- •1. Прибалтийские государства до распада ссср
- •Присоединение Прибалтики к Советскому Союзу
- •Внутренние преобразование в Балтии на период перестройки
- •2. Прибалтика после обретения независимости
- •2.1 Экономика стран Балтии
- •2.2 Политика стран Балтии
- •3. Отношение Российской Федерации и Балтии
- •3.1. Русскоговорящие в странах Балтии
- •3.2 Прибалтийско-финское население России
- •3.3 Общая безопасность региона
- •3.4 Пограничные противоречия
- •3.5 Ментальные недоверия
- •4. Перспективы сотрудничества России и Прибалтики
- •Библиографический список
2.2 Политика стран Балтии
После обретения независимости Эстония, Литва и Латвия предприняли активные шаги, направленные на скорейшую интеграцию в Европейскую систему и Атлантические институты. Прибалтика ускоренными темпами заимствовала политические модели западных стран, в основном Северной Европы, ФРГ и Канады. Это вызвало большое одобрение внутри общества, сказывалась давняя историческая мечта – стремление выйти из сферы влияния России.
Во внешних связях с Россией, республики Балтии активно играли на острых проблемах присутствия российских войск на своей территории и статусе русскоговорящих. Политический кризис России, вызванный чеченской войной, применялся в средствах массовой информации Балтии как идею общенациональной мобилизации прибалтийских народов против внешнего врага.
В июне 1993 года на Европейском саммите в Копенгагене прозвучали идеи о упрощенной приёме Латвии, Литвы и Эстонии в члены ЕС наряду с бывшими странами социалистического лагеря: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария.
За два года республики Балтии смогли интегрироваться в систему Европейского союза, на что странам Восточной Европы понадобилось шесть лет. Вскоре между Прибалтикой и ЕС были достигнуты соглашения об особом статусе свободной торговли. Учитывая специфики новых государственных образования, ЕС предоставила отсрочки в отмене импортных пошлин со стороны Латвии (4 года) и Литвы (6 лет).
Новым этапом интеграционной политики послужило подписание договоров об ассоциации Балтийских республик и Европейского союза. В этих договорах были установлены обязательства по установлению свободной торговли между странами участницами, снятие ограничений на перемещение капиталов, принятие Латвией, Литвой и Эстонией Европейских стандартов. В мае 1994 года ЕС предоставило статус «ассоциированных партнёров» странам Центральной и Восточной Европы (включая Балтийские республики). Статус "ассоциированного члена" позволял участвовать в заседаниях союза без права блокировки решений.
Парижская конференция декабря 1995 года ознаменовалось идеей создания «ганзейского корпуса» из военно-морских соединений стран Балтики. В него вошли Королевство Дания, ФРГ, Польская Республика и Балтийские государства.
Особое внимание стоит уделить такому важному факту, что быстрые темпы интеграции в Европейскую систему для стран Балтии пришлись на острый период российско-балтийских взаимоотношений. Существовала напряженность, связанная с выводом российской военной техники с территории Эстонии и Латвия, в это же время Латвия внесла изменения в закон о предоставление гражданства. Для Европы новообразовавшиеся республики предстали регионом политического влияния на Балтийском море и вытеснением России из сферы влияния на Балтике.
Дания стала первой страной, представители которой активно заключали двухсторонние соглашения с Прибалтикой. После выступления в Европейский союз шведский капитал нашёл своё применение в Латвии и Литве. Эстония традиционно попала под влияние Финляндии, сказывалась общая история, культура и даже этническая связь (пример Суоми-Эстонии, где проживают прибалтийско-финские народы). Североевропейские страны оказывали непосредственную поддержку Литве, Латвии и Эстонии ещё в период их борьбы за самостийность. Формирование их совместной работы после возрождения независимости имеет давние причины. Определенный интерес представляет для стран Северной Европы рынок относительно дешевой и довольно квалифицированной рабочей силы в Литве, Латвии и Эстонии.
Страны Северной Европы считаются ключевыми западными финансовыми партнерами Литвы, Латвии и Эстонии.
Стоит заметить, что североевропейские государства всячески содействуют созданию национальной вооруженной мощи Балтии. Это обосновывается проникновением нелегальных лиц из третьих стран в Скандинавию и Финляндию, контрабанда запрещенных вещей и услуг. В основном это касается пограничных территорий, правда снаряжение и военная техника уступает западным аналогам.
Бытуем мнение, что сотрудничество североевропейских и прибалтийских стран имеет под собой институциональную основу. По мнению экспертов, Швеция становиться куратором Северной Европы и Балтии. Сказываются исторические притязания шведской короны на территорию Балтики и Финляндии. Начиная с девяностых годов, шведская комиссия курировала проекты по урегулированию пограничных споров между Эстонией и Латвией, способствовала вводу российской военной техники из Латвии16. Интересный факт, в апреле 1996 года новоизбранный премьер-министр Швеции Ханс Перссон свой первый заграничный визит совершил именно в Эстонию.
Новым экономическим партнёром Балтийских республик стала ФРГ. Германия имеет давние исторические и цивилизационные контакты с данным регионом, вплоть до восьмидесятых годов XIX века германские остзейские бароны были подлинными владельцами Балтики.
С сентября 1994 года между ФРГ и Балтийскими республиками заключён военный договор. Со своей стороны ФРГ оказывала Литве, Латвии и Эстонии финансово-материальную помощь. Она передала два транспортных самолёта и восемь катеров производства ГДР, 136 тонн различного военного обмундирования Латвии. Вскоре после предоставления военно-технической помощи Латвию с визитом посетил министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ17.
Соединенные Штаты Америки никогда не признавали законность присоединения республик Балтии в состав Советского Союза в 1940 году. Обретение самостийности новообразовавшихся государств верховным кругом США воспринималось как победа в «Холодной войне», и потому причисляют их не к «новоиспеченным самостоятельным странам», а рассматривают как «нации, восстановившие свободу».18 Для Америки важность Балтийских государств заключается в пограничных контактах с РФ, именно поэтому 6 июля 1994 года Билл Клинтон посетил Ригу, а 8 июля 1996 года Хиллари Клинтон совершила визит в Таллинн.
Для Североатлантического альянса республики Балтии служат гарантом стабильности в регионе. Высшее руководство Прибалтийских государств активно способствовало наращиванию дружеских связей с НАТО, используя националистические лозунги и антисоветские лозунги, население также подхватило эту идею. На ранних этапах господствовала идея партнёрской программы под названием «партнерство во имя мира».
Вступление в Североатлантический альянс входило в перечень основных положений внешней политики Латвии, что получило одобрение парламентом этой страны в феврале 1995 года. Литва же подала заявку на вступление в НАТО ещё в январе 1994 года. Литва первая из стран Балтийского бассейна, которая приветствовала расширение НАТО на восток, в своей внешнеполитической деятельности она ориентировалась на Польскую модель. Республики Балтии в официальных заявлениях всячески подчёркивали, что процесс расширения НАТО не направлен против политики Российской Федерации.
Прибалтика не попала в список первых приглашённых стран социалистического блока в Североатлантический альянс. Бытует мнение, что западный мир не хотел усугублять отношения с демократической Россией. Подобного рода аргументы хорошо сформулированы в докладе 1996 года «От коллективной обороны к коллективной безопасности». В свою очередь Прибалтика питала надежды добиться от президента России Бориса Ельцина решения пограничных и экономических противоречий. Неизвестно также, стремилась ли НАТО предложить столь малым по площади странам, не имевшим должной военной силы, надежную степень защиты в случае, если присоединение к НАТО приведёт к противостоянию с Россией.
И всё же долгий процесс трансформации внешний политики республик Балтии в сторону Североатлантического альянса завершился. Так, в 2004 году все три балтийские державы благополучно были приняты в состав НАТО.
Пытаясь избежать прямого столкновения с Российской Федерацией, западные державы проводили политику плавного «выдавливания» её из Балтии, сделав из Прибалтики сначала буферную зону, а затем включив в сферу своего влияния. Однако стоит принимать во внимание тот факт, что запад не готов к обострению российско-балтийских отношений, и, вероятно, западная элита никак не готова на прямую помощь Балтии в их противостоянии Российской Федерации.
Сегодня как никогда остро стоит вопрос о нормализации российско-балтийских отношений. В первую очередь это, конечно же, связано с экономическими и политическими санкциями. Стоит также вспомнить события 23 февраля 2015 года в Нарве, когда в рамках репетиции парада ко дню независимости по городу прошло около 60 единиц различной военной техники, в основном из стран Североатлантического альянса. На многих транспортных средствах развивались флаги Соединённых Штатов Америки19. Также в репетиции приняла участие моторизованная пехота армии Нидерландов, которая участвовала в двухнедельных зимних учениях в лагере разведывательного батальона армии обороны Эстонии.
Стоит понимать, что в будущем российские интересы на Балтике будут сталкиваться со скрытыми, возможно, и открытыми противодействиями западных держав.
