- •Введение
- •Техника проведения занятий
- •Характеристика клинических феноменов измененных состояний сознания, обнаруживаемых в процессе трансперсональной психотерапии
- •1. Аффективно-мышечный тип реагирования.
- •2. Соматическая (дремотоподобная) форма реагирования.
- •3. Сноподобная (трансперсональная) форма.
- •Терапевтическое применение
- •Заключение
Техника проведения занятий
Для проведения трансперсональной психотерапии необходимо хорошо проветриваемое помещение с деревянным полом, покрытым паласом. Помещение должно быть достаточно уютным, с возможностью неполного затемнения. Желательно иметь маты, типа спортивных, и одеяла.
Музыкальная аппаратура для занятий должна быть достаточно высокого качества и мощности, предпочтителен двухкассетный магнитофон. Необходима также фонотека музыкальных программ; обычно ее подбирает и комплектует сам психотерапевт в зависимости от целей и задач, а также от особенностей контингента больных.
Подбор больных в группы осуществляется по клиническим показаниям. Нередко в процессе лечения разъяснительно-когнитивная психотерапия, внушение наталкиваются на сопротивление пациента, что может выражаться в оппозиции доводам врача или нежелании бороться за свое здоровье, выполнять лечебные рекомендации. Целенаправленное применение метода предполагает хорошее знание терапевтом больных, которых недопустимо направлять на этот вид лечения как на обычную процедуру.
Каждое занятие длится 1,5-2 часа и включает разминку с самомассажем, элементами самопогружения и релаксации (15 мин), собственно занятие, в которое входит гипнотическое “наведение” различных образов, ощущений и переживаний типа полета, бега, погружения в океан и т.д. (15 мин), музыкальная часть сессии (от 45 мин до 1 часа 10 мин), последующий обмен мнениями и спонтанное рисование (15-30 мин). Лечебный курс включает 10-12 занятий. Закрытые группы предпочтительнее для работы, однако это не всегда бывает возможно, особенно в условиях амбулаторной практики. Оптимальное количество больных в группе - 10-12 человек, хотя допустимы меньшие и большие по количеству участников группы, возможна и индивидуальная работа.
В процессе основной (музыкальной) части занятия вербальные контакты с больными почти отсутствуют, однако именно в этот период осуществляется тонкое переведение их внутреннего напряжения в комплекс переживаний типа пассивного воображения, несущего основной лечебный радикал.
Поскольку последствия выраженной гипервентиляции не всегда предсказуемы и, возможно, небезвредны, пациентам рекомендуется интенсивно дышать несколько минут в начале сессии и 1-2 раза по 2-3 минуты в течение занятия, если в этом есть необходимость (потребность углубить состояние). При соответствующей подготовке этого оказывается достаточно, чтобы у больных возникло отчетливое состояние релаксации и измененного сознания. На первых сеансах предлагается сосредоточиться на музыке, “вчувствоваться” в нее, используя свое воображение в соответствии с мелодией и ритмом. После некоторой тренировки у больных активное воображение (например, они представляют себя танцующими вокруг костра под звуки этнической музыки) начинает сменяться пассивным, образы становятся ярче и возникают спонтанно, разворачивается цепь ассоциаций, включающая в себя все самое актуальное для личности.
Для углубления ИСС можно использовать как фрагменты программ, предлагаемых С. Грофом, так и этническую музыку, некоторые композиции А. Шнитке (3-ю и 5-ю симфонии), С. Губайдулиной, Э. Денисова, Ж-М. Жарр, К. Шульце, Хоффман и др.. Желательно, чтобы музыка была незнакомой пациентам, достаточно громкой и подавалась в определенной последовательности: 1) активирующая-эмоционально-напрягающая; 2) содействующая эмоциональной разрядке; 3) релаксирующая. Темп дыхания часто синхронизируется с музыкальным ритмом. При работе с телом пациенты обучаются преодолевать различные негативные реакции (боли, мышечные напряжения, беспокойство и т.д.). На занятиях ведущий стремится сгладить и предупредить приступы насильственного смеха или плача, судорожные состояния, успокаивая больных.
Ввиду того, что занятия осуществляются без токсических эффектов гипервентиляции, выраженные ИСС достигаются в среднем лишь к 4-5 занятию. На 1-2 занятии пациенты часто испытывают беспокойство, “видят” цветовые пятна, цвета обычно соответствуют эмоциональному состоянию (депрессии соответствуют фиолетовый, серый, бурый), сохраняется ощущение своего тела, чувство неудобства от жесткого пола, громкой музыки. На 3-4 занятии устанавливается индивидуальный автоматизм дыхания, утрачивается пространственное восприятие своего тела, нередко возникают неконтролируемые движения (как правило, движения рук, ног, головы), появляются элементы “выхода” из телесной оболочки, ощущения общности с другими людьми. После занятия большинство пациентов испытывают подъем, уверенность в себе, физическую гармонию. Ведущие группы стремятся смягчить спастические напряжения мышц, физические выражения экстаза, тенденцию к истерическим разрядкам, успокаивая пациентов, изменяя характер их ассоциаций путем внушения каких-либо лечебных положений, то есть способствуют тому, чтобы характер переживаний естественным образом вытекал из клинически определенных симптомов и характерологических реакций. Переживания в измененном состоянии сознания символически отражают конкретные эмоции и способствуют внутреннему переосмыслению своей жизненной позиции.
Ограничивая физическую активность пациентов, мягко приостанавливая гипервентипяцию, сглаживая тенденцию к судорожным реакциям и стереотипным движениям, очень осторожно контролируя эмоциональные “взрывы”, ведущий стремится перевести непосредственный комплекс внутренних напряжений из сферы прямого истероподобного реагирования в комплекс трансперсональных переживаний в рамках пассивного воображения или просоночных явлений. Техника работы с больными включает 2 внешне несовместимых элемента: 1) пациенты должны быть максимально раскованными, естественными в выражении своих чувств и ощущений, не играть роль, а стать самими собой, полностью проявляя свою спонтанную активность; 2) врач стремится задержать, приостановить (там, где это необходимо) проявления спонтанной истероподобной активности, в которую наиболее легко трансформируется эмоциональное напряжение.
Фактически процесс управления сеансом сводится к гибкому реагированию врача, которое базируется на знании конкретных клинических и характерологических особенностей больных и выполняет совершенно определенную задачу отреагирования, воспроизведения психотравмирующей ситуации, включения замещающих механизмов пассивного воображения, вплоть до ярчайших переживаний трансперсонального порядка.
Конкретная техника занятий требует от ведущего определенной осторожности и контроля над ситуацией. Дело в том, что во многих случаях при значительной гипервентиляции, в условиях выраженной раскрепощенности воображения, у некоторых больных в переживаниях начинает преобладать сексуальный мотив. Этому содействует и инструктаж о необходимости быть максимально естественными в проявлениях эмоций, и “душевная” обстановка в смешанных группах, и состояния экстатического переживания, далеко не всегда имеющие “стерильно” возвышенный характер. При массивной гипервентиляции дыхание пациентов в группе нередко полностью имитирует дыхание при оргазме, причем больные настойчиво стремятся дышать таким образом, чувствуя приближение этого состояния. Оргазм как таковой при этом происходит, вероятно, достаточно редко, но то, что при этом задействуются механизмы стимуляции центра удовольствия, в том числе механизмы сексуального порядка, представляет несомненную и серьезную опасность. Некоторые пациенты, особенно с сексуальными проблемами, весьма склонны к “коротким замыканиям” такой направленности, находя во время занятий некий суррогат своих нереализованных влечений в бурных фантазиях эротического порядка и истерических разрядках как эквивалентах оргазма.
Подобные тенденции нежелательны, хотя некоторые специалисты и утверждают, что это содействует оживлению естественных биологических функций, их гармонизации и, в конечном итоге, якобы помогает купированию болезненных симптомов и лучшей социальной адаптации.
Исходя из сказанного следует минимально использовать гипервентиляцию, в том числе и по вышеназванной причине, затормаживать у больных примитивно-рефлекторные формы реагирования, переводя эмоциональное напряжение в русло “сновидения наяву”. При правильном проведении занятия эротический мотив переживания не выступает на передний план, а у больных доминирует состояние возвышенной духовной радости, психофизического комфорта, чувства творческого подъема, уверенности и прилива сил.
