Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры история.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
493.06 Кб
Скачать

31.Основы уголовного права древних княжеств на территории Беларуси.

Группы преступлений:

- против власти (покушение на князя, измена правителю, заговор)- смертная казнь, могла быть конфискация имущества, телесные наказания членовредительство.

-против личности (убийство, ранение, нанесение повреждений, членовредительство и др.) от штрафа до смертной казни или кровной мести, отдача в рабство семье потерпевшего, много зависело от смягчающих обстоятельств (алкогольное опьянение) или отягощающих (ночное время суток).

-против собственности (убийство дом.животного, воровствои кража и тд)- штрафы;

- против морали и нравственности (сквернословие, пьянство и лень, нарушение этикета, нарушение законов веры)- здесь суд церковный- штраф развод, позорное наказание, изгнание из общины.

32.Оценка оккупационного режима с точки зрения норм международного гуманитарного права (по конвенциям 1907–1929 гг.).

В первые месяцы войны была оккупирована значительная территория Советского Союза, в том числе к концу августа 1941 года всю территорию Белоруссии.

На захваченной советской земле гитлеровцы установили оккупационный режим. Это была продуманная, тщательно разработанная система политических, идеологических, экономических и военных мероприятий, направленных на ликвидацию социалистического общественного и государственного строя, ограбление национальных богатств и ресурсов, закабаление и уничтожение советских людей. Гитлеровцы максимум внимания уделяли искоренению всего советского. Они ликвидировали Советы депутатов трудящихся, упразднили политические свободы, лишили белорусский народ социальных и политических завоеваний, элементарных гражданских прав и человеческих свобод.

Бесправное положение советского человека подчеркивалось целым рядом нововведений: на дверях домов вывешивались списки жильцов; новое лицо немедленно должно было регистрироваться; без разрешения местных властей запрещалось отлучаться из населенного пункта; вводилась система заложничества; вступал в действие комендантский час.

В международном праве издавна установлено, что мирное население, не участвующее в войне, должно пользоваться неприкосновенностью. В статье 46 Гаагской конвенции 1907 г.записано: «Честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность… должны быть уважаемы».

Однако Гаагские и Женевские международные конвенции 1864, 1939, 1906, 1907, 1929 годов не являлись законами для правительства и военного командования фашистской Германии. Гитлеровцы возводили в ранг военной доблести и всячески поощряли убийство, грабеж и насилие.

33.Политические и правовые идеи в исследованиях ученых-юристов Республики Беларусь.

В предвоенный и послевоенный периоды основные исследования в области белорусской государственности проводились рядом советских авторов. Так, в 1940г.- основные вехи в истории феодального права Беларуси разрабатывались С.В. Юшко, издавшим учебник по «Истории государства и права Беларуси». В 1959году в свет вышла книга В.Т.Пашуто «Образование Литовского государства». С 1960 года свои многочисленные исследования проводит видный деятель Юхо И.А., который занимается изучением общественно-политического строя Беларуси, издает множество артикулов на белорусскую правовую тематику. В 1978 году он издает монографию «Правовое положение населения Беларуси в 16 веке», в 1992 г- «Кароткі нарыс гістрыі дзяржавы і права Беларусі». На эту же тематику в рассматриваемый период издавались работы Г. Козловского, Т. Забелы, Игнатенко А.П., Грицкевича, в основном посвященные экономическому строю городов и правовому положению населения города в 15-17 веках.

В последнее десятилетие наиболее активно это направление разрабатывается такими авторами как Довнар Т.И., Шелкопляс В.А., Кузнецовым А.и. и другими учеными.

В целом историческое развитие любой науки, в том числе и истории государства и права, сопровождается изменениями и преобразованиями ее предмета. Отпадение одних и выдвижение иных объектов познания, восполнение традиционной проблематики данной науки новыми направлениями исследований и проникновение в сферу иных отраслей научного знания кажется иной раз неоправданным или даже недопустимым с точки зрения "чистоты" той науки, в основе которой устоялись, вошли в арсенал неопровержимых догмы как будто бы достаточные для решения назревающих проблем практики. Так рождается отрицание даже тех благородных явлений, которые несут с собой, в частности, тенденции объединения наук в комплексном исследовании соответствующих им объектов. Логика рассуждении при этом выглядит примерно следующим образом: поскольку учение о государстве и праве исторически "вычленялось" из сферы других наук в процессе их развития, постольку его современная интеграция с другими науками пред­оставляет собой шаг назад к тому первозданному виду, когда оно было в зародышевом состоянии. Но такой формально-логический подход в рассуждении вызывает недоумение, ибо мировая и отечественная наука переживают в настоящее время небывалый в своей истории подъем именно благодаря интеграции различных наук. Опасения о "размывании" границ предмета истории государства и права не имеет под собой сколько-нибудь рациональных оснований. "Размывание" границ истории государства и права отнюдь не уничтожает предмета данной науки, а обогащает его, вливает в его “душу" те теоретические ценности, которыми обладают иные науки.

Современное состояние историко-правовых наук пре­имущественно предстает перед нами в виде социологического ис­толкования государства и права, поскольку в основном онтологиче­ски изображает объективную диалектику государственно-правовой действительности, ее реального развития, изменения и преобразо­вания. Выполнив и продолжая успешно выполнять эту свою мис­сию, история государства и права все в большей мере стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами проис­ходит само познание государственно-правовых явлений, какова их гносеологическая природа. Постепенно, шаг за шагом происходит зарождение, становление и развитие нового направления в лоне самой науки общей теории государства и права, которое можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории по­знания государственно-правового бытия.