепаратизма я опиралась на работы таких исследователей как Алексис Гераклидес, в частности, на его труд «Secession, Self-Determination and Nonintervention: in Quest of a Normative Symbiosis», опубликованное на страницах «International affairs» в 1992 году,1 а также исследовании профессора Оксфордского Университета Сьюзан Олзак «Contemporary ethnic mobilization»2, посвященное исследованию феномена этнической мобилизации как одного из факторов, способствующих развитию сепаратизма. Отдельно следует обозначить работу Дэвида Кэннингхэма, «Mobilizing ethnic competition»3, автор которой выдвинул теорию «соревнования этносов», примененную мной в данной работе для характеристики сепаратистских движений в границах Европейского Союза. Еще одна теория, подходящая для характеристики сепаратистских движений Европы была выдвинута Чарльзом Тили в его работе «The politics of collective Violence».4 В данной работе Чарльз Тили говорит о существовании границы в сознании народа, которая отделяет его от других народов. Тесно связаны с ней по тематике работы Бенедикта Андерсена «Imagined communities: Reflections on the origins and spread of nationalism»5 и диссертация Анны Бригевич «Peeling Back the Layers: Territorial Identity and EU Support in Spain»6, посвященные исследованию феномена национальной идентичности у народов и процессу ее формирования.

Следующей задачей было выполнение сравнительного анализа случаев сепаратизма в Шотландии и Каталонии. Первым этапом было выявление причин Каталонского и Шотландского сепаратизмов. Опорой для этого служили, помимо уже вышеперечисленных источников, «Белая книга» Шотландии7, а также информация, взятая с официального сайта альянса «Конвергенция и Союз»8, и публичные выступления европейских лидеров и политических деятелей (например, очень полезным оказалось видео с европейских дебатов «Destination Europe: Catalonia’s EU future with Artur Mas, President of the Government of Catalonia», на которых главным спикером выступил Артур Мас, президент Женералитата Каталонии, который обозначил позицию Каталонии относительно независимого членства в Евросоюзе.9) Все эти источники открывают нам основные требования сепаратистов Каталонии и Шотландии, основные методы ведения сепаратистской пропаганды и конечные цели сепаратистов.

Опорой для сравнительного анализа сепаратистских движений в Шотландии и Великобритании, помимо вышеперечисленных материалов, стала работа отечественного этнолога А.Н. Кожановского «Национальные отношения».10 Данную работу необходимо выделить отдельно, потому что она больше похожа на личные, «дневниковые» записи исследователя, т.е. далека по стилю от приведенных выше диссертаций. Не смотря на простой стиль изложения автора, мне удалось намного глубже проникнуть в суть сепаратистского движения Каталонии.

И последней, самой главной задачей было определить, какую линию поведения выберет Европейский союз в случае, если один из исследуемых регионов пойдет по пути независимости. В данной части работы, которая по сути своей является практической, был применен прогностический метод исследования: я пытаюсь предугадать возможные варианты развития отношений ЕС с отделившимся регионом, который ранее являлся частью государства-члена Союза. Для более подробного исследования, на рассмотрение был взят случай Каталонии. Таким образом, мне удалось выделить четыре варианта развития отношений ЕС с независимой Каталонией, или четыре возможных сценария. В ходе своей работы я в большей части опиралась на нормативно-правовую базу Европейского Союза, основным источником которой является Договор о Европейском Союзе.11 Однако учитывая тот факт, что данный Договор не предоставляет какой-либо процедуры, которой ЕС должен следовать в случае гипотетического «разделения» одного из государств-членов, я также решила обратиться к общему международному праву, и здесь одним из основных источников стала Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года.12 Также, опять ввиду недостатка нормативно-правовой базы и прецедентов, аналогичных случаю Каталонии в практике Европейского Союза, мне не раз приходилось ссылаться на слова политических лидеров Европы, дающих оценку и прогноз ситуации или высказывающихся насчет перспектив сохранения Каталонией членства в Европейском Союзе. Так, я не раз ссылалась на слова бывших председателей Европейской Комиссии, Жозе Мануэля Баррозо и Романо Проди.13 На мой взгляд, подобные выступления являются одним из основных источников, демонстрирующих отношение Европейского Союза к проблемам, не затрагиваемым в договорах.

Из монографий следует обозначить работу американского исследователя в области права Кристофера Боргена «From Kosovo to Katalonia», в которой он говорит о том, что сепаратизм относится к внутренней компетенции государства, ввиду отсутствия нормативно-правовой базы касательно данного рода вопросов в международном праве.14

Еще одним элементом моей работы стало качественное исследование: мной было взято интервью относительно перспектив выхода Каталонии из Состава Испании с Серги Ламбриком, главным советником по делам молодежи партии Корвенгенция и Союз в Реусе, представляющим крыло «индепендентистов». 15

Таким образом, в последней части моей работы приводится практический набор действий, которые должны быть предприняты Европейским Союзом в случае дезинтеграции одного из государств-членов.

Глава I. Феномен европейского сепаратизма

1.1. Теоретические аспекты сепаратизма как феномена.

Феномен сепаратизма может показаться довольно простым для понимания процессом. Однако при подробном анализе кейсов можно увидеть всю многогранность этого процесса: варьируются как цели, так и средства достижения этих целей у движений, которые именуют себя как «сепаратистские».

В связи с этим, необыкновенную важность приобретает поиск ответа на вопрос, почему и откуда берется сепаратизм. Теме сепаратизма посвящен ряд исследований, зачастую основанных на многочисленных примерах и кейсах, которые и предоставляют широкое поле для исследований.

Мы же сосредоточимся на самом термине «сепаратизм». Замечательное определение предложено американским политологом Д. Горовицем, который определяет «сепаратизм» как выход группы и ее территории из-под юрисдикции более крупного государства, частью которого она является, и отличает его от ирредентизма - стремления к присоединению этнически родственного населения и населяемой им территории к "этнически близкому" государству.16

Еще более детальное определение сепаратизма предложено исследователем А. Гераклидисом, говорящем о сепаратизме как об активном политическом движении внутри независимого государства, стремящееся добиться какой либо формы территориального сепаратизма, от автономии до полной независимости17. Второе определение кажется наиболее удачным, так как оно охватывает различные цели, преследуемые сепаратистским движением, являясь поэтому более емким.

Говоря о сепаратизме, нельзя не упомянуть одну из характерных его черт - этническую мобилизацию.

Наиболее удачное определение «этнической мобилизации» было дано профессором социологии Стэнфордского университета, Сьюзан Олзак. Она описывает этническую мобилизацию как процесс организации групп вокруг какой-либо черты этнической идентичности (цвет кожи, язык, обычаи) в преследовании коллективных целей18.

В исследованиях различных западных этнологов и политологов выделяются различные теории, касающиеся вопросов возникновения этнической мобилизации и сепаратизма. Такие теории отвечают на вопрос, почему возникает этническая мобилизация, но не обозначают, как этническая мобилизация развивается и какие формы принимает. Среди подобных теорий можно выделить «модель соревнования этносов» (ethnic competition model), описанную в исследовании Дэвида Канингхэма «Mobilizing ethnic competition»19, в котором приводятся данные работ все той же Олзак. Данная теория базируется на идее, что макро-процессы модернизации вынуждают этнические группы соревноваться друг с другом за одинаковые выгоды и ресурсы. Согласно ей, такое соревнование возникает, когда центр пытается эксплуатировать региональные ресурсы и включить регион в национальную экономику. Есть и еще одна теория, выдвинутая американским социологом Чарльзом Рагином, которая основывается на том, что сепаратизм и этническая мобилизация являются ответом на существующее материальное и культурное неравенство.20

Подобные теории замечательно иллюстрируют причины возникновения сепаратизма: исходя из вышеуказанных определений и теорий сепаратизма мне удалось выделить экономические (экономическое неравенство, борьба за ресурсы), политические (стремление участвовать не только во внутренней, но и во внешней политике региона) и эмоциональные факторы (единый язык, историческое прошлое, обычаи и традиции). Однако, указанные теории не отвечают на вопрос, как развивается этническая мобилизация, и сепаратизм. Они не отвечают на вопрос, как группы воспринимают и реагируют на политические события, такие как смена режима, появление или трансформация политических институтов, репрессии и дискриминация со стороны государства, экономический кризис и т.д. Тем не менее, ответ на этот вопрос сложно «загнать» в какие-то теоретические рамки: в ходе моего исследования мне удалось выяснить, что чаще всего различные группы реагируют на одинаковые события по-разному. Например, конфликт в Западном Папуа (Индонезия) изначально отличался мирным выражением требований сепаратистами (организация «Движение за свободное Папуа» была изначально создана как мирная оппозиционная центральному правительству общественная организация, которая выступала за объявление независимости от Индонезии Западного Папуа и соответственно продвигало эту идею среди населения), в то время как сепаратизм в Абхазии привел к крупномасштабному вооруженному конфликту.

Не смотря на очевидные различия в протекании сепаратистских конфликтов, мне удалось выделить ряд характерных для любого сепаратистского движения черт.

Так, неотъемлемой частью сепаратизма является работа социальных организаций и ассоциаций как «инструментов» протестных движений. Такие организации представляют собой некоторое связующее звено между народом и политической элитой.

Еще одной характерной чертой современного сепаратизма и социального движения можно назвать стремление «легетимизировать» или «оправдать» свою идеологию, объясняя ее появление теми или иными процессами, происходящими в обществе. В ход идут политические, экономические и эмоциональные аргументы сепаратистов, стремящихся заручиться широкой поддержкой населения.

Исследователь Чарльз Тилли также говорил о феномене активации и дезактивации границ».21 Он утверждал, что социальное самосознание состоит из границы (или нескольких границ), отделяющих «нас» от «них». Наличие такой «границы», на мой взгляд, является еще одной важной чертой сепаратизма: национальные группы, идентифицируя себя с какими-то определенными чертами (язык, территория, обычаи, традиции), обозначают свою идентичность, свою уникальность и отличность от других национальных групп.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]