Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
diplomka__kopia.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
193.06 Кб
Скачать

Глава 1 История китайско-саудовских взаимоотношений

1.1Становление сотрудничества, основные направления и тренды взаимоотношений между кнр и кса

Предыстория. Китайско-арабские взаимоотношения уходят далеко вглубь истории. Арабы и китайцы в истории уже имели интеграционные связи и взаимодействия, наподобие великого шелкового пути (ВШП), который соединял не только большие и маленькие евразийские народы, а целые средневековые цивилизационные институты. Если обратиться к историческим преданиям и летописям, то можно отчетливо увидеть, что арабы издревле имели огромное представление о стране Поднебесной. Пророк Мухаммад изрек в одном из священных хадисов, мотивируя своих сподвижников к приобретению знаний, где бы они не были:

«Приобретайте знания, даже если вы находитесь в Китае».[1] «Син» - Китай, «сини» - китаец (ханец). Так арабы именуют китайское государство и сам этнос. Как мы видим, эти две крупные евразийские цивилизации (китайская и арабо-мусульманская) издревле знали друг друга и имели тесные авязи между собой. Данный предысторический факт является преамбулой данного исследования взаимоотношений Китая и Саудовской Аравии.

До захвата власти коммунистами китайско-саудовские отношения динамично развивались. Саудовско-китайские отношения стали еще ближе, когда 26 октября 1939 года было открыто первое китайское консульство на территории Саудовской Аравии в городе Джидда, спустя семь лет после основания КСА в 1932 году. Создание этого консульства стало очень важным для двухстороннего партнерства. Также необходимо отметить, что первым китайским вице-консулом стал Ван Ши Мин (Хаджи Саад Абдуррахим Ван) – известный мусульманский богослов и ученый, который закончил популярный в исламском мире университет аль-Азхар в Каире и имел докторскую степень данного ВУЗа. После 1949 года коммунистическое господство над материковой частью Китая привело к бегству мусульман из северо-западных провинций (Синьцзян, Кансу) в Саудовскую Аравию, Турцию и Тайвань. С 1949 года по 1954 год примерно 10.000 китайских мусульман покинули свои дома и отправились искать убежище в Саудовской Аравии, спасаясь от тиранического подавления исламской религии коммунистическим режимом Мао Цзэдуна.[2]

После длительной и изнурительной вооруженной борьбы КПК вылитую в гражданскую войну с Гоминьданом, 1 октября 1949 года Китай провозгласил себя независимой страной – Китайской Народной Республикой. Мао Цзэдун установил коммунистический режим на материковом Китае, а правительство Гоминьдана во главе с Чаном Кайши потерпели сокрушительное поражение. Он со своими соратниками и другими китайскими националистами-демократами убежали на остров Тайвань, где основали тайванское китайское государство. 2 октября 1949 года СССР первым признал новое правительство КНР в лице Мао. Затем, все остальные коммунистические страны последовали примеру СССР и установили дипломатические отношения. Китай после обретения полной независимости начал строить свою внешнюю политику, почти - что с нуля. Китай избрал для себя модель внешней политики именуемой «lean to one side» (досл. наклонится к одной стороне). Главного союзника по этой стратегической модели Китай выбрал грозный Советский Союз. 14 февраля 1950 года, две страны заключили Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 30 лет. В соответствии с этим соглашением советские и китайские власти согласились быть союзниками и помогать друг другу. С этого периода начинается эра новых дипломатических взаимоотношений и в целом появляется новая китайская система дипломатии в контексте современных международных отношений.

Наряду с построением отношений со сверхдержавами как СССР Китай искал пути развития своей дипломатии, особенно в странах Азии и Африки. В 1955 году Бандунгская конференция (Конференция 29 стран Азии и Африки, прошедшая в Индонезии с 18 по 24 апреля 1955 года. Инициаторами проведения данной конференции явились Индия, Индонезия, Бирма, Пакистан и Шри-Ланка. СССР, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, КНДР, Республика Корея, Тайвань и ЮАР не были приглашены.) положительно сказалась на отношения КНР с некоторыми из стран Ближнего Востока. В результате Сирия, Ирак, Йемен и Египет установили дипломатические отношения с Китаем. В 1956 году Китай инициировал дипломатические отношения с Оманом, Катаром. Эти вышеперечисленные страны отказались признавать Тайвань и начали сотрудничать с материковым Китаем. За это время торговые отношения между Китаем и данными странами существенно выросли. В исследованиях профессора политологии и азиатских исследований института Хайфы (Израиль) Ицхака Шичора говорится, что Китай и Египет заключили китайское-египетское торговое соглашение, что позволило покупать до полумиллиона кантаров (25 миллионов тонн) хлопка из Египта, а также продать 60 тысяч тонн стали. Китай также выдал ссуды Египту и Йемену в размере 5 млн. и 16,4 млн. долларов соответственно.

За период с 1949 по 1965 год, то есть, начиная с основания китайского государства и до «Великой Культурной Революции» между Китаем и Саудовской Аравией, почти – что не было ни каких экономических и дипломатических взаимоотношений. Исследователь сино-арабских взаимоотношений Гольдштейн утверждает, что Саудовская Аравия имела определенные контакты с руководством КНР в Индонезии во время Бандунгской конференции в 1955 году, входе которого встречались вице-председатель КПК Чжоу Эньлай и наследный принц КСА Файсал ибн Сауд. Китайская сторона предлагала наладить различного рода взаимоотношения между государствами, но саудовцы в то время предпочли сохранить свою тесную дружбу с правительством Тайваня. Такого рода поведенеие саудовского руководства объясняется в первую очередь антикоммунистическими взглядами.

Минимальные контакты между КНР и КСА также происходили во время исполнения ритуала «хаджа» (паломничества к Запретным городам). Бурхан Шахиди (Bao Erhan) – значительная мусульманская политическая фигура Китая. В 1955 году Бурхан Шахиди по приглашению вице-председателя Чжоу Эньлая перешел на руководящую работу в столицу Китая. В течении длительного времени он работал заместителем Председателя Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) первого, второго и третьего созывов. Одновременно он исполнял обязанности заместителя председателя Комитета по делам национальностей ВСНП первого и второго созывов. Бурхан Шахиди в ходе первоначальных китайских контактов с Саудовской Аравией, получил приглашение на вторую делегацию хаджа в 1956 году, в ходе которого он встретился с руководством КСА. Профессор Шичор утверждает, что это событие не имело какого-то значения, потому – что саудовская монархия не сделала никаких усилий, чтобы признать КНР.

В период между1966 по1977 годами отношения Китая с Советским Союзом стали очень напряженными, что способствовало сближению в сторону США, позже в 1979 году КНР и США вовсе установили долгожданные дипломатические взаимоотношения. Если говорить о взаимоотношениях со странами Ближнего Востока, и в частности с Саудовской Аравией, то коммунистическая идеология и культурная революция создала огромное расстояние между Китаем и арабскими государствами Персидского Залива. Природа китайских отношений в регионе, однако, все же начала постепенно меняться в пользу улучшения. В 1960-1970 годы, Китай поддержал несколько национально-освободительных движений на Ближнем Востоке. В 70-е года XX столетия Китай начал экономически помогать Йемену и Оману. Во время эмбарго на поставку ближневосточной нефти в период после арабо-израильской войны 1973 года Китай пошел на помощь и покупал саудовскую нефть. Исследователь Харрис утверждает, что Китай предложил свою «горячую помощь» из-за своих геополитических интересов, чтобы расположить к себе Ближний Восток, и поэтому он не поддержал произральскую сторону во время конфликта.

Официальные дипломатические отношения между государствами в XX веке долгое время не были установлены из-за ряда причин. В 1989 году Саудовская Аравия фактически оставалась единственной арабской страной, не установившей дипломатические взаимоотношения с Китайской Народной Республикой. Но, несмотря на этот факт, официальный эр-Рияд на тот момент уже установил дипломатические взаимоотношения с властями Тайваня, демонстрируя, что Тайвань является подлинным официальным китайским государством, а не материковый Китай. После Второй Мировой Войны (1939-1945) Тайвань начал устанавливать дипломатические связи со многими странами, в том числе с ближневосточными (арабскими). А Саудовская Аравия была на тот момент очень привлекательной для тайванского правительства, поэтому они быстро установили дипломатические связи. В 1949 году оба государства подписали Договор об установлении дипломатических взаимоотношений. По словам аналитика Вана, этому способствовали две серьезные причины. Первая причина заключалась в экономической зависимости Тайваня от углеводородного сырья. Саудовская Аравия стала крупным поставщиком нефти и газа на территорию Тайваня. Китайская нефтяная компания Тайваня (Chinese Petroleum Company of Taiwan) импортировала почти – что 40 % всей импортируемой нефти с территории Саудовской Аравии. Вторая весомая причина активной внешней политики Тайваня к Саудовской Аравии, поскольку с 1949 года, Саудовская Аравия была одной из немногих стран, которые признали Тайвань как независимое государство, даже после того, как Тайвань потерял свое место в Совете Безопасности ООН в 1971 году.

Отношения между Тайванем и Саудовской Аравии начались стремительно развиваться в 1965 году, и первоначально были основаны в сфере сельского хозяйства, а точнее в растениеводстве, что вовсе неудивительно ведь Саудовская Аравия очень сильно нуждается в этом исходя особенностей своего климатического пояса. Для того, чтобы продемонстрировать методики выращивания риса, Тайвань направил специальные сельскохозяйственные миссии в Саудовскую Аравию. Затем, в 1973 году две страны подписали соглашение о сельскохозяйственном сотрудничестве, по которому Тайвань предоставлял Саудовской Аравии ряд специальных программ помощи, в том числе новые технологии орошения, механизированной обработки почвы, метеорологии, севооборота и рыболовства. Тайвань также предоставил значительную техническую помощь в различных областях. В 1973 году крупнейшей строительной компанией Тайваня агентством Ret-Ser Engineering (RSEA) была сдана в эксплуатацию 110-километровая магистраль, связывающая города Мекка и Хавия. Дальше саудо-тайванское партнерство привело к другим более значимым крупным проектам составляющее порядка 100 миллионов долларов. Сюда входит строительство магистрали Шаар, строительство индустриального парка и систем канализаций, морские (оффшорные) и наземные (оншорные) работы по расширению военно–морской программы Саудовской Аравии, сторительство военной академии в честь короля Абдуль Азиза и военного городка в честь короля Халида. К 1984 году проекты агентства Ret-Ser Engineering составляли в общей долларовой стоимости 1,3 миллиарда долларов. Основная торговля между двумя странами состояла из импорта нефти и газа из Саудовской Аравии и строительных материалов и товаров народного потребления из Тайваня.

В 1975 году руководство материкового Китая инспирировало саудовским политикам, о признании единственной официальной власти – власти Пекина на что, они получили отрицательный ответ со стороны официального саудовского истеблишмента. В 1985 году правительства государства впервые встретились на совещании ЛАГ в Омане. После трагедии на площади Тьянанмын, произошедшей в июне 1989 года в Пекине саудовское руководство не стало подвергать критике действия китайских властей и закрыло на это глаза, показав тем самым, что эр-Рияд намерен отныне сотрудничать с высшим руководством КПК и после этого отношения между Королевством Саудовская Аравия и Китайской Народной Республикой изменились к лучшему. В августе 1989 года министр иностранных дел КСа Сауд аль-Файсал вручил верительную грамоту министру иностранных дел КНР Цянь Циченю. Год спустя в июле 1990 года принц монархической страны и посол КСА в США по совместительству Бандар бин Султан прибыл с чрезвычайным визитом в Пекин для подписания Соглашения об установлении официальных дипломатических взаимоотношений между КСА и КНР. Именно, с 1990 года, де-факто начинаются официальные дипломатические взаимоотношения между государствами. Через несколько дней официальные дипломатические отношения были установлены в столице КСА в городе эр-Рияд. Установив дипломатические отношения с Китаем, Саудовская Аравия следующим делом разорвала все более чем сороколетние взаимоотношения с Китайским Тайбэем (Тайвань), признавая единственно законной властью власть материкового Китая в лице Пекина.

Первый дипломатический визит высокопоставленного чиновника между КНР и КСА пришелся на 1999 год, когда председатель КНР Цзян Цземинь посетил официальный эр-Рияд. В ходе двухсторонней встречи в 1999 году обе стороны подписали очень важный и стратегический документ – «Договор о стратегическом партнерстве в нефтегазовой сфере». Данный договор обусловливал следующее, если Саудовская Аравия разрешит китайским инвесторам заниматься нефтегазовыми исследованиями на территории страны, то китайская сторона обязуется построить нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии. В то время как соглашение выступало в качестве отправной точки для двухсторонних китайско-саудовских отношений, результаты договора не приносили большой выгоды, так как Китай был не в состоянии использовать и перерабатывать большую часть сернистой нефти, добытых в новых нефтяных месторождениях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]