- •Мифологическое сознание. Славянская мифология.
- •Заговоры как жанр обрядового фольклора. Работа а.А. Блока «Поэзия заговоров и заклинаний».
- •Проблема изучения и классификации календарно-обрядовой поэзии. Основные издания.
- •Жанровый состав календарно-обрядовой поэзии зимнего периода (по работам в.И. Чичерова и н.П. Колпаковой).
- •Отголоски древних форм мировоззрения в весенне-летних и осенних обрядах и песнях.
- •2. Сговор.
- •3. Девичник.
- •4. День свадьбы.
- •Свадебный пир.
- •Издания материалов по народной свадьбе.
Специфика фольклора. Основные термины и понятия, его характеризующие. Какое краткое объяснение им дают ученые
(А.Н. Веселовский, П.Г. Богатырев, В.Я Пропп, В.П. Анникин, Б.Н. Путилов, В.Е. Гусев)
Фольклор – устное художественное творчество широких народных масс. Широких народных масс = коллективное творчество устное художественное творчество может рассматриваться:
- с точки зрения этнографии (все проявления отдельно);
- словесное творчество;
- с точки зрения этнологии (все проявления вместе).
Фольклор обладает свойствами, качествами, которых больше нигде нет, которые в совокупности дают специфику фольклора:
1) Устность. Устное творчество, может рассматриваться с:
- внешней стороны устности. Аргументы: исторические, потому что раньше письменности социальные (крестьяне неграмотные) коммуникационная (ситуативное)
- внутренней стороны устности: устность может рассматриваться как поэтическая характеристика текста Азбелов: «фольклор – искусство памяти» (приём повторения, «узелки на память») Устность определяет поэтику, строй произведения, а не условия его бытования.
2) Вариативность – существуют разные варианты одного и того же текста, например, сказка о Снегурочке. => фольклорное произведение – совокупность, взаимодействие всех вариантов (инвариант – то, что не меняется).
Классификация вариантов:
- По форме. Например: долгая сказка (в Карелии и на Севере). Сказка напоминает аккордеон.
- По содержанию. см. Снегурочку: одна - волшебный текст, другая – бытовая сказка.
- По степени сохранности (иногда остается лишь маленький фрагмент) «Дождик, дождик пуще, Пусть травка будет гуще»
- остаток от древнего обряда
- По времени возникновения.
- Испорченные – начинает разрушаться сам художественный смысл. Вариант песни об Авдотье Рязаночке.
3) Коллективность – народ – автор любого фольклорного текста => не было никого, кто первым придумал этот сюжет. В.Я. Пропп «Специфика фольклора» - «Фольклор стоит гораздо ближе не к литературе, а к языку» Фольклор – коллективный сон народа. Признак некоего коллектива – наличие фольклора.
4) Традиционность (консервативность) – фольклор обращен в прошлое, в отличие от литературы. В борьбе традиционности и вариативности проходит живая жизнь фольклора.
5) Непрофессиональный характер творчества. Фольклор – часть повседневной жизни крестьянина => искренность крестьянина (нет цензуры) Профессионализм – признак скорой смерти данного вида фольклора.
6) Синкретизм – взаимодействие (взаимопроникновение) звука, смысла, жеста; неразрывная слитность. Половина смысла в устной речи зависит от паравербальных элементов. В профессиональном искусстве синкретизм нужно создавать.
А.Н. Веселовский считал, что не все народности доходили до схематизации сказочной сюжетности, то есть до той простейшей композиции, которая открывала путь к дальнейшему, уже не механическому творчеству. В материале бесформенных рассказов схематические сказки остаются пятном, не расплывшимся в общей массе. Отсюда заключение: там, где рядом с такими сказками не существует сказок без формы и плана, развитие дошло до схематизации и если не создало сказки, то поэтические сюжеты могли переселяться из одной среды в другую, пристроиться к новому окружению, применяясь к его нравам и обычаям.
Но если одна из пришедших в столкновение народно-культурных сфер опередила другую в понимании жизни и постановке идеалов и в уровень с ними выработала и новый схематизм поэтического выражения, она действует на более отсталую среду заразительно: вместе с идеальным содержанием усваивается и выразившая его сюжетность.
В.Е. Гусев. В социалистических странах, на наш взгляд, определилась закономерная и плодотворная тенденция обозначать термином «фольклор» не одну устную поэзию, а всю область народного художественного творчества, реально существующую в народной жизни, как определенный комплекс явлений духовной культуры. Здесь учитываются как бы две координаты измерения — социальная природа явления (творчество народных масс) и его качественная специфика (коллективное художественное творчество). Конечно, каждый элемент фольклора может быть объектом специального изучения: словесный — литературоведения, музыкальный — музыкознания, игровой — театроведения и т. д., в особенности в тех случаях, когда эти элементы рассматриваются в их отношениях с литературой, музыкой, театром и т. д., как своего рода эмбрионы этих видов искусства. Но для изучения этих отдельных элементов не было бы необходимости в специальной науке — их с успехом могли бы изучать соответствующие прикладные дисциплины литературоведения, музыкознания и т. д. Однако существует фольклор как нечто целое, как относительно самостоятельная область культуры, со своими специфическими Фольклор (История термина и его современные значения) 21 признаками и закономерностями развития, обладающая безотносительной ценностью, и он заслуживает специального изучения как сложное, комплексное, синтетическое явление. И такое изучение уже не может быть простой суммой разрозненных усилий литературоведов, музыковедов, театроведов, искусствоведов, этнографов. Только ясно осознав сложность, комплексность и вместе с тем принципиальную однородность составных элементов своего предмета, фольклористика обретет самостоятельную жизнь как наука синтетическая и займет свое место в ряду других общественных наук.
Богатырев П.Г. - существование фольклорного произведения предполагает усваивающую и санкционирующую его группу. При исследовании фольклора нужно постоянно иметь в виду как основной фактор предварительную цензуру коллектива. Мы сознательно употребляем выражение «предварительная», так как при рассмотрении фольклорного факта речь идет не о предшествующих его рождению моментах, не о «зачатии», не об эмбриональном существовании, а о «рождении» фольклорного факта как такового и о его дальнейшей судьбе.
Фольклор, по мнению Аникина В.П. — особое искусство. Специфичны его природа, характер творческих процессов в нем, специфичны его образно-стилевые свойства и особенности.
Б.Н. Путилов считал, что Фольклор — это когда деревенский плотник, сапожник, кузнец и т. п. обучает своих подмастерьев обращению с инструментами, показывает им, как возвести дом, вырезать лопату, подковывать лошадь или стричь овец.
Другими словами, фольклор — это множество знаний, умений, мастерства, навыков и практики прошлого, которые передаются примером или словами от старых поколений к новым без посредничества книги, печати или школьного учителя. Бесконечно разнообразный, неувядаемый, живой и меняющийся, всегда готовый охватить и ассимилировать новые элементы и в то же время теряющий свои позиции под воздействием современного прогресса и индустрии, фольклор выступает прирожденным оппонентом всякой штамповки, патентованного стандарта
Категория жанра в фольклоре
(по работам В.Я. Проппа, и В.П. Аникина).
Система жанров русского фольклора
(по работам Н.И. Кравцова)
По работе В.Я. Проппа. Прежде всего, надо обратить внимание на то, что понятия «род» и «вид» относятся к области классификации. Точное определение того, что понимается под жанром, невозможно вне рамок классификации жанров; жанры должны быть определены каждый как сам по себе, так и в их отношении к другим жанрам, от которых их нужно отличать. Оба эти вопроса — вопрос об определении жанров и о их классификации, по существу составляют две стороны одного большого вопроса.
В широком смысле этого слова жанр может быть определен как ряд или совокупность памятников, объединенных общностью своей поэтической системы. Так как фольклор состоит из произведений словесного искусства, прежде всего, необходимо изучить особенности и закономерности этого вида творчества, его поэтику
Специфика жанра состоит в том, какая действительность в нем отражена, какими средствами эта действительность изображена, какова оценка ее, каково отношение к ней и как это отношение выражено. Единство формы предопределяет единство содержания, если понимать под «содержанием» не только фабулу, но мыслительный и эмоциональный мир, выраженный в произведении. Из этого вытекает, что единство «формы» определяется единством всего того, что принято называть «содержанием», и что их нельзя разрывать.
По работе В.П. Аникина. Деление детского фольклора на игровой и неигровой не приближает нас к пониманию сложной системы жанров. Система, которой наиболее последовательно придерживается В.П. Аникин, точно отражает многосоставность и генезис детского фольклора. Не вызывает сомнений правомерность выделения в детском фольклоре поэзии пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки), докучных сказок, создателями и носителями которых в первую очередь являются взрослые. Очевидно и наличие в детском устно-поэтическом репертуаре произведений, выпавших из репертуара взрослых, - собственно детского творчества. Но она не может быть основой рабочей классификации, так как многие жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе - собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые приговоры, дразнилки, поддевки, скороговорки), строятся, как показывает анализ, на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых или литературы. По генетическому принципу строит свою систему В.П. Аникин. Он выделяет три группы произведений: поэзию взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей. Внутри них исследователь рассматривает отдельные жанры и их разновидности.
Н. И. Кравцов также отмечал, что для систематизации фольклорных произведений следует избрать классификацию литературоведческую, т. е. деление на роды, виды и жанры. Под родом следует подразумевать способ изображения действительности (эпический, лирический, драматический), под видом – тип художественной формы, а под жанром – тематическую группу произведений. При классификации учитывается, что в фольклоре употребляются две формы речи – стихотворная и прозаическая. Кроме того, все произведения с определенной долей условности могут быть поделены на обрядовые или необрядовые в связи с их закрепленностью или незакрепленностью за тем или иным народным обрядом, причем «область обрядовой поэзии не подчинена указанным родам, так как она определена не по признаку поэтического оформления, а по признаку бытования».
Мифологическое сознание. Славянская мифология.
Мифологическое сознание это мышление наглядными образами, «телесными» и пластичными по характеру, включенными в жизнь , но напрямую с ней не связанными. В мифологическом сознании нет отвлеченных абстрактных понятий, нет обобщений, в нем не все осознается и осмысливается. Мифологическое сознание создает образы фантазии и пытается ими жить, из них исходить. В этом сознании много мистики, нет четких границ между природой, животным и человеком – все воспринимается как один мир. Элементы мифологического сознания есть у детей дошкольного возраста – они разговаривают с игрушками, сами уподобляются им, оживляют природу, нередко фантазируют по поводу своего прошлого до появления на свет. В таком сознании деформируется информация; ибо оно существует на основе слабой осведомленности, проявляется стихийно, в нем неясны нравственные понятия и идеалы. С возрастом оно преодолевается рациональным типом мышления.
Древнеславянская мифология сложна по своей структуре и богата по содержанию. К сожалению, до наших дней дошло очень мало источников, описывающих верования древних славян, и существ, соседствующих с ними в те времена. Во-первых, славянская мифология настолько древняя что, большинство историй существовало лишь в устной форме. Во вторых, история славянского народа была такова, что верования людей несколько раз менялись насильственным образом, при этом уничтожались практически все упоминания о прежних мировоззрениях. Древнеславянская мифология затрагивает огромный промежуток времени и содержит информацию от сотворения мира до бытовых сцен славянского народа. При этом ее можно разделить на два крупных этапа: древний, первозданный этап, и новый, современный для древних славян. К сожалению, не осталось источников, описывающих события, приведшие к такому переходу, известно лишь, что в мире произошло какое-то событие, которое все изменило. По верованиям древних славян Мир был разделен на три части: верхний мир, расположенный над небесами, мир богов и божественных существ – Правь; средний мир, мир в котором живут люди, звери, растения – Явь; и нижний мир, мир мертвых – Навь. Но эти миры хоть и отделены друг от друга, не являются отдельно существующими, они взаимосвязаны и взаимопроникаемы, однако обычному смертному пересечь границу миров не дано. В каждом из миров действуют свои законы и правила, за каждым из миров присматривают свои боги. Вообще пантеон древнеславянских богов весьма многочисленен. Большинство божеств отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе. Славяне верили, что все миры объединяет единое море хаоса, и все миры расположены в этом море. Изначально мир был создан Родом и двумя его сыновьями Белбогом и Чернобогом. В дальнейшем же, другие потомки Рода видоизменяли и развивали мир. Древние славяне верили, что до них, наиболее развитыми существами в этом мире были Волоты, а славяне являются прямыми потомками этих великанов. Но люди не единственные разумные существа в Яви. По соседству с ними живет огромное число существ, одни из них помогают славянскому народу, другие ненавидят людей и причиняют им вред.
