- •Особенности зрительной и слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня содержание
- •Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с аномалиями прикуса 6
- •Глава II. Эмпирическое исследование особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста с аномалиями прикуса 24
- •Введение
- •Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей запоминания и воспроизведения зрительной и слуховой информации у детей дошкольного возраста с онр III уровня не надо заглавными писать
- •1.1. Развитие зрительной и слуховой памяти в дошкольном возрасте
- •1.2. Особенности развития зрительной и слуховой памяти у детей с онр III уровня
- •Выводы по главе I
- •Список использованной литературы
1.2. Особенности развития зрительной и слуховой памяти у детей с онр III уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это собирательный термин для целого ряда речевых аномалий, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонетики) у детей с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом. Данный термин введен Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-х - 60-х годах.
Группа детей с ОНР разнообразна по структуре дефекта, по его механизму, этиологии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 2011). К данной группе относят детей с алалией (как моторной, так и сенсорной), детской афазией, дизартрией (в том числе и со стертой дизартрии), ринолалией, детей с задержкой речевого развития, общим для которых является недоразвитие речи как системы, нарушение всех компонентов речи. Как пишут Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина, «в практике логопедической работы нередко сочетаются различные формы речевых нарушений. Так, дизартрические расстройства сопровождаются алалическими проявлениями или недоразвитием слуховой функции, нарушения звукопроизношения при ринолалии сочетаются с дизартрическими проявлениями» (2003, с. 17).
Для всех детей с ОНР характерно нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи. Однако, речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева (2011) обращают внимание на то, что при общем недоразвитии речи отмечается неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными. Время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы, однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное предложение, различны. Основными симптомами дизонтогенеза речи, по мнению авторов, являются стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам, воспроизведение в основном открытых слогов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов.
По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной и Н.А. Никашина (1968), четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой (2004, 2009).
Приведем характеристику третьего уровня ОНР.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Понимание речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию.
Обиходная речь становится более или менее развернутой, но в ней часто наблюдается неточное знание и употребление многих слов. Свободное общение сильно затруднено, и в контакт с окружающими дети обычно вступают в присутствии родителей или воспитателей, дающих пояснения к высказываниям ребенка. Между тем дети во многих случаях уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут достаточно свободно рассказать о своей семье, о себе и своих друзьях, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ. Но дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют.
Обычно дети используют только самые простые фразы. При необходимости построить сложные предложения, например, для описания своих последовательных действий с разными предметами или при рассказе о цепи взаимосвязанных событий по картинке, дети испытывают большие затруднения. При составлении предложений по картинке дети, правильно называя действующее лицо и само действие, нередко не включают в предложение названий предметов, которыми пользуется действующее лицо. В самостоятельных высказываниях часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения. Так, желая рассказать о весне, ребенок говорит: «Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц». Он понимает, что сначала растаял снег, а потом прошел месяц, но выразить эти причинно-следственные отношения в предложении ему не удалось.
Тем не менее, изучение состояния речи позволяет выявить недостаточное развитие всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. В устной речи дети стараются избегать трудных для них слов и выражений. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходный объект (кондуктор - «кассир», кресло - «диван»). Иногда нужное слово заменяется другим, близким по звуковому составу (смола - «зола»). То же самое происходит с названиями малознакомых ребенку действий: вместо «строгать» он говорит «чистить», вместо «резать» - «рвать», вместо «вязать» - «плести». Время от времени дети прибегают к пространным объяснениям для того, чтобы назвать предмет или действие. Такие глаголы, как «поить» и «кормить», у многих детей недостаточно дифференцируются по значению.
К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; неразличение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов.
Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Характерно недифференцированное произнесение некоторых звуков, когда один звук заменяет одновременно 2-3 других звука. Например, ребенок заменяет звуком С', еще недостаточно четко произносимым, звуки С («сяпоги» вместо «сапоги», Ш («сюба» вместо «шуба»), Ц («сяпля» вместо «цапля). Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей страдает формирование звукового анализа и синтеза слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать чтением и письмом (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, 1968).
Таким образом, общее недоразвитие речи является многомодальным нарушением, проявляющемся на всех уровнях организации речи. При этом при общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается не только несформированность речевой деятельности, но и других психических функций, в том числе памяти.
Нарушение памяти у дошкольников с ОНР III уровня проявляются в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (красные фигурки, круги и прочее), хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты, животное и прочее), собрать в коробочку все предметы из металла (дерева, пластмассы и прочее). Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева, 2011).
По данным А.П. Вороновой, у детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей. Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.
Кроме того, у детей с общим недоразвитие в речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
Как пишут Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки - привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности» (2011, с.136)
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1995) отмечают также, что любая деятельность детей с ОНР часто требует специальных побуждений и стимуляции, многие из них легко теряют конечную задачу, не могут составить внутреннего плана ее решения, т.е. в этих случаях можно предполагать недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внимания. Об этом же говорит в своей работе Р.А. Белова-Давид (1972), которая указывает, что характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи заметны любому воспитателю, отработавшему в специальной группе хотя бы одну смену. Отклонения от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить за товарищем. Как видно, такое поведение детей с ОНР может отразиться и на качестве воспринимаемого учебного материала и на взаимоотношениях таких детей со сверстниками.
Экспериментальные данные о состоянии памяти детей от 5 до 8 лет с речевыми нарушениями приводят В.М. Шайтор, Л.А. Захирина и Е.А. Пономарева (2001). Они отмечают, что развитие слуховой кратковременной памяти у 75% детей с ОНР находится на среднем уровне, развитие зрительной кратковременной памяти у 50% обследованных детей - на низком уровне. Характерно, что нарушение памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизировать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит название шести-семи подарков на день рождение, чем четырех - пяти спрятанных на занятиях предметов. Таким образом, у детей с ОНР снижена вербальная память и продуктивность запоминания.
Таким образом, у дошкольников с ОНР III уровня наблюдаются особенности запоминания и воспроизведения как зрительной, так, и особенно, словесной информации.
