Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ю.А.Краснов. Статьи о Звенигороде.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
87.04 Кб
Скачать

Ю.А. Краснов

Язык звенигородской земли

Нас окружают названия. Человечество позаботилось дать обозначения, своеобразный адрес всем географическим объектам, с которыми имеет дело, иначе было бы невозможно разобраться в их поистине неисчислимой массе. Но географические названия (их часто называют еще топонимами: от греческих слов “топос” – место и “онима” – имя) – не только адрес. Это слова из языка того народа, который дал эти названия, слова, которые могут жить очень долго, передаваясь не только из поколения в поколение, но и от одного народа к другому. Умея читать этот язык земли, понимая его, можно многое узнать об истории края, о былом расселении племен и народов, о наших далеких предках. Не случайно топонимы относя к числу важных исторических источников, а наука о географических названиях – топонимика – так тесно связана с историей. Совершим и мы мысленно краткую экскурсию по географическим названиям нашего края, попытаемся определить, когда и почему появились хотя бы некоторые из них.

Для нас привычны названия рек Москва, Истра, Руза, Тросна, Сетунь и Сетунка, Слезня, Вяземка (в древней, исходной форме – Вязьма). Но безуспешны будут попытки объяснить их значение из современного русского языка: они намного древнее. И названия эти не единичны на географической карте. В Подмосковье, Верхнем Поволжье, Прикамье и Приуралье немало рек, названия которых, как и топоним Москва, оканчиваются на -ва: Протва и Гнедва, Бакава и Ситерва, Косьва и Сылва... В документах XIV века среди волостей Звенигородского княжества упоминается Истерва – топоним, также восходящий к названию реки. В Литве и Латвии есть реки Руза и Руоза, Трасине, Сете, Сетуне. Далеко на западе, среди притоков Одера можно найти реки Слезна, Слеза, Шлеза. Топониму Истра созвучны древнее название Дуная – Истр, а также Струма на Балканах, Днестр, и, как это не покажется странным – Сестра. Название Вязьма находит параллели в топонимах Клязьма, Решма, Кинешма... И такие параллели не случайны: это исторические пласты топонимов, оставленные разными народами и в разное время. Что же это за народы? Название рек с окончанием на -ма (Вязьма), особенно частые между Волгой и Окой, нельзя объяснить ни из одного существующего ныне языка. По мнению языковеда В.А. Серебренникова, это древнейший пласт географических названий нашего края, относящийся по крайней мере к концу каменного века, то есть ко времени не позднее IV–III тысячелетий до нашей эры. Мы знаем и остатки поселений людей, говоривших, возможно, на этом исчезнувшем языке. Одно из них располагалось в Звенигороде, на берегу Москвы-реки.

Более поздними считают речные названия типа Москва, Протва, Истерва. Перевести на русский язык полное значение этих слов трудно, однако характерное для них окончание многие учёные расшифровывают из современных финно-угорских языков – оно означает “вода”, “река”. Там, где встречаются такие топонимы, есть и другие названия финно-угорского происхождения: Икша, Векса, Пекша, Ока... Последний топоним переводят из финского “йокки” – река. Этот пласт названий оставлен племенами, языки которых относились к финно-угорской группе и были близки современным языкам мордвы, мари, карел, финнов. В Подмосковье эти племена появились, как считают археологи, примерно в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры и жили здесь около трёх тысяч лет. Остатки их поселений также имеются и в нашем районе.

Не моложе финно-угорских названий топоним Истра, в котором ясно слышится древнее индоевропейское “стр” – течь.

Возникновение топонима относится, как считают языковеды, примерно, к III–II тысячелетиям до нашей эры, когда славянские, германские и балтские языки ещё не разделились, не обособились, составляя единое ответвление древнего индоевропейского языка. По свидетельству археологов, именно в это время с запада или юго-запада в Подмосковье пришли племена, отличавшиеся по культуре от более древних обитателей края. Они полностью растворились позднее среди местного финно-угорского населения, так что этот топонимический пласт раскрывает перед нами одну из малоизвестных страничек истории края.

Топонимы Тросна, Руза, Сетунь, Сетунка, несомненно, балтского происхождения. Значение этих названий можно понять из языков балтской или летто-литовской группы, на которых и сейчас говорят латыши и литовцы. Топоним Сетунь, например, расшифровывается литовским словом “сетува” – “глубокое место в реке, омут”. Топонимы ясно свидетельствуют, что балты и финно-угры занимали в прошлом значительно более широкую территорию, чем сейчас. Предполагается, что в Западном Подмосковье балтские племена появились в начале нашей эры, так что балтский топонимический пласт здесь наиболее поздний из дославянских.

А небольшой правый приток Москвы-реки – речка Слезня носит одно из древних в нашем крае славянских названий. Именно славянских, а не русских: этот топоним появился задолго до того, как сложился русский язык, и восходит к древней общеславянской основе “слег”, означающей “мокнуть”, “насыщаться влагой”. Не случайно близкие названия есть в бассейне Одера, на западных окраинах славянских земель. Славянские племена вятичей и кривичей появились в нынешнем Подмосковье не раньше IX–X веков. В это время и могло возникнуть название Слезня, современник многочисленных в Одинцовском районе курганов – могил безвестных славянских первопоселенцев. Интересно, что и на берегах Слезни есть несколько курганных групп.

Так топонимика вместе с исторической наукой – археологией, дополняя друг друга, позволяют разобраться в сложной картине смены племен и народов на территории края, наметить основные вехи в его этнической истории.

Названия сел, деревень, городов нашего района в основном русские. И эти топонимы возникли не случайно, а были обусловлены историческими причинами.

Интересна большая группа географических названий типа Ивановка, Дунино, Аксиньино, Жуковка, Козино. Наивно, конечно, предполагать, что Жуковка названа по обилию жуков, Козино – коз. Такие названия сел и деревень образовались от имен, прозвищ и фамилий владельцев, а иногда – первопоселенцев; они появились с развитием феодальной собственности, когда название стало служить знаком – кому принадлежит земля. К числу этих топонимов принадлежит и Одинцово, названное по прозвищу одного из первых владельцев – боярина Одинца - Домотканова. О развитии феодальных отношений говорят и топонимы, в состав которых входит слово “слобода”, в старом русском языке равнозначное слову “свобода”: так назывались поселения крестьян или ремесленников, которых феодалы приглашали на новые места, освобождая на время от повинностей. В документах начала XIV века в Звенигородском княжестве упоминаются Великая слободка, Юрьева слободка. Отголосок этого давно забытого обычая – название Саввинская Слобода: ведь Саввино-Сторожевский монастырь, по имени которого названо это село, был крупнейшим феодалом.

Топонимы такого рода появлялись в разное время. Возраст некоторых из них можно определить довольно точно. Древнее название села Иславское, зафиксированное в документах XIV–XV веков как Войславское, происходит от языческого славянского имени Воислав, а языческие имена на Руси полностью вышли из употребления не позднее XII века. О большой древности села говорит и археология: по берегу Москвы-реки здесь имеются остатки древнего поселения, относящегося именно к ХI–XII векам. К глубокой древности, когда русскому крестьянину нередко приходилось огнем освобождать от леса пашню для посева, восходит топоним Гарь – забытое название села Покровское.

Важный период истории Руси обусловил появление названия Звенигород. Сейчас твердо установлено, что город этот возник не позднее XII века – он ровесник Москвы. Убедительно говорят об этом археологические раскопки, но и сам топоним указывает на это время. Дело в том, что в XII веке происходило интенсивное переселение из южных районов Руси в северные, вызванное набегами кочевников и политикой князей, осваивались бескрайние просторы Владимиро-Суздальской земли. Переселенцы часто приносили с собой с юга и привычные для них названия городов, сел и даже рек. Кроме Переяславля под Киевом, например, возникли Переяславль-Рязанский (ныне – Рязань) и Переяславль-Залесский (ныне – Перелавль-Залесский в Ярославской области). Так же появилось и название подмосковного Звенигорода, напоминающее об одном из южных Звенигородов – киевском или галицком. Иногда топоним Звенигород объясняют так: город, колокольным звоном предупреждающий Москву об опасности. Это, конечно же, поэтическое толкование, далекое от действительности.

К значительно более позднему времени относятся названия сел, образованные от наименований престольных праздников, которым посвящались церкви: Знаменское, Успенское, Введенское, Покровское, Троицкое и другие. Такие топонимы широко распространились только в XVIII веке, хотя сами села могли быть и древнее. Успенское, например, именовалось сначала Вяземское и лишь с постройкой в начале XVIII века ныне существующей церкви получило современное название. Введенское два-три столетия назад называлось Першино.

Ю.А. Краснов

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]